БЦ Вант
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 08/41 ДЕКАБРЬ 2015 / САНКТ-ПЕТЕРБУРГ СТАНЕТ ИДЕОЛОГИЧЕСКИМ ЦЕНТРОМ ПОДЗЕМНОЙ УРБАНИСТИКИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ СТАНЕТ ИДЕОЛОГИЧЕСКИМ ЦЕНТРОМ ПОДЗЕМНОЙ УРБАНИСТИКИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ СТАНЕТ ИДЕОЛОГИЧЕСКИМ ЦЕНТРОМ ПОДЗЕМНОЙ УРБАНИСТИКИ

В 2016 году в Северной столице от имени международного Объединения исследовательских центров подземного пространства мегаполисов (ACUUS) состоится XV Всемирная конференция ACUUS 2016 по развитию подземного пространства. Участие в ней примут эксперты в области подземной урбанистики из стран Европы, Америки и Азии.
В преддверии этого события о перспективах развития подземного строительства в России корреспонденту журнала «СТО» рассказал генеральный директор Объединения подземных строителей и проектировщиков, президент Российского общества по внедрению бестраншейных технологий, член совета директоров ACUUS от Европы Сергей Алпатов.

– Сергей Николаевич, расскажите, пожалуйста, о конференциях ACUUS. Где они проходят, в чем их суть?

– Уже более 30 лет конференции Объединения исследовательских центров подземного пространства мегаполисов проводятся в разных странах мира на самом высоком государственном уровне.
В рамках мероприятий формируется дискуссионная площадка для ведущих специалистов в области развития подземного пространства, представителей органов государственной власти, общественных организаций и бизнес-сообщества.
В ходе встреч и дискуссий затрагивается широкий круг вопросов, касающихся планирования, проектирования, строительства и эксплуатации подземных сооружений. Рассматриваются проблемы законодательной и нормативно-технической базы, особенности ценообразования в метростроении и подземном строительстве, а также ряд других актуальных тем.
Надеюсь, что конференция ACUUS 2016 года позволит российским специалистам более детально ознакомиться с опытом освоения подземного пространства в ведущих странах мира, изучить достижения западных коллег и проанализировать допущенные ими ошибки, и, возможно, даст мощный толчок к развитию отечественной подземной урбанистики.

– Каков идеологический посыл конференции ACUUS 2016 ее участникам, государству и обществу?

– Комплексное освоение подземного пространства является основой формирования инновационной городской среды, комфортной и безопасной для человека. Наша страна обладает огромным потенциалом для подземной урбанизации. Отечественные специалисты владеют самыми современными технологиями и имеют опыт строительства в сложнейших гидрологических условиях – от петербургских неустойчивых грунтов до вечной мерзлоты Заполярья. Поэтому самый важный вопрос сегодняшнего дня – это не как строить под землей, а как максимально эффективно использовать подземное пространство. За рубежом еще полвека назад осознали важность комплексного развития подземного пространства, и сегодня перед нами стоит задача на примере крупнейших мегаполисов доказать представителям власти и широкой общественности безальтернативность становления подземной инфраструктуры крупных городов.

– Российские и зарубежные специалисты готовы к сотрудничеству?

– На сегодняшний день практический опыт комплексного освоения подземного пространства в России либо отсутствует вовсе, либо очень незначителен, поэтому использовать международный опыт нам следует максимально эффективно. На решение этих задач нацелена деятельность Объединения подземных строителей и проектировщиков, сделаны конкретные шаги в области международного сотрудничества. Немаловажно, что наши инициативы встречают поддержку зарубежных коллег. На мой взгляд, не будет преувеличением сказать, что в идеологическом плане Северная столица становится центром подземного строительства в России.

– Какие проекты подземного строительства реализуются в Петербурге?
– Их число очень незначительно. Развитие системы метрополитена идет низкими темпами, не соответствующими реальным потребностям города. Если еще 10–15 лет назад жилье в центре активно выкупалось ­частными инвесторами, то сегодня этого не происходит. Причина тому – отсутствие комфортных условий проживания.
Эффективно решать проблемы можно, если выносить инфраструктурные объекты под землю и строить подземные сооружения комплексно. За рубежом тому есть масса примеров. Монреаль, например, славится целым подземным городом площадью около 18 млн кв. м, в Торонто под землей расположены не только транспортные развязки, но разнообразные предприятия сферы обслуживания.
В Пекине в соответствии с программой, утвержденной городским правительством, через пять лет весь транспорт с поверхности будет убран под землю – люди смогут свободно передвигаться по улицам, отдыхать в парках, дышать свежим воздухом.
К сожалению, Петербургу до этого еще очень далеко.

