дс2017шапка
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 08/41 ДЕКАБРЬ 2015 / ВОДНАЯ ОТРАСЛЬ ПОДВОДИТ ИТОГИ И СТРОИТ ПЛАНЫ
ВОДНАЯ ОТРАСЛЬ ПОДВОДИТ ИТОГИ И СТРОИТ ПЛАНЫ

ВОДНАЯ ОТРАСЛЬ ПОДВОДИТ ИТОГИ И СТРОИТ ПЛАНЫ

Итоги работы за год и планы на 2016 год профессиональное сообщество водной отрасли обсудило на традиционном семинаре Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, организованном при участии представителей Минстроя, Минэкономразвития, Минприроды, ФАС и Минкомсвязи.
В рамках круглых столов и тематических секций деловой программы представители водоканалов, отраслевых организаций рассмотрели ключевые с точки зрения законодательного регулирования вопросы.

О СИТУАЦИИ, ПРОБЛЕМАХ
И ПЕРСПЕКТИВАХ
Центральными темами мероприятия стали:
• Проблемы обеспечения качества воды, снижения качества водоисточников, формирования резервных источников и установления ЗСО; пути достижения требований СанПиН.
• Перспективы и последствия перехода на технологическое нормирование по наилучшим доступным технологиям для организаций ВКХ. Актуализация поправок в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» с учетом новых подходов к разделению ответственности за сброс сточных вод между организацией ВКХ и абонентами.
• Результаты мониторинга концессионных соглашений в 2015 году; тенденции и перспективы развития концессий в 2016 году.
• Система договорных отношений организаций ВКХ: спорные вопросы и перспективы работы абонентских служб в свете последних изменений законодательства.
• Долгосрочное тарифное регулирование в условиях жесткого сдерживания роста тарифов на 2016 год, перспективы налоговых и других финансовых послаблений.
Все эти вопросы в течение года являлись предметом активного обсуждения на съезде водоканалов в Алуште и на ежегодной конференции в Петрозаводске, а также легли в основу рабочих документов и законодательных инициатив РАВВ. Поэтому на итоговом мероприятии они звучали преимущественно в контексте анализа проблем и ошибок, изучения спорных вопросов и выстраивания перспектив.
Исходным положением всех обсуждений стала констатация сложившейся в отрасли ситуации. К сожалению, сегодня в ежемесячном платеже гражданина услуга водоснабжения и водоотведения среди всех секторов ЖКХ (газоснабжение, электроэнергетика, теплоэнергетика) остается самой низко­оплачиваемой.
Существующая система ценообразования делает тариф на водоснабжение и водоотведение экономически необоснованным, в результате чего более 80% предприятий сферы убыточны, имеют миллиардные долги. Безусловно, накопившееся недофинансирование отрасли необходимо ликвидировать, и, казалось бы, это решение должно лежать в плоскости сбалансированной, государственной (бюджетной) поддержки водоканалов. Однако сегодня государством принят иной подход, иной вектор развития – привлечение частных инвестиций через инструменты государственно-частного партнерства в виде концессии. В нынешних условиях привлечение бизнеса в отрасль – задача непростая, более того, неподъемная для большинства малых и даже средних водоканалов. Во-первых, накопленные миллионные долги становятся серьезным препятствием для частного инвестора, который не рвется вкладывать средства в убыточные предприятия. Вторым, не менее существенным препятствием являются функции водоканалов, не несущие прибыли и являющиеся прямым бременем для потенциального инвестора (организация зон санитарной охраны, мониторинг подземных вод и т. д.). По мнению РАВВ, от этих функций водоканалы необходимо освободить. Равно как нельзя и перекладывать решение «вековых» проблем водоснабжения исключительно на граждан и инвестора, ибо именно государство должно сначала восстановить экономику отрасли, а затем отдавать в управление частному бизнесу.
Несколько финансовых инструментов поддержки отрасли и привлечения инвестиций, которые готовы к принятию в самое ближайшее время (софинансирование проектов в малых городах и субсидирование ставки по кредитам, привлекаемым для модернизации ЖКХ), призваны негативные стороны сгладить, а позитивные – усилить. Но достаточно ли этого?

