рн-юганскнефтегаз
ППРК-Сервис
ЧТОБЫ НЕ ОТСТАТЬ НАВСЕГДА

ЧТОБЫ НЕ ОТСТАТЬ НАВСЕГДА

По результатам проведённого Объединением подземных строителей анализа метростроения в крупных городах Европы, в Петербурге на данный момент должно быть как минимум 200 станций метрополитена, а если ориентироваться на критерии Мадрида – 900. На декабрь 2018 года в Петербурге 69 станций. Для сравнения: в Вене, где возведение метро начали в 1976 году, – 104 станции, причём годовой бюджет австрийской столицы не дотягивает до петербургского примерно на четверть.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Эксперты отвечают однозначно: планировать! Самый умышленный город, практически единственный в Европе построенный по плану, не имеет в главном градостроительном документе раздела об освоении подземного пространства, тем самым очень ограничивает себя в возможностях гармоничного и устойчивого развития.

«Без развития подземного пространства дальнейшее развитие нашего города невозможно, как невозможно без этого и создание комфортных условий проживания, – подчеркнул С.Н.Алпатов. – И для этого подземное пространство необходимо планировать уже сегодня, а это означает, что такой раздел должен быть в  Генплане. Но как в действующем, так и в готовящемся Генеральном плане Санкт-Петербурга такой раздел не  предусмотрен, а значит, не предусмотрено и комплексное развитие подземного пространства».

Для того чтобы данный раздел появился в Генплане, необходимо выпустить соответствующий закон, причём как можно быстрее, ибо готовящийся к выходу обновлённый документ городского планирования также не  содержит такой опции.

За идеологическую основу Объединение подземных строителей предлагает взять Генеральный план 1979 года и доработать с учётом всех (политических и  социально-экономических) изменений. Работу провести в  три этапа: от разработки укрупнённых решений и внесения изменений в градостроительное законодательство (I этап – 5 лет), создания собственно схемы программы комплексного развития с учетом освоения подземного пространства (II – 5 лет) до реализации (III – 30-35 лет).

Первоочередные мероприятия, необходимые для обеспечения возможного освоения подземного пространства Санкт-Петербурга:

• Сформировать список территорий, предусмотренных для освоения подземного пространства.

• Разработать трехмерный (3D) кадастр для актуальности, оперативности и обоснованности принятия решений в области земельно-имущественных отношений.

• Внести изменения в Генеральный план Петербурга с расширением информации о территориях, в ПЗЗ, закон о зелёных насаждениях и пр.

• Разработать СНиПы, СП, СанПины, касающиеся подземных сооружений общественного назначения.

«Сейчас ни в Градостроительном кодексе, ни в Генеральном плане про подземное пространство не  сказано ничего, – подтвердил руководитель архитектурно-планировочного управления ГК «ВиПС» Михаил Бимон, – нет там формулировки, что такое подземное сооружение как объект общественного назначения. И если мы хотим осваивать подземное пространство как Торонто и  Мадрид, размещая в нём не только транспортную инфраструктуру и инженерные коммуникации, но и используя офисные, сервисные, рекреационные возможности, необходимо внести такое понятие».

При этом на время разработки плана комплексного освоения подземного пространства, увязанного с актуальным главным документом территориального планирования (как минимум на первые пять лет), следует взять под жёсткий контроль выдачу разрешений на подземное строительство.

«Чрезвычайно важно максимально «притормозить» нынешнее хаотичное развитие подземного пространства, – подчеркнул генеральный директор ГК «ВиПС» Андрей Парфёнов. – Строительство единичных объектов может привести к параличу и невозможности реализации будущей программы, поскольку даже одно неверное сооружение способно «перерезать» город пополам».

Есть ещё одна инициатива, которую поддерживает всё сообщество подземных строителей, но которая не находит понимания у властей города: создание специальной управленческой структуры, отвечающей за комплексное освоение подземного пространства: не отдельно за  метрополитен, не в нагрузку к автомагистралям за автомобильные тоннели, не дополнительно к инженерной инфра­структуре за прокладку тоннелей для инженерных коммуникаций – за все направления использования недр северной столицы, включая строительство паркингов, пешеходных переходов, заглублённых сооружений самого различного назначения. Чтобы отстаивать интересы отрасли, «пробивать» их на  всех уровнях при принятии касающихся подземного строительства решений. КРТИ не охватывает и не может охватить весь спектр объектов и сфер подземного строительства; созданный год назад Общественный совет по развитию подземного пространства так и не заработал.

«Я считаю, что в Санкт-Петербурге в органах исполнительной власти должна появиться структура, которая

занимается только подземными пространствами, – заявил депутат Законодательного Собрания Санкт–Петербурга Михаил Иванович Амосов, – Как только появится такой орган, для которого это главная задача и работа, с властями станет разговаривать гораздо проще. Заработает связка между планированием и принимаемыми администрацией решениями, и тогда ситуация в нашем городе начнёт меняться».

Спорным считает это предложение первый заместитель председателя Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Андрей Семчанков. По мнению чиновника, в первую очередь, это не оправдано финансово, да и не в структуре корень проблем:

 – Комитет в принципе заинтересован в развитии метро и в освоении подземного пространства. Наша задача – город разгрузить, улично-дорожная сеть на сегодняшний момент свою пропускную способность исчерпала. Мы не хотим переходить только на наземные сооружения, но препятствует этому нормативно-законодательная база. Законы рассматриваются очень долго. Будет законодательная база, и наши проектные институты, я уверен, с удовольствием приступят к разработке проектов и освоению подземного пространства.

Петербург нельзя «законсервировать», как Венецию, при этом его находящийся под охраной ЮНЕСКО исторический центр закрыт для нового строительства, а «небесная линия» сдерживает рост ввысь порой даже за пределами центральной части. Единственный способ сделать город-музей более пригодным для жизни и обеспечить устойчивое развитие  –  осваивать подземное пространство, причём начать всерьёз этим заниматься немедленно, взвешенно и профессионально. Все технические и технологические возможности для этого есть – последние станции метро, введённые в строй к чемпионату мира 2018 года, это доказали.

 

Подготовила Светлана Соснова