ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 08/41 ДЕКАБРЬ 2015 / КИРПИЧНЫЙ РЫНОК: НОВЫЕ ЗАДАЧИ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
КИРПИЧНЫЙ РЫНОК: НОВЫЕ ЗАДАЧИ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

КИРПИЧНЫЙ РЫНОК: НОВЫЕ ЗАДАЧИ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Развитие экономики определяют те, кто любые внешние перемены рассматривает с точки зрения поиска новых возможностей и путей их реализации.
Строительный рынок не мог не отреагировать на кризисные явления в экономике, и в первую очередь это сказалось на сокращении объемов покупки жилья и заключения новых контрактов на строительство, которые в начале года резко приостановились и с тех пор так и не набрали докризисных темпов. Что касается уже начатых проектов, то их реализация, наоборот, активизировалась, что вполне объяснимо с точки зрения минимизации уже понесенных затрат.
Соответствующим образом менялась ситуация на рынке строительных материалов: с одной стороны, значительный рост потребности в материалах для завершения начатых проектов, с другой – неопределенность с загрузкой мощностей на перспективу. Для полноты картины стоит добавить последствия снижения объемов импортных закупок из-за роста курса иностранной валюты и вынужденную переориентацию части застройщиков на российских производителей, что несколько снизило темпы падения производства. Все вышеуказанное в полной мере относится к рынку стеновых материалов, в частности керамического кирпича. По прогнозам аналитиков, если в уходящем году спад производства вряд ли превысит 6–7%, то уже в будущем эта цифра может вырасти.
Между тем среди производителей кирпича уже есть пострадавшие от кризисных явлений: с октября остановил свое производство такой весомый игрок, как ОАО «Петрокерамика», на долю которого приходилось до 1/6 всего рынка, и не исключено, что к нему могут присоединиться и другие.

ОПЕРЕЖАЯ КОНКУРЕНТОВ
И ВРЕМЯ
Но рынок и в кризис остается рынком, и общая борьба с капризами экономики не отменяет соперничества с конкурентами. Другое дело, что кризис в полной мере обнажает все ошибки и просчеты реализуемой предприятием производственной политики.
«Сегодня многие производители не справляются с рыночной ситуацией, не успевают перестроить свои бизнес-планы, из-за чего вынуждены приостанавливать производство и даже закрывать заводы, — прокомментировал ситуацию руководитель департамента маркетинга «Группы ЛСР» Алексей Онищенко. – Безусловно, крупные вертикально интегрированные компании с обновленной производственной базой, широким спектром выпускаемой продукции и четко налаженным сбытом находятся в выигрыше по сравнению с игроками, специализирующимися на выпуске монопродукции и к тому же имеющими порядком устаревшие фонды. Если в спокойное время им удавалось добиваться рентабельности благодаря сложившимся отношениям, то сейчас, когда всем приходится жестко контролировать расходы, партнеры вынуждены пересматривать свои производственные схемы и цепочки и отказываться от явно невыгодных связей».
Традиционно рассматривают две тактики поведения в кризис: минимизация издержек и сворачивание производства – и расширение деятельности с целью охвата новых направлений и новых клиентов. При этом забывают, что вторая модель поведения возможна лишь в случае, если она была подготовлена и обеспечена всей предыдущей деятельностью предприятия. То есть, если компания целенаправленно выстраивала свой бизнес таким образом, чтобы он был максимально устойчив в любых экономических ситуациях, то к кризису можно будет отнестись как к задаче, которую следует решать с учетом обновленных параметров.
Именно такая модель лежит в основе политики «Группы ЛСР».
«Поставив цель стать лидером на рынке производства кирпича, мы были готовы к длительному пути и упорной кропотливой работе, – подтверждает управляющий «ЛСР. Стеновые материалы» Сергей Бегоулев. – К тому же мы всегда хотели несколько большего, чем быть конкурентоспособными. В наших планах было не просто удовлетворять спрос на те или иные материалы, а самим предлагать рынку материал, ­который станет востребованным в ближайшее время. И строительство завода в Никольском лежало в русле этой тактики».
Действительно, в 2009 году «Группа ЛСР» запустила масштабную программу модернизации своих производств, при этом часть наименее эффективных были закрыты («Керамика», «Ленстройкерамика», «Победа № 5»), завод в Подмосковье модернизирован с увеличением мощности, приобретен завод в Тосно Ленинградской области и еще один – в Никольском – построен «с нуля» на месте закрытого.
В итоге сегодня кирпичное объединение «Группы ЛСР» представлено четырьмя заводами:
• Завод «Победа» в г. Колпино, Санкт-Петербург;
• «Никольский кирпичный завод» (НКЗ) в Кировском районе Ленинградской области;
• «Рябовский керамический завод» (РКЗ) в Тосненском районе Ленинградской области;
• Завод «ЛСР. Стеновые – М» в г. Павловский Посад, Московская область.
Совокупная годовая мощность предприятий составляет 450 млн штук условных кирпичей в широком ассортименте: рядовой полнотелый и пустотелый кирпич, лицевой (облицовочный) кирпич различных фактур и цветов, крупноформатная поризованная керамика, особая структура которой позволяет строить более теплые стены, а также фасадный клинкер и клинкер для мощения.
Учитывая, что Никольский кирпичный завод стал пионером в России по выпуску клинкерных керамических изделий различного назначения, в том числе для специфических областей применения, «ЛСР. Стеновые материалы» не только уверенно держит лидирующие позиции на региональном рынке, но и более чем конкурентоспособно на других российских территориях.

