ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 08/41 ДЕКАБРЬ 2015 / КАЧЕСТВО ПРОЕКТНЫХ РАБОТ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ ЗАКУПОК
КАЧЕСТВО ПРОЕКТНЫХ РАБОТ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ ЗАКУПОК

КАЧЕСТВО ПРОЕКТНЫХ РАБОТ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ ЗАКУПОК

Про эффективность действующей системы закупок говорилось не­однократно. Вывод однозначен: государственные и муниципальные закупки не стимулируют качественное выполнение обязательств по контрактам, поскольку основным критерием является экономия бюджетных средств. Нынешняя контрактная система не позволяет выигрывать тендеры профессионалам с достаточным опытом работы. Конечно, даже они могут некачественно выполнить проект, но фирмы-однодневки увеличивают такую вероятность в разы.

Состояние строительной отрасли напрямую зависит от объемов инвестиций. В условиях кризиса и провозглашенного курса на модернизацию ВПК инвестиции в недвижимость снижаются, и это раньше других ощущают проектировщики. Ситуация на рынке проектирования дополнительно усугубляется несколькими факторами. 

Первый – занижение начальной цены контракта. Считается, что проектировщики сидят в кабинетах и им ничего не надо для работы.
Сейчас модно рассуждать о новых технологиях информационного моделирования. Говорят, что эти технологии позволяют сэкономить сколько-то там процентов при проектировании и строительстве. Однако при этом умалчивают, что для перехода на эти технологии нужны мощные компьютеры, дорогие иностранные программные комплексы, которые еще необходимо приспосаб­ливать к российским нормам, и обученные специалисты. Стоимость рабочего места проектировщика достигает 1 млн рублей. Это могут себе позволить только крупные проектные организации. При этом построение моделей по технологиям BIM требует детальной проработки проектной документации, то есть здесь мы уже имеем дело с рабочей документацией, разработку которой проектировщику могут и не оплатить.
Второй фактор – демпинг. Например, привлечение студентов старших курсов обходится дешевле, однако сказывается на качестве проектной документации. Эту халтуру несут в негосударственную экспертизу, специалисты которой, не желая давать отрицательное заключение, зачастую помогают ее дорабатывать.
Третий фактор – экономический. Да, заказчик хочет качества, но понимает ли он необходимость более сложных проектных решений и готов ли их оплачивать? Административные барьеры практически не снижаются, у проектировщиков на собственно проектирование обычно не остается ни средств, ни времени. Что предпочтительнее заказчику: сделанный за копейки проект с заложенными в него самыми дешевыми материалами и малонадежным оборудованием с низкой энерго- и прочей эффективностью или современные технологии, которые позволят свести к минимуму будущие эксплуатационные расходы? Проблема в том, что обычно заказчик вообще не заинтересован в сокращении затрат эксплуатирующих организаций, поскольку стадия эксплуатации не входит в предмет торгов и круг его экономических интересов.

Отдельная тема – идея в рамках контрактной системы привлечь СРО к обеспечению исполнения контрактов, заключенных его членами. Государственному заказчику мало банковских гарантий, требования к которым за последнее время значительно ужесточились. На членов СРО предполагается возложить финансовую ответственность за некачественную работу коллег-конкурентов, деятельность которых они не могут оценить или изменить. Механизмы участия СРО в отслеживании заключаемых контрактов тоже неясны, и зачастую виновником срыва контрактов являются неквалифицированные действия заказчика. 

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению выявил большие проблемы в существующем процессе ценообразования и сметного нормирования в строительстве, в частности, с учетом огромного количества применяемых строительных материалов, трудности отслеживания их цены на рынке, определения уровня трудозатрат, а также отметил применение неэффективных конструктивных решений, ошибочное применение нормативов, низкий уровень внедрения инноваций в строительстве.

В резолюцию проведенного указанным комитетом круглого стола был включен целый ряд мероприятий, в том числе: 

– расширение полномочий Минстроя по данному вопросу; ускорение создания Единой информационной системы данных, включающей федеральный реестр сметных нормативов и необходимую информацию о стоимости основных строительных ресурсов;
– актуализация государственных сметных нормативов, укрупненных сметных нормативов – нормативов цены строительства объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры.
– актуализация и доработка соответствующих методических документов.
– установление порядка определения сметной стоимости строительных ресурсов в текущем уровне цен.
– организация постоянного мониторинга стоимости основных строительных ресурсов в разрезе субъектов РФ, а также мониторинг стоимости завершенных строительством объектов, строительство которых велось с привлечением средств федерального бюджета.

Есть надежда, что за обсуждением этих вопросов на столь высоком уровне последуют какие-либо решения, позволяющие сделать труд проектировщиков более производительным.

Уртьев Андрей Викторович,
директор СРО НПП
«Союзпетрострой-Проект»