ds2018-2
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 08/57/ДЕКАБРЬ 2017 / ОЖД: ПРОГРАММА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ОЖД: ПРОГРАММА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ОЖД: ПРОГРАММА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Электрификация участка Мга – Гатчина – Веймарн – Лужская
Один из масштабных транспортных проектов в России – возведение Морского торгового порта Усть-Луга. Его полномасштабное строительство началось в 1998 году. С 2005 года ОАО «РЖД» выполняет реконструкцию железнодорожных подходов к морскому порту Усть-Луга и развитие Усть-Лужского железнодорожного узла в рамках инвестиционного проекта «Комплексная реконструкция участка Мга – Гатчина – Веймарн – Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива». Этот проект, в том числе, включает в себя усиление электрификации участка Мга – Гатчина (44 км) и электрификацию участков Гатчина – Ивангород, Веймарн – Котлы, Котлы – Усть-Луга, Котлы – Калище общей протяженностью 180,1 км.
Электрификации участка Гатчина – Лужская с парками станции Лужская позволит произвести замену теплово­зов на электровозы и сократить эксплуатационные расходы за счет разницы себестоимости работы 1 часа тепловоза и электровоза, высвобождения тепловозов и локомотивных бригад, а также вследствие исключения смены локомотивных бригад на станции Гатчина-Товарная-Балтийская.
Годовой экономический эффект от электрификации данного участка при пропуске на электрической тяге 53 пар поездов в сутки составит 450,3 млн руб­лей.
Технологический эффект от электрификации участка Мга – Гатчина – Веймарн – Лужская складывается из следующих составляющих:
• увеличение на 11,2 млн тонн в год или на 18,9% объемов перевалки грузов на станции Лужская с железнодорожного транспорта на морской.
• повышение средней участковой скорости движения поездов на 0,35 км/ч;
• сокращение времени доставки грузов на полигоне Кузбасс – Лужская на 0,5 суток;
• повышение пропускной способности участка на 37 пар поездов в сутки за счет исключения смены рода тяги на станции Гатчина-Товарная-Балтийская и подталкивания в пути следования на участке Войсковицы – Елизаветино.
На сегодняшний момент суммарные инвестиции в электрификацию участка Мга – Гатчина-Веймарн – Лужская составили 19,2 млрд рублей без учета затрат на обеспечение внешнего электроснабжения тяговых подстанций (13,6 млрд рублей).
 
Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте
В 2014–2015 годах Октябрьской дирекцией пассажирских обустройств (ДПО) реализовано мероприятие «Внедрение автоматизированных систем управления при освещении посадочных платформ», годовой экономический эффект которого составил 0,8 млн рублей. 
В рамках этого проекта на участке Санкт-Петербург – Москва были установлены щиты управления освещением и светодиодные диммируемые светильники на 56 высоких пассажирских платформах (на 28 остановочных пунктах с пассажиропотоком более 100 тыс. чел. в год).
Функционал системы управления позволяет координировать освещение посадочных платформ с рабочего места диспетчера ДПО, удаленно контролировать снижение потребления мощности и напряжения по каждому отдельно выбранному объекту. Также он дает возможность формирования отчета по конкретному объекту в плане экономии электроэнергии в натуральном и денежном выражении за выбранный интервал времени (месяц, квартал и т. д.). Кроме того, он позволяет изменять уровень осве­щенности посадочных платформ с дискретностью 0,5 ЛК от установленной нормы освещенности, согласно ГОСТ Р 54984-2012, до 2 ЛК в период отсутствия движения поездов с применением системы управления освещением на посадочных платформах, с возможностью корректировки расписания уровня освещенности в соответствии с графиком движения пригородных поездов.
В 2015 году была внедрена система энергоэффективного светодиодного освещения производственных цехов моторвагонного депо Санкт-Петербург – Балтийский. Экономический эффект этого мероприятия составил порядка 2,5 млн рублей в год.
Также была реализована задача внедрения энергоэффективных систем освещения на главном материальном складе Санкт-Петербурга с экономическим эффектом более 2,5 млн рублей. В том же году на жестких поперечниках на станциях Кемь и Оленегорск были установлены светодиодные системы освещения с аналогичным экономическим эффектом.
В 2016 году в рамках мероприятия «Модернизация системы освещения цеха по ремонту тележек ЭВС „Сапсан”» в депо Металлострой была внедрена светодиодная система освещения. Экономический эффект проекта составил 0,3 млн рублей.
В 2017 году в Октябрьской дирекции пассажирских обустройств были модернизированы системы освещения в подземных переходах на шести объектах Санкт-Петербурга, его пригородах и станциях ОЖД с экономическим эффектом более 0,96 млн рублей.
В Октябрьской дирекции по энергообеспечению была внедрена светодиодная система освещения железнодорожного мостового перехода через Неву на перегоне Заневский пост I – Горы. Экономический эффект – порядка 0,58 млн рублей. В наступающем году в дирекции запланирована к реализации светодиодная система освещения железнодорожного мостового перехода через Неву на перегоне Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский – Санкт-Петербург-Финляндский.
 