ПЕРВЫЙ РОССИЙСКИЙ
КЛИНКЕР
Завод в Никольском по праву считается флагманом керамической отрасли России. Первая технологическая линия мощностью 120 млн условного кирпича в год производит широкий спектр форматов рядового кирпича размером от 1 NF до поризованных крупноформатных блоков 14,3 NF. Вторая технологическая линия мощностью 25–40 млн штук условных единиц в год (в зависимости от вида кирпича) впечатляет разнообразием производимой на ней продукции: лицевой кирпич, дорожный и фасадный клинкер, множество керамических специзделий.
Стоит пояснить, что клинкер – это высокопрочный кирпич, получаемый из специальных глин путем обжига до спекания. Более прочный, долговечный и влагоустойчивый, чем традиционные кирпичи, клинкерный кирпич существенно повышает качество построенного жилья, в том числе его эстетическую привлекательность. До недавнего времени данный материал в России не производился, соответственно, 100-процентно импортировался из Европы, причем ежегодный прирост поставок достигал 20–30%.
Бросив перчатку Европе и европейскому качеству, «Группа ЛСР» поставила задачу обеспечить, во-первых, большой объем, во-вторых, широкий ассортимент выпускаемой продукции, и в третьих, ее высокое качество. Сырьем для петербургского клинкера служит кембрийская голубая глина из карьеров «Группы ЛСР» «Красный Бор» и «Ленстройкерамика-карьер». Ее высокая однородность и отсутствие посторонних включений позволяют гарантированно получать хорошо подготовленное и однородное сырье для дальнейшей формовки и обжига.
Практически все основное оборудование разрабатывалось «Группой ЛСР» по индивидуальным проектам в сотрудничестве с ведущими мировыми компаниями в сфере производственного машиностроения. Так, высокотехнологичная линия по производству клинкерных керамических изделий различного назначения мощностью до 25 млн штук условного кирпича в год была создана совместно с компанией «Тектон». Работающая в ее составе уникальная резательная машина фирмы Freymatic (Швейцария) позволяет наносить насечку глубиной 5 мм на все восемь граней камня, благодаря чему кирпичи можно использовать при устройстве специфических сооружений – например, сейсмостойких кладок и противоскользящих покрытий. Задачу одновременного обеспечения большого объема выпуска и большого ассортимента керамических изделий удалось решить путем внедрения специальной технологии сушки изделий в камере, разработанной совместно с компанией CeramDry. ­Процесс сушки может проходить одновременно в восьми различных режимах, что позволяет использовать сырье разной влажности для производства широкого спектра изделий (по формату и пустотности). Также по индивидуальному проекту с ­возможностью осуществлять обжиг при максимальной ­температуре 1200°С построена печь голландской ­­­компании Instalat.
В результате продукция НКЗ обладает низким водопоглощением (до 4%), морозостойкостью более 100 циклов и уникальными показателями прочности (более 8 МПа), что делает ее незаменимым материалом в дорожном строительстве, например при мощении дорог и тротуаров на наиболее ответственных участках, а также при реконструкции фасадов зданий старинных российских городов.
Не случайно петербургский клинкер столь востребован в городах с богатым историческим прошлым: в Москве, Владимире, Новгороде, Ярославле, Пскове, Краснодаре. Впрочем, клинкерный кирпич прекрасно поддержит любой архитектурный стиль: от барокко до модерна и столь любимого нынче ар-деко.

