БЦ Вант
ППРК-Сервис
ПОДВИГ РАТНЫЙ, ПОДВИГ ТРУДОВОЙ

ПОДВИГ РАТНЫЙ, ПОДВИГ ТРУДОВОЙ

8 сентября 1941 года вокруг Ленинграда замкнулось кольцо блокады. Город выстоял во многом благодаря самоотверженному труду и мужеству ленинградских энергетиков. Эти страницы истории полны драматизма, мужества и веры в торжество жизни.
В 1941 году в главную систему энергообеспечения Ленинграда – «Лен­энерго» – входило 20 предприятий: шесть тепловых электростанций, три гидростанции, расположенные в Лениградской области и Карелии, сетевые и ремонтные предприятия. Общая электрическая мощность составляла 758,5 тыс. кВт, выработка электроэнергии – более 30 млн кВт/час.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЕЖИ
Уже через месяц после начала войны фашистская армия вступила на земли Ленинградской области. На Ленинград стремительно наступала германская группа армий «Север», насчитывающая более полумиллиона солдат и офицеров под командованием генерал-фельдмаршала Вильгельма фон Лееба и состоящая из двух армий, одной танковой группы и Первого воздушного флота с более чем тысячей самолетов.
Более миллиона гражданских и военных ленинградцев круглосуточно трудились на строительстве Лужской линии обороны, расположенной южнее от города на 120–130 км. Именно здесь впервые в военной истории были применены электрические заграждения, разработанные и установленные специалистами электролаборатории «Ленэнерго». Особенно удачно электрозаграждения были применены в районе деревни Телези, недалеко от поселка Пулково по дороге в Пушкин. Бригада из пяти человек во главе с А. И. Романовым смонтировала электрозаграждение длиной около километра, состоявшее из забитых во влажную землю металлических стержней, соединенных между собою подземным электрическим кабелем. Была смонтирована электроаппаратура, с помощью которой можно было подать напряжение в 2000 вольт от понижающего трансформатора, установленного в землянке и подключенного к ЛЭП. Таким образом, они перекрыли единственную дорогу на город Пушкин. Ранним августовским утром 1941 года немецким командованием был поднят в атаку первый батальон пехоты. Фашисты бежали в атаку по влажной почве, совершая огромные шаги в подкованных металлом сапогах. Энергетики включили рубильник, и на площади в 1000 квадратных метров появилось высокое электрическое напряжение в 2000 вольт. Буквально за минуты были обездвижены более 500 солдат и офицеров, попавших под это «шаговое» напряжение. Напуганные смертельным огнем «Катюш», примененных под Оршей 15 июля 1941 года, немцы посчитали, что русские опять применили какое-то новое оружие, ибо ни огня, ни стрельбы не было. В течение нескольких дней группа ленинградских энергетиков из пяти человек сдерживала наступление целого стрелкового полка гитлеровцев, пока тем не удалось полностью расстрелять героическую бригаду минометным огнем.