Светодиодное освещение на Октябрьской железной дороге
В рамках решения задачи внедрения ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте с 2008 по 2016 год (включительно) светодиодным освещением было оборудовано более 376 объектов (станции, платформы, остановочные пункты, подвижной состав, посты ЭЦ, ремонтные цеха локомотивных и мотор-вагонных депо).
Общий объем установленных светодиодных устройств составляет более 71,8 тыс. единиц или 23,5% от общего количества осветительных устройств.
Системой управления освещением оснащено 353 объекта. Данная система предназначена для автоматического и удаленного централизованного круглосуточного управления аппаратурой наружного освещения и сбора информации о текущем режиме работы и состоянии аппаратуры наружного освещения.
Экономический эффект, полученный от внедрения светодиодного освещения за период с 2010 по III квартал 2017 года, составил порядка 128,3 млн рублей.
 
Экономия топливно-энергетических ресурсов
В соответствии с распоряжениями ОАО «РЖД», на 2016–2018 годы утверждены целевые показатели по экономии топливно-энергетических ресурсов для структурных подразделений полигона ОЖД. Так, на 2016 год полигоном дороги было запланировано 84 организационно-технических мероприятия, на внедрение которых планировалось затратить 69,4 млн рублей, и получить от их реализации экономический эффект 493,1 ТДж (306,6 млн рублей).
Выполнение программы энергосбережения за 2016 год составило 115% в натуральном выражении и 123% в стоимостном выражении. Таким образом, сэкономлено 570,6 ТДж на сумму 377,5 млн рублей.
Наиболее энергоэффективными организационно-техническими мероприятиями признаны: оптимизация режимов работы систем освещения с экономическим эффектом 3,43 млн кВтч на сумму 10,36 млн рублей, оптимизация режимов работы специального самоходного подвижного состава – 302 тонны дизельного топлива на сумму 9,25 млн рублей, автомашинист теплотяги с регистратором параметров движения поезда в пассажирском движении – 305 тонн дизельного топлива на сумму 8,9 млн рублей. А также повышение квалификации локомотивных бригад за счет обучения рациональным режимам вождения поездов – 175 тонн дизельного топлива на сумму 5,5 млн рублей и модернизация подвижного состава – 182 тонны дизельного топлива на сумму 5,41 млн рублей.
В 2017 году была запланирована реализация 87 организационно-технических мероприятий, на внедрение которых выделялось 27,1 млн рублей. Ожидаемый экономический эффект – 419,2 ТДж на сумму 292,7 млн рублей.Прогнозное выполнение Программы энергосбережения за 2017 год составляет 116% в натуральном выражении и 118% – в стоимостном. Ожидается экономия энергоресурсов в количестве 485 ТДж на сумму 345,6 млн рублей.
В настоящий момент идет формирование Программы энергосбережения на 2018 год, и полигоном дороги предварительно уже запланировано к внедрению 90 организационно-технических мероприятий с объемом вложений 78,5 млн рублей. Предварительная оценка их экономического эффекта – 311,5 ТДж на сумму 252,6 млн рублей.
 
По материалам пресс-службы ОЖД