ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Антагонизм в отношениях между заказчиком и подрядчиком заложен изначально: ведь первый тратит, а второй зарабатывает, и никто не хочет отдавать свое. Не один десяток лет мы наблюдаем настоящую войну между теми, кто заказывает строительство, и теми, кто его выполняет: по-прежнему одни жалуются на срыв сроков и некачественную работу, другие — на задержки выплат и необоснованные дополнительные требования.Даже опытные игроки строительной отрасли жалуются, что аукционы все еще выигрывают компании, предлагающие самую низкую цену, после чего вынуждены экономить на качестве работ и материалах, обманывая заказчиков. Последние в свою очередь стали переходить на систему пост-оплаты без авансов, не считаясь с тем, что подрядчикам нужно платить налоги, зарплаты и пр.

Есть ли возможность изменить укоренившуюся на рынке строительных работ ситуацию? Может ли государство поддержать строителей и каким образом?

Об этом журналу «СТО Строительство Технологии Организация» рассказал член Советов НОСТРОЙ, НОПРИЗ, НОЭ, вице-президент Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты Антон Мороз.

 

ТЕНДЕРЫ

Проблема взаимоотношений заказчиков и подрядчиков, особенно в части исполнения государственного заказа, очень серьёзно влияет на сроки, качество, объёмы строительства и общение заказчиков и фактических исполнителей. С одной стороны, мы имеем коммерческий заказ на строительство, где техническое задание формируется на основании запросов заказчика, который является основным плательщиком денежных средств. Именно он указывает проектировщику,  организациям строительного контроля и надзора необходимые требования и условия, которые он хочет видеть в своём объекте, и требует их обязательного исполнения. Структура, которая обеспечивает техническое задание и конкурс, чётко понимает, что хочет иметь по факту. Она нанимает того проектировщика, который не дешевле, а который профессиональнее; привлекает службы строительного контроля и надзора, технического заказчика, и пользуется профессиональным инструментарием, в том числе на экспортном уровне. Это правильный подход. В такой ситуации формируется абсолютно объективная, адекватная цена, которая выносится на рынок и в рамках которой делается предложение. Сам заказчик чётко определяет того подрядчика, с которым он хочет работать, по тем критериям, которые он задал. По его опыту работы, по оснащённости кадрового состава, технической базы, по возможностям финансового участия
в процессе строительства, решения тех или иных проблемных узлов и задач.

С другой стороны, мы имеем государственный муниципальный заказ в рамках федеральных законов №44-ФЗ и №223-ФЗ. Основная проблема всех строек – это отсутствие грамотного технического заказчика на строительстве. При малом строительстве заказ на квадратные метры формируют в основном муниципалитеты, детские сады, школы, МУПы, ГУПы. Предприятия государственного комплекса в части государственного управления через федеральные законы №44-ФЗ и №223-ФЗ сталкиваются с проблемой квалификации заказчика, которому приходится формировать заявку и проводить конкурсную процедуру, нанимать компанию и в дальнейшем принимать у неё работы. Сам заказчик абсолютно безграмотен в проведении закупки работ и не в состоянии обеспечить качественную приёмку и технический надзор за этими работами.

В основном, победителем в закупке становится организация, предложившая наименьшую цену. И через три месяца мы имеем либо недостроенный объект, либо объект, построенный с крайне низким качеством, который начинают переделывать заново. В рамках Федерального закона №44-ФЗ о больших закупках ситуация тоже крайне неоднозначна. Крупные заказчики обладают собственными системами контроля исполнения заказа. Они пытаются обеспечить победу на аукционах именно тем поставщикам услуг, которые обладают необходимыми возможностями. Но мы всё равно имеем серьёзный перекос, когда за счёт демпинга входит группа компаний, называемая «Рога и копыта», снижает цену, выигрывает конкурс и тем же добросовестным поставщикам услуг пытается этот конкурс в дальнейшем перепродать. Она максимально занижает цену и тем самым подрывает качество работ и подводит ее исполнителей. С другой стороны, появляются так называемые специально заточенные под собственных поставщиков конкурсы, что способствует развитию конкуренции и в результате приводит к увеличению цены на конкурсных процедурах, не создавая дополнительных преимуществ по качеству выполнения работ, в размере увеличения 30-35% по стоимости фактических работ на рынке. Это тоже проблема. Каким же образом её можно решить?

