ds2018-2
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 08/57/ДЕКАБРЬ 2017 / ТВЁРДОСТЬ В БЕДСТВИЯХ И ДОЛГОТЕРПЕНИЕ
ТВЁРДОСТЬ В БЕДСТВИЯХ И ДОЛГОТЕРПЕНИЕ

ТВЁРДОСТЬ В БЕДСТВИЯХ И ДОЛГОТЕРПЕНИЕ

Одной из таких рыб-прилипал было лицензирование. Введенное в 1992 году, оно осуществлялось лицензионными палатами субъектов РФ. Срок действия лицензии составлял 5 лет. В 2000–2001 годах Госстрой провел компанию по отзыву соответствующих полномочий палат и передал их Федеральному лицензионному центру, оставаясь органом по выдаче лицензий. Однако фактически, по уже сложившейся административной практике, лицензированием занимается государственное предприятие – ФЛЦ. Такое разделение связано с тем, что Госстрой – Росстрой не вправе взимать за выдачу лицензии более чем 1000 и 300 рублей государственной пошлины, направляемых в бюджет. А ФЛЦ заключал(?) (принуждает к заключению) договора на оказание услуг по проверке достоверности и правильности оформления документов из расчета 2500–5000 рублей за вид работы, договоров с экспертной организацией на оказание дополнительных услуг, в том числе по обучению специалистов и т. д. Столь сложная схема организации получения лицензии связана с двумя моментами. Первый: с государственного органа Росстрой – Госстрой снимается какая либо ответственность, так как соискатель «добровольно» обращается ФЛЦ и взаимодействует с ним на «договорных» началах. Второй: с утвержденной «цены» в 1000 и 300 руб­лей стоимость лицензии поднимается в среднем до 120–200 тысяч руб­лей. При этом декларируются следующие цели лицензирования: фискальная, цензовая; статистическая; защитная; регулятивная, нормативная, информативная.
В системе Росстрой – ФЛЦ лицензирование просуществовало до 2009 года.
 
«Мы наш, мы новый мир построим»
 
27 ноября 2009 года вступил в силу 273-ФЗ от 25.11.2009, который прекратил с 1 января 2010 года действия лицензий. И с 1 января 2010 года единственным документом, удостоверяющим право осуществлять определенный вид работ, стало «Свидетельство о допуске к соответствующим видам работ», выданное Саморегулируемой организацией, как новым элементом гражданского общества. Однако финансовая составляющая этого нововведения (компенсационные фонды, вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы, взносы в Национальные объединения, страхование, повышение квалификации, аттестация, независимая экспертиза квалификаций) выросла в 2,5–3 раза. За последующие почти восемь лет не определились с понятием «Саморегулирование». Отсутствуют принципы саморегулирования, кроме одного: хочешь работать – плати.
Новый «революционный» 372-ФЗ, вступивший в силу с 1 июля 2017 года, перевернул строительный комплекс и отправил в поиск новой модели саморегулирования, отличной от моделей, принятых в мире и апробированных опытом. Как долго будет вестись этот поиск уцелевшими саморегулируемыми организациями? 
Отталкиваясь от теории цикличности Льва Гумилева, считаем: 
► 8 лет – лицензионные палаты – «переворот»; 
► 8 лет – ФЛЦ – «переворот»; 
► 8 лет – саморегулирование – вопрос?
Значит ли, что следующий цикл – 8 лет и снова очередной переворот? То есть до 2025 года будет потрачено 3–5 млрд рублей на неведомые цели, а строительный комплекс так и будет находиться в неведомом поиске и странном состоянии?
В 2017 году исполнилось 190 лет со дня рождения величайшего сатирика Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, самого цитируемого, но мало читаемого писателя. Наверное, оттого что при его прочтении настроение портится, мысли неприятные лезут в голову, сравнения нелицеприятные возникают. Великий сатирик, а по совместительству вице-губернатор, неоднократно говорил о том, что интересует его не история, а фантастический «порядок вещей», делающий человеческую жизнь «не вполне удобной». Может быть, и нас интересует этот «порядок вещей», делающий саморегулируемую жизнь не только «не вполне удобной», а не соответствующей вообще каким-либо принципам и понятиям.
Возможно ли развитие в этом сотрясаемом кризисами, коррупционными скандалами, пустыми тратами денежных средств саморегулировании? Щедрин отвечает: возможно, если у начальника «была бы фаршированная голова», потому он не только бы не вмешивался в дела саморегулируемых организаций, но даже бы и законов не издавал, утверждая, что «в этом-то невмешательстве и заключается вся сущность администрации», тем более выборной. 
И еще рекомендует сатирик упразднить «промежду начальства два главных правила. Первое правило: чем больше начальник вреда делает, тем больше отечеству пользы принесет. Науки упразднит – польза; город спалит – польза; население испугает – еще того больше пользы. Предполагалось, что отечество завсегда в расстроенном виде от прежнего начальства к новому доходит, так пускай оно сначала, через вред, остепенится, от бунтов отвыкнет, а потом отдышится и настоящим манером процветет».
 Главные добродетели общества – твердость в бедствиях и долготерпение, основанное на начальстволюбии: «Ежели нас теперича всех в кучу сложить и с четырех концов запалить – мы и тогда противного слова не молвим! Нам терпеть можно! Потому что мы знаем, что у нас есть начальники!»
В конце жизни М. Е. Салтыков – Щедрин писал произведение «Забытые слова». Среди дошедших до нас отрывков есть такой: «Были, знаете, слова – ну, совесть, отечество, человечество, другие там еще… А теперь потрудитесь-ка их поискать!... Надо же помнить!..»
А в строительном комплексе помнят?
 
Владимир Исмаилович Юсупджанов, д-р техн. наук, профессор