БЦ Вант
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 08/41 ДЕКАБРЬ 2015 / ГЕОРГИЙ БОГАЧЕВ: СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС У НАС ОДИН
ГЕОРГИЙ БОГАЧЕВ: СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС У НАС ОДИН

ГЕОРГИЙ БОГАЧЕВ: СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС У НАС ОДИН

Несмотря на экономические трудности, строительная отрасль Ленинградской области продолжает удивлять рекордами. В этом году по показателям сданных метров жилья она вплотную приблизилась к показателям города.
О том, имеют ли место соревнования между строителями Петербурга и области, рассказывает советник губернатора Ленинградской области, президент Союза строительных организаций Ленинградской области «ЛенОблСоюзСтрой» Георгий Богачев.

– С какими итогами ЛенОбл­Союз­Строй подошел к концу 2015 года?

– Итоги работы нашей организации – это результаты деятельности строительной отрасли Ленинградской области. Год еще не завершен, но уже ясно, что наш регион подходит к новому году с очередными рекордами по объемам сдачи как жилья, так и социальных объектов. Несмотря на сложности в экономике, набранный строителями темп позволяет говорить о том, что сегодня строительная индустрия Ленобласти выходит на одно из первых мест.

– При этом, как известно, Лен­область по объемам сданных квадратных метров уже вплотную подошла к показателям города. Как сегодня взаимодействуют строительный комплекс города и области?

– Мне кажется, данное разделение во многом искусственное. Стройкомплекс у нас один: общие компании, люди. Разумеется, существует ряд проб­лемных вопросов взаимодействия на уровне власти, но боюсь, что в рамках существующего государственного устройства РФ эти противоречия разрешить не удастся. Прежде всего я говорю о транспортных схемах. Здесь у нас разные бюджеты, а значит, и органы власти разные. Таким образом, каждый озабочен лишь своими проблемами. Сегодня их каким-то образом пытается решить Дирекция по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга и области, но пока, к сожалению, это происходит больше на уровне деклараций.

– По статистике, петербургские строительные компании очень активно ведут себя на рынке Ленобласти. Лев Моисеевич Каплан, к примеру, считает, что это связано с недостаточностью собственных производственных мощностей в Ленобласти. Но, может, здесь дело в больших возможностях рынка Ленобласти?

– А как можно отличить петербургскую компанию от областной? Еще раз повторюсь, что это абсолютно искусственное деление. У нас есть общий строительный комплекс Петербурга и Ленобласти, которому абсолютно все равно, где работать, и регистрируются строительные компании там, где им удобнее с точки зрения осуществления их деятельности. Что касается производства, то оно все больше уходит из города в область – железобетонные заводы, например. Активно развиваются и производства, которые приближены к источникам сырья – карьерам. Так что как раз наоборот: индустрия Ленобласти больше, и, думаю, не сегодня-завтра строительных компаний, зарегистрированных в регионе, также будет больше, чем в городе. Если мы уже сейчас говорим о том, что Ленобласть приближается к Петербургу по объемам выполненных работ (а в скором времени наверняка и обгонит его), соответственно, петербургские компании будут перерегистрироваться в областные. Это очевидно, поскольку компании регистрируются и платят налоги там, где развивается их бизнес.

– Какие районы области лучше развиваются в плане строительства?

– В первую очередь это Всеволожский район, далее – Ломоносовский…

– Мы не первый год слышим в отчетах об активной застройке под Всеволожском, Гатчиной, Ломоносовым… Когда же строители доберутся до более отдаленных районов?

– Когда будет спрос. Он есть, но небольшой. Я согласен с тем, что несправедливо, когда более отдаленные от города районы развиваются не так активно, как спутники. Это развитие в идеале должно идти более равномерно на территории всего региона. Если мы посмотрим на Европу, там населенные пункты, расположенные на расстоянии 100–150 км от мегаполисов, все равно считаются городской агломерацией. Но надо сказать, что это в первую очередь зависит от развития общественного транспорта, и в первую очередь – рельсового. Как только у нас появится электричка, которая будет доезжать до Волхова за 40 минут, этот город сразу начнет развиваться активнее, население начнет увеличиваться, появится спрос на строительство новых домов.