КИРПИЧ ЛСР –
ЭТО ЗНАЧИТ РОССИЙСКИЙ
Следующий стратегически выверенный шаг, открывающий широкие возможности для реализации программы импортозамещения в строительстве, – перевод продукции, выпускавшейся под торговой маркой RAUF, под единый бренд ЛСР.
До октября 2015 года кирпичные заводы выпускали керамическую продукцию под брендом RAUF. Десять лет назад, в годы становления кирпичного производства в составе «Группы ЛСР», выбор иностранного названия служил в определенной степени и апелляцией к сложившемуся имиджу европейского качества, и обещанием, что такое качество будет поддерживаться в российских условиях. Создав производство европейского уровня, сформировав широкую ассортиментную линейку продукции, качество которой не уступает зарубежным аналогам, а стоимость выгодно отличается от них, добившись узнаваемости на рынке, собрав базу лояльных клиентов и достигнув необходимых показателей продаж, «Группа ЛСР» доказала всем, что свое обещание выполнила.
Но успех бренда RAUF основан не только и даже не столько на качестве оборудования. Уникальная чистейшая кембрийская глина из карьеров, считающихся одними из лучших в России и мире; персонал, отобранный из специалистов Петербурга и Москвы; внутренняя политика компании, нацеленная на дисциплину, самоотдачу и творческий подход, – важнейшие составляющие длительного успеха.
Весомость и значимость национального вклада в бренд дает полное право считать его российским. Соответственно, уход от иностранного названия не только ни в чем не умалит восприятие продукции, но и поддержит в непростое время соотечественников, их веру в себя и свою страну. Да и понятие «европейское качество» за десять лет несколько потеряло в «звездности» и недостижимости. Российская промышленность строительных материалов во многом уже обогнала достижения Европы, поскольку наш парк оборудования обновлялся в годы, когда инвестиции в производство строительных материалов в ЕС резко снизились из-за перепроизводства и снижения объемов строительства.
«Сегодня, чтобы подчеркнуть качество, нет необходимости ориентироваться на европейский рынок, – подтверждает управляющий «ЛСР. Стеновые материалы» Сергей Бегоулев. – Наше качество обеспечивается нашими стандартами, которые жестче европейских, и нашими производственными регламентами, которые жестче общих стандартов. Поэтому импортозамещение мы реализуем не только физически, запустив первое в стране массовое производство клинкера и обеспечив своей продукции высокое качество и конкурентоспособную стоимость, но и идеологически – позиционируя продукцию как российскую. Кирпич ЛСР — это российский кирпич высокого качества».

КРИЗИС КАК ВОЗМОЖНОСТЬ
Кризис не только сокращает существующие возможности, но и практически всегда указывает на новые. Беда в том, что мало кто готов их искать, и еще меньше тех, кто берется их реализовать. Латинское изречение «Хочешь мира – готовься к войне» цитируют преимущественно политики, а зря: экономика с ее постоянными кризисами не меньше политики нуждается в цивилизованных отношениях и методах развития. Если дочитать до конца цитату из римского военного писателя Вегеция, то можно удивиться ее вневременной мудрости: «…кто хочет победы; кто желает получить благоприятный результат, пусть ведет войну, опираясь на искусство и знание, а не на случай».
Знание принципов ведения бизнеса и искусство претворять теорию в практику делают участников рынка малоуязвимыми для кризисов, ибо переводят поспешное и стихийное выживание в рабочий процесс решения очередной производственной задачи с новыми параметрами. Можно с уверенностью сказать, что компания «ЛСР. Стеновые материалы» решает стоящие перед ней задачи – расширения ассортиментной линейки, увеличения выпуска продукции, выхода на региональные рынки, замещения импортной продукции – успешно, невзирая на кризис и, что самое ценное, не в авральном, а в рабочем порядке.

Подготовила Светлана Соснова