ГОРОД
В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЛОКАДЕ

8 сентября 1941 года гитлеровские войска заняли Шлиссельбург и завершили окружение Ленинграда. Прервалась подача электроэнергии с Дубровской ГРЭС, а также с гидроэлектростанций, в мирное время снабжавших город электричеством. Подвоз топлива к городским станциям прекратился. Часть оборудования была демонтирована и отправлена в тыл, многие энергетики ушли на фронт, а оставшиеся в условиях голода и холода продолжали работать, поддерживая слабеющее производство. Осенью 1941 года городские электростанции почти в полтора раза увеличили выработку энергии, обеспечивая работу оборонных предприятий города, но уже в декабре запасы топлива были израсходованы и производство электро- и теплоэнергии резко снизилось. Остановилось движение электротранспорта, прекратилась подача воды, освещение улиц. Работники электростанций собирали остатки топлива с эвакуированных или бездействовавших предприятий, разбирали деревянные дома.
Самым тяжелым днем для энергетики блокадного Ленинграда стало 25 января 1942 года, когда во всей энергосистеме работала лишь ГЭС-1, неся нагрузку в 3000 кВт. Электро­энергию получали только хлебозавод, госпиталь и Смольный.
Зимой 1941–1942 годов котел № 3 электростанции «Красный Октябрь» (ныне ТЭЦ-5) был переделан под сжигание фрезерного торфа. Реконструкция парового котла была выполнена за два месяца, наладку котла с топкой провел инженер энергетической лаборатории С. С. Зайцев. Пуск котла дал возможность повысить нагрузку электростанции до 21–22 тыс. кВт из 23–24 тыс. кВт, вырабатываемых системой. Находясь почти на линии фронта, ЛГЭС № 5 «Красный Октябрь» подвергалась ожесточенным обстрелам и бомбежкам. За время работы в блокадное время на ее территорию упало более 2000 снарядов и 50 фугасных бомб, но электростанция продолжала работать и длительное время несла 90% нагрузки ленинградской энергосистемы блокадного времени.
31 марта 1942 года в Ленинграде началось движение грузовых трамваев.
Благодаря успешному пуску в работу ЛГЭС-5 блокадный Ленинград увеличил выпуск реактивных снарядов для «катюш», а Кировский завод увеличил выпуск отремонтированных боевых танков, пушек, минометов. Было увеличено производство стрелкового оружия, гранат, мин, снарядов.
КАБЕЛЬ ЖИЗНИ
Для обеспечения осажденного города электроэнергией в декабре 1941 года по предложению А. Н. Косыгина, уполномоченного Государственного Комитета обороны в Ленинграде, Военный совет Ленинградского фронта и ГКО приняли решение о восстановлении Волховской ГЭС, основное оборудование которой было демонтировано и вывезено на Урал и в Среднюю Азию. В феврале 1942 года в Волхов прибыли эшелоны с оборудованием станции, а 30 апреля запущен в эксплуатацию первый гидроагрегат.
В это же время был решен вопрос об электропередаче Волхов – Ленинград. Следовало восстановить и частично реконструировать Волховские линии напряжением 110 кВ и 35 кВ, питавшие торфопредприятия во Всеволожском районе, а через Ладожское озеро проложить четыре нитки кабеля напряжением 10 кВ, который можно было изготовить в городе. К началу августа 1942 года вручную было изготовлено более 100 км подводного кабеля.
Строительство всех объектов электропередачи Волховская ГЭС – Ленинград (Ладожской), включавшей три подстанции, более 200 км воздушных линий и пять ниток подводного кабеля, было проведено за 45 дней вместо 56, определенных Военным Советом Ленинградского фронта. Всеми работами руководил главный инженер «Ленэнерго» С. В. Усов.
Энергетикам пришлось искать нетрадиционные решения. Трудность заключалась в том, что прокладывать кабель можно было только ночью, поскольку близость линии фронта делала любые операции с кабелем в дневное время опасными. Это подтвердилось при прокладке пятой дополнительной нитки кабеля днем 30 октября, когда после налета гитлеровской авиации погибли люди, а кабель и суда получили повреждения. Кабельщиками «Ленэнерго» И. И. Ежовым и Н. С. Тумановым был разработан нетрадиционный способ прокладки: предварительно кабельная вставка длиной 22,5 км монтировалась в бухте Морья на Ладожском озере, а затем в одну проходку со скоростью судов 2–2,5 км/ч кабель укладывался на дно озера на протяжении 18–20 км. С монтажной площадки на баржу кабель вручную подавался женщинами. Прокладку первого кабеля осуществили за 10 часов. По воспоминаниям работницы «Высоковольтной сети Лен­энерго», все барабаны весили около 500 тонн, на одном кабеле смонтировали порядка 100 соединительных муфт, а кабелей было пять ниток.
23 сентября 1942 года по воздушным линиям и проложенному кабелю энергия частично восстановленной Волховской ГЭС начала поступать в осажденный город. Энергетическая блокада была прорвана! Это позволило включить в сеть большую группу заводов, расширить трамвайное движение и даже дать свет в квартиры ленинградцев 6–7 ноября 1942 года. До конца 1943 года Волховская ГЭС передала в Ленинград более 25 млн кВт∙ч электроэнергии.
Для увеличения пропускной способности Ладожской электропередачи в январе 1943 года за 12 дней на льду Ладожского озера была сооружена «Ледовая линия» протяженностью около 30 км. Строительство велось одновременно со стороны восточного и западного берегов к середине озера. Провод подвешивали к деревянным облегченным опорам, пасынки которых вмораживали в лед. Передача энергии по воздушной линии позволила повысить напряжение до 60 кВ, увеличив мощность до 28500 кВт. «Ледовая линия» просуществовала 68 дней и была демонтирована в связи с таянием льда.
В мае 1943 года была сооружена высоковольтная линия электропередачи 110 кВ «Волхов — Ленинград» с переходом через Неву на сваях старого железнодорожного моста. После полного снятия блокады был смонтирован постоянный Шлиссельбургский переход через Неву, а поднятый со дна Ладожского озера «блокадный» кабель был использован при восстановлении и ремонте городских линий – большую его часть проложили под Невским проспектом.