– Было бы отлично – у меня там родственники, на дорогу к которым уходит два с половиной часа. Поэтому езжу реже, чем хотелось бы…

– Вот видите… То есть, как только мы наладим нормальное железнодорожное сообщение между Петербургом и городами Ленобласти, тогда и спрос на жилье сместится в этом направлении.

– В одном из интервью вы сказали, что довольны развитием программы «Соцобъекты в обмен на налоги»…

– В этом году в Ленобласти в рамках этой программы выкуплено пять детских садов. Она оказалась очень полезной и действенной. Кроме того, есть и другие, федеральные программы. В нынешнем году, например, президент сказал о том, что необходимо усиленно развивать строительство школ, на что государством предусмотрено 50 млрд рублей. Таким образом, у региона появляются дополнительные источники, которые позволят застройщикам быстрее продавать построенные ими социальные объекты, передавая их тем самым в областную собственность.

– Что вы думаете об импорто­замещении? Есть федеральная программа…

– Да нет никакой программы, это чистой воды популизм. Просто нужно людям объяснить каким-то образом, почему все подорожало… Честно говоря, я не сторонник такой политики, и считаю, что все должно производиться там, где удобнее. К сожалению, наше «импортозамещение» в том виде, в котором мы его сегодня наблюдаем, – это просто «крики с флагами», и, боюсь, закончится все, как обычно: либо все станет хуже, либо все станет дороже, либо (самый худший вариант) – и хуже, и дороже. Лучший регулятор – рынок, он всегда все ставит на свои места, а рынку нужна стабильность. Что касается Ленобласти, то у нас и до этого промышленность была на очень высоком уровне, и с точки зрения оснащенности предприятий, и в плане объемов производства.

То, что происходит в данный момент, к сожалению, может привести к потерям для потребителя, который сегодня получает продукт, может, дешевле, чем импортный аналог, но все равно дороже, чем вчера. И в этом ничего хорошего нет. Поэтому лучшая система – стабильность, а лучший курс – неизменный курс. Только в этом случае есть возможность планирования на годы вперед. Импортозамещение должно быть органичным, а не по принуждению. Нужно стремиться к стабильности.

– Что вы думаете об отмене 214-ФЗ? Каким образом его отмена повлияет на долевое строительство?

– При продаже жилья на этапе строительства есть риски, но если потребитель сознательно идет на них, понимая, что застройщик может не достроить его дом, он понимает, что существует защита в лице того же ФЗ-214. Но если мы сегодня отдадим эту ситуацию банкам, то насколько при сегодняшних процентах подорожает жилье и кто за это заплатит? Верно, потребитель. Так, может быть, предоставить ему право выбирать самому: либо идти в долевое строительство и рисковать, либо покупать готовое, но дороже?

– Вы могли бы назвать наиболее интересные и яркие строительные проекты, реализуемые сегодня в Ленобласти?

– У нас очень много ярких проектов, и выделить какой-то один трудно. Могу сказать, что очень приличный район получается в Кудрово, где застройщиком является Setl City, есть интересные проекты малоэтажного строительства, которые сейчас развиваются в Сертолово и Щеглово. «Строительный трест» на юге реализует проект комплексного освоения территорий. Но, пожалуй, самым знаковым в этом году станет открытие самой крупной на Северо-Западе школы (и одной из самых крупных в России), которую реализуют «Строительный трест» и «Отдел-Строй» в Кудрово. Она представляет собой огромный мультифункциональный образовательный центр на 1600 мест с детским бассейном, с актовыми залами и множеством других специальных помещений.

– Каким будет ваш прогноз для отрасли региона на 2016 год?

– Планы наших участников, строителей – в том, чтобы не потерять достигнутых объемов. Это не самый, конечно, оптимистичный прогноз, но 2016 год не будет легче, чем год уходящий, поэтому главной задачей будет сохранение объемов строительства и его качества в эти непростые времена.

Беседовал Евгений Бжезински