Во-первых, нужно полностью поменять систему контрактования в строительстве. Федеральные законы №44-ФЗ и №223-ФЗ – это законы общего применения. Строительная отрасль крайне специфическая. В ней задействовано более 7  млн рабочих рук, работает огромное количество различных по своему профилю деятельности компаний. Без наличия системы квалификации, собственного закона по контрактованию проектных, изыскательских, строительных работ решить задачу допуска качественных исполнителей контрактов на площадку, а также задачи, связанные с ценообразованием и с  уценкой стоимости проектно-изыскательских работ, будет невозможно. Должно быть два разных закона. Один должен описывать взаимоотношения заказчика и подрядчика, а также закупочных процедур в строительстве, а  другой  – описывать процедуру закупки в проектировании и инженерных изысканиях. Несмотря на то, что это единая отрасль, мы имеем достаточно серьёзный перекос внутри нее самой по  недооценке проектно-изыскательских работ на фоне общестроительных. Опять же, без двух разных системных законов по закупкам мы эту ситуацию не решим. А как мы понимаем, от инженерных изысканий и проектирования зависит практически всё, что связано с качеством работ и  с применением современных инновационных технологий. Эти законы уже много лет готовятся национальными объединениями строителей, проектировщиков и изыскателей. По ним идёт активная работа с Министерством строительства, но  в  то же время мы имеем противовес в лице экономического блока правительства нашей страны, который не считает строительную отрасль исключительной. Между тем, без принятия отдельных законов по конкурсным процедурам в  строительстве, проектировании и инженерных изысканиях решить ситуацию с  закупками будет крайне сложно.

От этого зачастую зависит и ситуация взаимоотношений заказчика и подрядчика на площадке. Если процедура закупки будет отрегулирована, то проблема взаимоотношений и допуск на площадку качественного подрядчика будет на 90% решена.

 

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Далее, у нас достаточно большие проблемы с вопросом ценообразования. Уже несколько лет Министерство строительства вырабатывает концепцию ценообразования в строительстве, переходит от одного метода оценки к другому. И до сих пор не принято однозначного решения. Вызывает беспокойство, что зачастую вопросом ценообразования занимается тот, кто непосредственно размещает заказ и тот, кто проводит экспертизу той цены, которую заказчик считает правильной. Не секрет, что в государственных закупках маржинальность строительных работ зачастую становится не 12-15%, а  сводится до 0-2%, что фактически обесценивает стоимость работ строительных компаний. Заказы принимаются ради заказа, для того, чтобы обеспечить заработными платами работников предприятия. Мы при этом забываем об амортизации технической базы, что зачастую мы этим самым не допускаем профессиональных строителей до работы на более важных и  более системных объектах. Понижая расценки строительных работ, мы обеспечиваем системное обесценивание этих работ в ущерб качеству, срокам, новым технологиям. Этот вопрос необходимо незамедлительно решить.

 

ПРАВОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Если государственный заказчик будет иметь необходимую системную проработанную позицию, которая будет ориентирована не на строительство за минимальные деньги в кратчайшие сроки, а  на взвешенный подход к строительству качественного объекта за адекватную стоимость и сроки, то это очень упростит взаимоотношения серьёзного подрядчика с заказчиком. И мы знаем региональных подрядчиков, которые работают именно по принципу качественных работ, которые не берутся за недооцененные и обесцененные работы, и которые чётко прописывают договорные отношения с заказчиком. У этих компаний не возникает проблем во взаимоотношениях с поставщиком услуги. Они в состоянии выйти на объект собственными силами, обладают необходимой технической, материальной, кадровой базой. Таких заказчиков нужно «создавать» как можно больше. То есть, крупные отраслевые заказчики должны быть у каждого из министерств. При этом должен быть заказчик, который может исполнить весь комплекс работ, но не будет являться единственным исполнителем, потому что тогда возникнет перекос в ценообразовании и в допуске на рынок компаний, которые в состоянии сочетать эти работы параллельно. Я считаю, что если у  нас в каждом направлении отрасли будет несколько трестов, специализирующихся на определённых видах работ, то это принесёт определённую пользу для развития этих отраслей строительной промышленности, особенно специфических.

 

СОПРОВОЖДЕНИЕ

Следующее необходимое условие исполнения качественных работ – это наличие проектировщика, который создавал объект не только на начальной стадии проектирования, но и сопровождал его на всех этапах строительства. Это позволит соблюсти технологическую и конструкторско-проектную линию, а также в любой момент вмешиваться в процесс производства строительных работ, в отношения заказчика и самого подрядчика с целью недопущения обесценивания и  ухудшения качества этих работ. Проектировщик должен быть введён как представитель авторского и проектного надзора с момента создания ТЭО до момента ввода объекта в эксплуатацию.

