БЦ Вант
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 08/33 декабрь 2014 / СПОСОБНОСТЬ ПРОИЗВОДИТЬ НЕТИПОВУЮ ПРОДУКЦИЮ – ПОКАЗАТЕЛЬ...
СПОСОБНОСТЬ ПРОИЗВОДИТЬ НЕТИПОВУЮ ПРОДУКЦИЮ – ПОКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ

СПОСОБНОСТЬ ПРОИЗВОДИТЬ НЕТИПОВУЮ ПРОДУКЦИЮ – ПОКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ

Сегодня строительный рынок насыщен новыми материалами и конструкциями, позволяющими сокращать сроки строительства и возводить сооружения различных архитектурных форм. Однако железобетонные изделия, хорошо известные с советских времен, по-прежнему остаются «в строю» и применяются в дорожном и промышленно-гражданском строительстве.
Об особенностях современного рынка ЖБИ мы попросили рассказать директора по развитию ОАО «ЛСР. Железобетон – Северо-Запад» Ильдара Кутыева.

– Ильдар Набиулович, чем объясняется усиление конкуренции на рынке производства железобетонных конструкций?
– Сразу определимся – рынок железобетона можно условно разделить на две больших части: сегмент типовых железобетонных изделий массового производства и сегмент изделий, которые изготавливаются под заказ, для конкретного потребителя.
Входной барьер на рынок типовых ЖБИ достаточно низок. Для запуска, например, производства дорожных плит нужно приобрести лишь несколько подержанных форм и найти поставщика бетона, цена на который за последний год упала. Как следствие, имеется значительное количество небольших компаний, занятых производством несложной типовой продукции: дорожных плит, фундаментных блоков, вентиляционных блоков, других аналогичных изделий. Это приводит к усилению конкуренции в сегменте типовой продукции.
В части производства нетиповой продукции причины усиления конкуренции кроются в другом. С одной стороны, застройщики стремятся обзавестись собственным производством железобетонных изделий: например, «Ленстройтрест» владеет заводом «Гатчинский ССК», «ГлавСтройКомплекс» в текущем году пробрел имущественный комплекс ДСК-5. Это приводит к тому, что часть строителей уходит с рынка свободной комплектации и обеспечивает собственные стройки своими же силами. С другой стороны, экономическая ситуация складывается таким образом, что строители аккуратно подходят к реализации новых проектов, не спешат с началом нового строительства. В результате нет ажиотажного спроса на комплектацию строительных объектов. Крупным производителям железобетонных изделий приходится конкурировать между собой по срокам изготовления заказов, качеству продукции и, конечно, по цене, в том числе и в части производства нетиповой продукции.

– Как сказывается на развитии рынка ЖБИ деятельность небольших предприятий, предлагающих продукцию по демпинговым ценам?
– Давайте разберемся, почему небольшие предприятия могут предлагать низкие цены. Ведь, как известно из теории, себестоимость продукции на крупном предприятии должна быть ниже. Срабатывает эффект масштаба.
На практике все объясняется проще и «в обход» теории. Некрупные производители зачастую работают по «серым» схемам. Экономят на сырье и налогах, нанимают неквалифицированный персонал. Не уделяют должного контроля качеству продукции. Как следствие, цены падают, но и качество при этом тоже сильно страдает.
Потребители, стремясь сэкономить в непростых экономических условиях, конечно, обращают внимание на цену. Причем часто только на цену, которая в таких условиях становится единственным маркетинговым инструментом, порождая ценовую конкуренцию. То есть в стремлении получить свой кусок заказа демпингующие производители загоняют себя и рынок в целом в такие условия, когда «можно существовать», но средств на модернизацию и развитие производства практически не остается.
Для компании, которая не собирается долго работать на рынке железобетона и создана на пару сезонов, такой подход вполне приемлем. Что касается крупных, серьезных производителей, то они задумываются о будущем и должны планировать модернизацию производства, обеспечивать работу заводских лабораторий. В конечном итоге такая «ценовая конкуренция» оборачивается против самого потребителя, который через несколько лет не сможет найти на рынке продукцию нормального качества, произведенную на новом оборудовании квалифицированными специалистами. Однако сейчас мало кто над этим задумывается…

– Насколько широк рынок производителей ЖБИ, способных изготовлять нестандартные конструкции по индивидуальным проектам?
– В регионе действуют почти два десятка крупных производителей, способных производить изделия по индивидуальным чертежам конкретного заказчика. При этом нужно понимать, что современное перенастраиваемое оборудование стоит довольно дорого, а для работы на нем нужны квалифицированные специалисты. Цена в таких заказах, конечно, имеет значение, но не менее существенны качество продукции, соблюдения сроков изготовления заказа, принципиальная возможность производств изготовить те или иные достаточно сложные изделия. Можно говорить, что это рынок настоящих профессионалов – как со стороны строителей, так и со стороны производителей.

– Ощущается ли повышение востребованности нестандартных конструкций? В каких проектах они применяются?
– Конечно, нестандартные изделия востребованны. Правда, с течением времени меняется нужная рынку номенклатура.
В середине нулевых существенная доля нетиповой продукции приходилась на колонны, балки и ригели, преднапряженные длиннопролетные пустотные плиты перекрытий. Это было обусловлено бурным развитием коммерческого строительства: возводились торговые центры и логистические терминалы, строились новые промышленные предприятия, создавался автомобильный кластер в пригородах Санкт-Петербурга.
Сейчас наиболее востребованными нетиповыми изделиями являются плоские изделия: стеновые панели, цокольные плиты, нетиповые плиты перекрытий. Сказываются возросшие объемы жилищного строительства, переход к комплексному освоению территорий (КОТ) и рост популярности панельного домостроения в массовой жилищной застройке. Причем это уже не унылая «панелька» 60-х годов прошлого века, а вполне современное комфортное жилье европейского уровня – все благодаря новым технологиям производства панелей и их использования в строительстве.

– Какие новые тренды и направления прослеживаются сегодня на рынке ЖБИ?
Использование перенастраиваемой формооснастки, возможность выполнить индивидуальный заказ любой сложности – это отличительные черты современного железобетонного производства. Крупные заводы-производители располагают собственными лабораториями, которые контролируют процесс производства и качество выпускаемой продукции. Уделяется внимание подготовке персонала заводов: только квалифицированные рабочие могут эффективно работать на современном высокотехнологичном оборудовании.
Если говорить о нашем предприятии, то именно эти принципы были положены в основу модернизации производства на заводе в Гатчине. Продолжавшиеся в течение нескольких лет работы позволили увеличить производственные мощности завода. Расширилась номенклатура выпускаемых железобетонных изделий, снизилась ее себестоимость. За счет использования современного автоматизированного оборудования ведущих мировых производителей из Германии, Финляндии, Италии существенно сократилась потребность в ручном труде.
Способность предприятия производить нетиповую продукцию в соответствии с пожеланиями клиента – показатель уровня развития компании. Ведь кроме соответствующего оборудования нужна и команда высококвалифицированных сотрудников: инженерно-технического персонала и рабочих, способных не просто «работать на конвейере», а обеспечивать выпуск сложных железобетонных изделий…


Подготовила Светлана Петухова