И ЗАДАЧИ, И РЕШЕНИЯ
В качестве иллюстрации работы РАВВ и планов на будущее хочется привести выступление на Неделе Комитета по энергетике в Санкт-Петербурге Е. В. Довлатовой, исполнительного директора РАВВ:
– Тарифная политика – один из краеугольных камней нынешней ситуации. В этом году нам дали рост коммунального платежа 4%, что значительно ниже инфляции, соответственно, прожиточный минимум предприятий коммунального комплекса остается «голодным пайком», а приобретение любого оборудование – проблематичным.
Скажу больше: у нас сегодня нет денег, на которые могли бы рассчитывать разумные производители. Приведу цифры. Все «тепловики» страны имеют годовую выручку около 900 млрд руб­лей, а все «водники» – все водоканалы страны от мала до велика – 318 млрд руб­лей! Скажите, какому бизнесу в здравом уме и твердой памяти эта цифра покажется интересной?! Причем это ведь полная выручка! Сегодня из общей выручки лишь 8% идет на реновацию – с точки зрения масштабного импортозамещения это ничто. К глубокому сожалению, нас не видят как бизнес – и, соответственно, никто не хочет нас поддерживать: нас не видит как бизнес Закон о концессионных соглашениях, нас не видит как бизнес Комитет по инвестициям, нас не видит как бизнес Минпромторг с точки зрения импортозамещения…
Это все минусы. Но мы не сидим сложа руки.
Среди наших очевидных достижений – разработанное совместно с ФАС Положение о закупках для водоканалов России. Сегодня этот документ принят как лучшая практика в части закупок, и позволяет всем водоканалам страны приобретать необходимое оборудование с наименьшими временными затратами и юридическими проблемами.
Далее, по налогу на имущество. Раньше у коммунальных предприятий была преференция по налогу на имущество, сегодня ее в большинстве регионов нет. Более того, сегодня даже губернаторы, с учетом дефицита бюджетов, ее дать не в состоянии. Мы хотим, чтобы эта преференция появилась на федеральном уровне. С этим предложением мы вышли в Совет безопасности, в предварительном протоколе Совета безопасности мы подтвердили необходимость снижения налога на имущество для предприятий коммунального комплекса в части модернизации и нового строительства. Иначе предприятиям просто невыгодно быть передовым, что-то строить и модернизировать. Ведь как только водоканал вводит в строй новый объект – вырастают амортизация и налог на имущество, и он мгновенно становится бедным и отстающим! Что, кстати, по всей стране и произошло: те, кто серьезно поработал, кто существенно увеличил стоимость своего имущества, оказались в незавидном положении.
Еще одно предложение, касающееся кредитования российского бизнеса. Мы предлагаем вернуться к практике, которая нами использовалась в программе «Чистая вода», а именно: давать связанные кредиты для закупки оборудования, произведенного на территории России. Если такое условие заложить в специальную программу, не исключаю, что оно могло бы стать одним из позитивных моментов, который позволил бы развивать собственное производство.
Надо выживать – и водоканалам, и промышленности, а для этого нужно находить новые формы сотрудничества и продолжать двигаться. Потому что, несмотря ни на что, жизнь продолжается, и никто кроме нас нам не поможет.

ВОДНАЯ ОТРАСЛЬ ПОЛУЧИЛА
СВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
В ОБЩЕСТВЕННОМ СОВЕТЕ

В последнее время профессиональное сообщество не раз на своих мероприятиях выдвигало и рассматривало идею создания отдельного министерства для сферы водоснабжения и водоотведения – в первую очередь для преодоления некоей ее вторичности и финансирования по остаточному принципу в сравнении с такими сферами, как газоснабжение и электроэнергетика. И хотя отношение к данной идее со стороны управленческих структур неоднозначно, подвижки в понимании серьезности проблемы произошли. Так, в декабре уходящего года, на первом заседании нового состава Общественного совета Минприроды России, при рассмотрении структуры и направлений его деятельности, было принято решение о выделении водной отрасли и, соответственно, касающихся ее тем в отдельное направление, координировать работу которого будет исполнительный директор РАВВ Елена Довлатова.
Аргументируя этот шаг, директор департамента технической политики РАВВ Татьяна Ковыршина отметила, что на сегодняшний день в Водном кодексе Российской Федерации водопроводно-канализационный комплекс является центральной отраслью, осуществляющей функцию экологического щита для водных объектов страны. С учетом большого внимания государства к сектору водоснабжения и водоотведения, а также поручений по итогам обсуждения в Совете безопасности РФ вопросов национальной безопасности в сфере водопотребления на территории страны, вода должна иметь приоритетный статус.
Данное решение особенно актуально и своевременно в свете необходимости доработки ряда положений Закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в соответствии с которым ответственность за загрязнение водоисточников лежит на водоканалах, а не на непосредственных «загрязнителях» – предприятиях, сбрасывающих загрязненные стоки в систему канализации. Таким образом, водоканалы, являющиеся, по сути, экологическим щитом для водоемов, в официальных данных Росприроднадзора числятся среди основных нарушителей закона, наравне с крупными перерабатывающими предприятиями.
Общественный совет постоянно действует при Минприроды России, начиная с 2011 года, при этом все принятые по итогам заседаний совета решения в дальнейшем находят свое отражение в законодательных инициативах министерств и их законотворческой работе.

Подготовила Светлана Соснова