 

КОНТРОЛЬ

И последнее – это функция строительного контроля. Она осуществляются Минстроем и службами технического заказчика. Но при этом в строительной отрасли существует огромное количество в  том числе федеральных заказчиков, у  которых свои собственные задачи, своё видение постановки строительных работ. Мы считаем, что Министерство обороны, Министерство здравоохранения, Министерство социального развития и иные органы исполнительной власти должны заниматься непосредственно той деятельностью, ради которой они были созданы. А  строительной частью этих работ, не входя в технологические процессы, должны всё-таки заниматься именно строители и Министерство строительства. Поэтому одной из основных наших задач является создание федерального технического заказчика и развитие на его базе, а также на базе коммерческих предприятий профессиональных служб строительного контроля, которые будут независимо отслеживать на каждом этапе строительства, особенно государственного, качество исполнения, сроки, стоимость, применимость тех или иных материалов на объектах, и тем самым будут чётко вести и обеспечивать исполнение заключённого договора. Это опять же позволит заказчику и исполнителю работ иметь чётко аргументированную позицию в отношении друг друга и не допускать взаимного обесценивания за счёт описанных процедур.

 

Беседовал Евгений Раи

 

Мнение:

Генеральный директор Группы компаний «АЛТИУС СОФТ» Андрей Травкин:

 Единственный выход из этой конфликтой ситуации, на мой взгляд, – правильное планирование и постоянный учёт деятельности строительной компании на всех этапах. Причём не только с точки зрения владельца компании, но и с точки зрения заказчика.

До тех пор, пока на рынке доминируют конкурсы, проводимые для «своего» предприятия, правильный учёт никого не интересует. В этом случае акты и так подпишут, независимо от качества выполненных работ.

Только компании, которые выигрывают тендеры по-честному и понимают, что некачественное выполнение работ грозит штрафными санкциями и дополнительными затратами, нуждаются в комплексном управленческом учёте. К сожалению, таких компаний становится всё меньше, потому что объём строительного рынка сильно сжался в связи с кризисом, ужесточением требований к заёмщикам, повышенным контролем государства за отраслью. Особенно трудно небольшим и малым компаниям. Выживают только те, кто имеет связи.

Действительно сейчас значительная часть заказчиков стала переходить на оплату без аванса. Таким образом заказчики пытаются обезопасить себя, чтобы не возникло ситуации, при которой подрядчик получил аванс, но работы не выполнил. Решить этот вопрос в дальнейшем можно только через суд.

Но есть подрядчики, которые не ради сиюминутной наживы, а осознанно идут на то, чтобы выполнять работы без аванса. У них есть собственные средства, которые используются для закупки строительных материалов, аренды техники, выплаты заработной платы рабочим. Таким подрядчикам жизненно необходимо вести правильный управленческий учёт, бюджетирование, используя современные средства автоматизации. Здесь будет важна буквально каждая «копейка». Эти подрядчики крутятся, им нужен детальный финансовый план по объекту, – такой план, который будет наглядно демонcтрировать: на каком объекте есть прибыль, можно ли часть денег пустить на закупку строительных материалов для нового проекта. Всё это нужно для того, чтобы строительная компания, которая работает без аванса, чётко могла спланировать свои финансы, выполнить работы без срыва сроков, нерационального использования ресурсов.

По нашим данным, на текущий момент резко сместились акценты. Если ещё пять лет назад строительные компании волновал вопрос о целесообразности участия в тендерах, нужен был расчёт плановой рентабельности проекта, то сейчас более всего строителей интересует экономия на материалах. Причём экономия не за счёт снижения качества, а за счёт подбора поставщиков в пределах минимальной цены, контроля заявок на материалы (в пределах лимита сметы). Одним словом, строительные компании стремятся к тому, чтобы избегать незапланированных трат в принципе.

 

Мнение:

Заместитель генерального директора «Трест Коксохиммонтаж» Владимир Мезер:

 – Действительно, тендерная система основана на почти автоматическом выборе минимальной цены у подрядчика, что может являться препятствием для крупных и высококвалифицированных компаний по сотрудничеству с заказчиками по реальным, адекватным ценам. Но это только когда речь идет о поиске новых заказчиков. Обычно у высококвалифицированных специалистов в сфере строительства существует свой проверенный пул заказчиков, с которыми выстраиваются прочные многолетние отношения. И с ними такой замкнутый круг взаимных претензий – это скорее редкость. Что касается промышленного строительства, то все многие проблемы между заказчиками и подрядчиками вызваны в основном несовершенством российского законодательства. Не хватает

норм, правил, законов. Промышленное строительство сегодня – это реконструкция, расширение и переоснащение действующих производств на предприятиях. А это значит, что у подрядчика, работающего на таком объекте, заведомо снижена производительность труда из-за того, что это действующее производство. Однако при создании смет проектными институтами, при формировании тендера, согласовании сроков заказчиком это чаще всего не учитывается. А по факту это приводит к увеличению стоимости на 20% и увеличению сроков на 15%-20%. Кроме того, ценообразование в промышленном строительстве не может быть таким же, как в жилищном, так как любой объект промышленного строительства, как правило, – это особо опасный, тяжелый объект. Это тоже нужно учитывать при формировании тендерных требований. Поэтому первое, чем может поддержать государство и заказчиков, и подрядчиков в строительной отрасли – это формирование четких правил, норм, законов.