МИШЕНЬ
НА МАРСОВОМ ПОЛЕ

В годы блокады главное здание «Ленэнерго» – бывшие Павловские казармы на Марсовом поле – стало одной из мишеней фашистской авиации и артиллерии. Так, в один ноябрьский вечер 1941 года во время очередного налета гитлеровской авиации в северное крыло попала фугасная бомба замедленного действия, которая пробила крышу, пять междуэтажных перекрытий и упала на пол первого этажа возле фасадной стены. Последовавший затем взрыв обрушил перекрытия, часть свода подвала и деревянные перегородки. Одновременно фасадная стена северного крыла выгнулась наружу, и от второго этажа почти до чердака здания образовалась трещина. Но металлические связи чердачного перекрытия выдержали натиск ударной волны – стена не обвалилась. Еще дважды в здание попадали снаряды, в результате в корпусах со стороны Аптекарского переулка и во втором поперечном дворовом корпусе выгорели и разрушились перекрытия, перегородки, двери, полы. Этот район постоянно подвергался бомбежкам, взрывы то и дело раздавались и на Миллионной улице, и в районе Мойки. На самом Марсовом поле стояли зенитные орудия, там же располагались два аэростата, служившие воздушным заграждением Кировского (ныне Троицкого) моста. Ночью через город проходили советские войска, а днем на Марсовом поле обитали замаскированные танки.

ПОДВИГ РАТНЫЙ,
ПОДВИГ ТРУДОВОЙ

После снятия блокады и освобождения Ленинградской области началось восстановление всего энергетического хозяйства «Ленэнерго». В первую очередь нужно было как можно быстрее ввести в строй Нижне-Свирскую ГЭС и Дубровскую ГРЭС (ГРЭС-8) имени С. М. Кирова. ­Работы велись днем и ночью, не хватало ни оборудования, ни рабочих, ни материалов, ни проектной документации. Здания и сооружения ГРЭС были превращены в груды металла, щебня и искореженного огнем бетона; мосты, эстакады, насосная станция и железнодорожные пути были полностью разрушены. 28 сентября 1945 года были закончены восстановительные и монтажные работы главного гидроагрегата Нижне-Свирской ГЭС, а 31 октября через шлюз прошел первый караван судов. В 1946 году заработала после пятилетнего перерыва и Дубровская ГРЭС. Далее в течение 1947 года были запущены и начали выпуск электроэнергии Кондопожская ГЭС, Питкякоски ГЭС в Карелии, Светогорская ГЭС (Энсо ГЭС). На базе Лесогорской и Светогорской гидроэлектростанций в августе 1949 года был образован Каскад Вуоксинских ГЭС на реке Вуокса в Ленинградской области.
Ленинградская энергетика быстро набирала силы. Уже в 1949 году энергосистема достигла довоенного уровня по мощности и выработке электроэнергии, а в 1950 году превысила довоенную мощность на 16%. Выработка электроэнергии увеличилась на 20%, отпуск теплоэнергии – на 42%. Одновременно с наращиванием мощности энергосистемы строились новые линии электропередачи и трансформаторные подстанции.
Вместе со всем советским народом ленинградские энергетики вступили на мирную трудовую вахту, но их ратный подвиг – именно так правильно называть их героическую работу во время блокады! – навсегда останется в памяти потомков. Благодаря усилиям энергетиков Ленинграда за время войны ни на один день не останавливалась подача энергии хлебозаводам, госпиталям, оборонным предприятиям и правительственным зданиям. Всего в годы войны на фронте и в осажденном городе погибло более 1600 сотрудников «Ленэнерго».
Прорыв энергетической блокады подарил жителям и защитникам Ленинграда надежду на жизнь, надежду на победу. Не случайно кабель, по которому пошла электроэнергия в осажденный город, стали называть «кабелем жизни».

(В материале использованы материалы музея истории ОАО «Лен­энерго», а также материалы, собранные энтузиастами к 60-летию Победы)