– Что является сдерживающим фактором развития подземного строительства?

– Прежде всего, отсутствие политической воли и поддержки государства, несовершенство законодательства в области подземного строительства. Без долгосрочных планов на период 30–50 лет развивать городское подземное пространство невозможно – это доказано мировой практикой. В градостроительных планах российских городов раздел «подземное строительство» попросту отсутствует. Единственное направление, которое хоть как-то развивается, – это метростроение, но и оно и не вписано в систему долгосрочного планирования городских территорий.
Важный вопрос как для российских, так и для зарубежных специалистов – политическое лоббирование крупных инфраструктурных объектов, необходимость заручиться поддержкой общественности. Не менее актуальны вопросы обучения, подготовки кадров для подземного строительства.
Объединение подземных строителей и проектировщиков поддерживает контакты с ведущими зарубежными специалистами в области метростроения и подземного строительства. Если есть заинтересованность, мы готовы активизировать работу в части проведения технических экскурсий, организации обучающих семинаров с привлечением ведущих специалистов из различных стран мира. Изучение зарубежного опыта позволит нам избежать ошибок и эффективно развивать подземное строительство в России.

– Профессиональное сообщество работает над решением отраслевых проблем?

– Безусловно! Мы считаем необходимым формирование комплексного институционного механизма для решения градостроительных, технических, юридических и финансовых задач в области метростроения и комплексного освоения подземного пространства. На наш взгляд, способствовать решению этих проблем может создание единых информационных центров, координирующих весь спектр вопросов, связанных с проектированием и строительством подземных объектов.
Не менее актуальная задача, стоящая перед профессиональным сообществом, – создание реестра профессиональных организаций и экспертов в области подземного строительства. Этот документ должен получить официальный статус и учитываться при проведении конкурсных процедур. Профессиональные реестры существуют во многих странах мира, они должны быть созданы и в России.
До тех пор, пока выбор подрядчика на строительство метрополитена и других подземных объектов будет идти исключительно по формальному принципу, без учета профессиональных критериев, говорить о развитии подземного строительства невозможно.

– Несмотря на эффективность подземного строительства, основным препятствием в реализации проектов является их высокая стоимость…

– Существует стереотип, что подземное строительство требует огромных финансовых вложений, окупаемость которых весьма сомнительна. Но это не так, и в благоприятных инженерно-геологических условиях строительство подземного объекта может стоить дешевле, чем аналогичное сооружение на поверхности.
На примере реально существующего проекта, который очень хорошо проработан с точки зрения инженерной геологии, нам с коллегами удалось доказать, что при определенных гидрогеологических условиях сооружение четырех подземных этажей будет стоить дешевле, чем двух.
К тому же чем крупнее многофункциональный подземный комплекс, тем ниже стоимость строительства на единицу площади, а энергоэффективность подземных сооружений позволяет существенно снизить эксплуатационные расходы, в том числе на отопление.
При расчете стоимости подземных сооружений необходимо учитывать не только прямые финансовые затраты, но и такие социально-экономические преимущества, как повышение уровня комфортности и безопасности проживания, улучшение экологии, сохранение уникального природного ландшафта.
Что касается строительства, сегодня во всем мире применяются технологии, позволяющие существенно снизить стоимость работ. Ведущие российские предприятия, например, ОАО «Метрострой», не только обладают самыми современными технологиями, но и успешно применяют их в сложнейших инженерно-геологических условиях.

– Если говорить в целом, российские подземные строители смотрят в будущее с оптимизмом?

– Постепенно руководство страны и нашего города приходит к пониманию, что без освоения подземного пространства создать комфортные условия для жителей невозможно. Уровень российских специалистов очень высок, и сегодня мы можем строить любые объекты в любых инженерно-геологических условиях. Надеюсь, что опыт и компетентное мнение экспертов ACUUS помогут убедить власть и общество в том, что подземная урбанизация – не выдумка ученых-теоретиков, а основа благополучия завтрашнего дня.

Беседовал Евгений Бжезински