ds2018-2
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 08/57/ДЕКАБРЬ 2017 / НОВЫЕ СТАНЦИИ МЕТРО НЕ ЗА ГОРАМИ
НОВЫЕ СТАНЦИИ МЕТРО НЕ ЗА ГОРАМИ

НОВЫЕ СТАНЦИИ МЕТРО НЕ ЗА ГОРАМИ

Цитата

«Нам по-прежнему интересно участвовать в реализации разных по направлению и предназначению сооружений, но основным видом деятельности ОАО «Метрострой» было, есть и будет строительство метро в Санкт-Петербурге!»

 

Н. В. Александров
 
В канун нового года мы встретились с руководителем ОАО «Метрострой» Николаем Александровым, чтобы узнать о том, как строится важнейший транспортный объект – метро в Санкт-Петербурге, какие есть проблемы у метростроевцев и как они решаются.
 
– Николай Вадимович, подводя итоги 2017 года, какую оценку вы можете дать работе коллектива и метростроению в целом?
– Не буду скрывать, год выдался непростым для всего «Метростроя». Я имею в виду не только управление, но и все подрядные организации. Но трудности нас не пугают. Не для того нам доверяют строительство сложнейших объектов, чтобы мы боялись и пасовали. Если говорить о метростроении, то, по моему мнению, сейчас эта отрасль находится на пике своего развития. Благодаря тому, что правительство города и лично губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко отдают строительству метро приоритет, мы имеем возможность работать на четырех линиях одновременно. Надо отметить, что далеко не каждый город может позволить себе такую серьезную нагрузку на бюджет. По факту это вообще возможно только в Москве и Петербурге. И самое главное, что наше городское правительство не останавливается, а наоборот, планово развивает данное направление. В этом я вижу залог безостановочного строительного процесса, а значит, и стабильного пополнения петербургского метро новыми станциями.
 
– Что ожидает коллектив компании «Метрострой» в ближайшие год? Чем порадуете жителей Петербурга в 2018-м?
– Всех нас ожидает трудный год. Пусковой период всегда является самым напряженным. Учитывая то, что в 2018 году сдается два участка метрополитена с пятью станциями, один из которых – продолжение Невско-Василеостровской линии – должен быть введен в строй к ЧМ-2018, пусковая пора будет для нас не просто напряженной, а, прямо скажем, жаркой. Кстати, последний раз одновременно пять станций метростроевцы сдавали в далеком 1975 году (участок 1-й линии от станции «Выборгская» до станции «Академическая» – прим. ред.).
Сейчас мы понимаем, что ввести два участка одновременно весной будущего года не получится, хотя мы ставили себе такую задачу. Но могу вас заверить, что все пять станций будут сданы в сроки, которые обозначены контрактами: участок НВЛ – весной, Фрунзенский радиус – зимой 2018 года.
Для Красносельско-Калининской линии следующий год должен стать ударным. Там планируем начать проходку перегонных тоннелей. Всего участок включает в себя пока только две станции: «Казаковскую» («Юго-Западную») и «Путиловскую», причем последняя будет пересадочной на станцию «Кировский завод». Но в перспективе эта линия должна прирасти еще четырьмя станциями и соединить юг с центром города.
По Лахтинско-Правобережной линии работы также находятся в активной стадии: уже ведется проходка тоннелей, готовимся к проходке наклонного хода станции «Большой проспект» («Горный институт»). К сожалению, в контракт не входит выход на поверхность для второй станции – «Театральная», так как город еще не определился, где и как будет располагаться вестибюль. Но подземную часть станции мы, тем не менее, должны построить.
 
– Вы упомянули Фрунзенский радиус. Его строительство началось раньше, чем продолжение Невско-Василеостровской линии, а окончание строительства будет позже. В чем причина?
– Для того чтобы это объяснить, нужно вернуться на четыре года назад, в 2013-й. Именно тогда мы приступили к освоению площадок под будущее строительство. В 2014-м, уже после начала проходки первого в России двухпутного перегонного тоннеля, город объявил конкурс. При этом стоимость контракта была снижена с 35 млрд рублей, утвержденных госэкспертизой, до 26 млрд. Но мы вынуждены были пойти на эти условия, так как до этого на протяжении года вкладывали свои собственные средства в строительство. Потом резко подскочил курс доллара и евро. В результате и город, и «Метрострой» оказались перед фактом: денег не хватает. Сегодня средств недостает на дозакупку оборудования и проведение финальных монтажных и архитектурных работ. Для решения проблемы городу необходимо скорректировать цену контракта. Сделать это непросто: по закону цена может быть увеличена не более чем на 10% от стоимости контракта, то есть максимум на 2,6 млрд. Для выхода за эти финансовые рамки нужны железные доводы как с нашей стороны, так и со стороны заказчика. В настоящий момент мы совместно с КРТИ составляем обосновательную базу с тем, чтобы в следующем году правительство Санкт-Петербурга могло вынести на обсуждение вопрос об увеличении цены контракта. Решился бы этот вопрос раньше – и сдача в эксплуатацию однозначно состоялась бы раньше.
Сегодня многие скептики обвиняют нас в ненасытности, в постоянном требовании денег, в том числе мы слышим подобного рода высказывания в наш адрес и от городских властей. Но если взглянуть на ситуацию объективно, посчитать, на сколько выросли цены на материалы и оборудование, проанализировать проектную и фактическую стоимость многочисленных строительных процессов, то станет понятно, что мы не голословны. На завершение строительства этой линии средств действительно не хватает. Ведь Госэкспертиза, утверждая смету в 35 млрд рублей, руководствовалась не нашими запросами, а действующим в России ценообразованием.
 
– Многие долгострои города достраивались метростроителями. С чем вы связываете эту практику и что из наземных объектов есть сегодня в портфеле «Метростроя»?
– Я как строитель испытываю гордость за нашу организацию, которая участвовала в сооружении таких важных городских объектов, как Комплекс защитных сооружений от наводнений, вторая сцена Мариинского театра, стадион на Крестовском. Но опять же как строитель я скажу, что гораздо проще и правильнее строить объект от начала и до конца. Доделывать за кем-то всегда сложнее. Тем не менее, несмотря на то, что каждый из вышеперечисленных объектов был своеобразным вызовом, работать на них было интересно, и тем ценнее оказался опыт, который мы приобрели в свою профессиональную копилку.
Что касается так называемой диверсификации, нам по-прежнему интересно участвовать в реализации разных по направлению и предназначению сооружений. Так, сегодня мы работаем в Рождествено на строительстве Многофункционального музейного центра, недавно выиграли тендер ПАО СЗ «Северная верфь» на сооружение нового современного судостроительного комплекса. Но тут важно отметить: несмотря на это, основным видом деятельности «Метростроя» было, есть и будет строительство метро в Санкт-Петербурге.
 
Беседовала Светлана Соснова
 
 
«Поздравляю всех с наступающим Новым годом и Рождеством! Хочется верить, что 2018-й год будет богат на яркие и интересные события, профессиональные победы и успешную реализацию самых смелых планов. С Новым годом, друзья! Крепкого здоровья и благополучия вам и вашим близким!»
Николай Александров