БЦ Вант
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 08/41 ДЕКАБРЬ 2015 / ОПЫТ ОБСЛЕДОВАНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ
ОПЫТ ОБСЛЕДОВАНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ

ОПЫТ ОБСЛЕДОВАНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ

Практика выполнения работ по обследованию оборудования показывает, что в зависимости от типа электростанций необходимы различные подходы и привлечение специалистов.
Кроме основного оборудования – турбин, котлов, реакторов и генераторов, на электростанциях всех типов имеется множество вспомогательного оборудования, которое имеет меньший срок службы, чем генерирующие блоки. По истечении нормативного срока службы оно, в зависимости от технического состояния, подлежит либо замене, либо обследованию для продления срока службы. Основные требования к техническому состоянию оборудования и порядку его контроля ранее были изложены в соответствующих Правилах устройства и безопасной эксплуатации (ПБ), а в настоящее время – в Федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности (ФНП).
ЗАО «Санкт-Петербургская Техническая экспертная компания» (ЗАО «СТЭК») существует с 1991 года и выполняет работы по обследованию оборудования электростанций всех типов с 1994 года. Опыт выполнения этих работ показывает, что, в зависимости от типа электростанций, необходим различный подход и привлечение специалистов различных профессий и опыта. Основными объектами, по которым выполняются работы по обследованию, являются грузоподъемное оборудование, ресиверы различных видов, паропроводы и газопроводы, хранилища резервного топлива, оборудование химических цехов, подъездные пути для подачи опасных грузов и т. п. При этом, если обследование оборудования тепловых станций и гидростанций осуществляется по общим правилам Ростехнадзора, то вспомогательное оборудование атомных станций обследуется по нормам Росатома.
Каковы же особенности обследования оборудования электростанций?
Мостовые краны в зданиях электростанций применяются для ремонта оборудования и работают обычно в режиме редко используемых, поэтому периодичность их обследования существенно выше. Краны в помещении котлов установлены на большой высоте и часто работают в агрессивной среде, поэтому требуется более тщательный контроль состояния металлоконструкций и электрооборудования. Для таких кранов также усложняется процесс обследования крановых путей. Козловые краны и мостовые краны, находящиеся рядом со зданием, подвержены воздействию сернистых соединений от дымовых труб, особенно на электростанциях, работающих на угле или мазуте. Опыт показывает, что у этих кранов идет усиленный износ металлоконструкций, поэтому сроки между обследованиями должны быть сокращены. Имелись случаи, когда у мостовых кранов, используемых для ремонта дымососов, коррозионный износ внутренних поверхностей главных балок превышал 40–50% после 10–15 лет работы.
Одной из проблем для кранов в зданиях электростанций является их испытание при обследовании. Это связано для тепловых электростанций с проблемами подачи испытательных грузов для проведения статических и динамических испытаний в силу отсутствия или ограниченности свободных площадок в машинных залах. На гидростанциях же не везде имеются предусмотренные ФНП гидравлические устройства для испытания кранов, используемых для подъема затворов.
Для тепловых электростанций характерные работы, выполняемые ЗАО «СТЭК», – обследование паропроводов II–IV категорий, сосудов под давлением, деаэраторов, газопроводов, оборудования цехов водоподготовки, емкостей с мазутом и хранилищ резервного топлива (мазута или дизельного топлива) для электростанций, работающих на газе, а также перекачивающих узлов. Отдельный вид работы – обследование зданий и сооружений, в том числе дымовых труб.
Одним из видов работ, где ЗАО «СТЭК» было одним из пионеров, является обследование подъездных железнодорожных путей, по которым перевозятся опасные грузы – кислоты, щелочи, дизельное топливо, мазут, а также сливо-наливные эстакады. Эти работы выполнялись для электростанций, находящихся в зоне Октябрьской, Северной и Калининградской железных дорог. Для обследования этих объектов были разработаны специальные методики.
Особую сложность представляет обследование оборудования атомных электростанций и других объектов Росатома. С начала своей деятельности ЗАО «СТЭК» выполняло различные работы для Ленинградской, Калининской, Кольской, Курской, Ново-Воронежской и Билибинской АЭС, а также для хранилищ радиоактивных отходов и различных НИИ.
Для проведения обследований оборудования на объектах Росатома требуется лицензия на эксплуатацию объектов атомной энергетики и соответствующий допуск. Требования к техническому состоянию оборудования более жестки, чем для других производств. Например, для кранов, работающих с радиоактивными материалами, предусмотрены нормами НП-043-11 повышенные требования, по сравнению с общепромышленными кранами, работающими в других помещениях станции, в том числе к проведению неразрушающего контроля. Во всех случаях при работе на этих объектах эксперты проходят специальную подготовку и инструктаж, ведется строгий учет полученных доз облучения.
За период с начала работы на электростанциях ЗАО «СТЭК» не получало рекламаций на выполненную работу.

Куклев Алексей Николаевич
Румянцев Александр Вячеславович
Космачков Сергей Анатольевич
Сморыго Екатерина Сергеевна

ЗАО «Санкт-Петербургская Техническая экспертная компания» (ЗАО «СТЭК»)
191028, Санкт-Петербург
Моховая ул., 18, лит. А, пом. 14Н
е-mail: info@spb-stec.ru
www.spb-stec.ru

тел. +7 (812) 275-64-81