ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
ОТКРЫТЫЕ ДАННЫЕ

ОТКРЫТЫЕ ДАННЫЕ

5 декабря 2013 года вступил в силу ФЗ № 113 – закон об информационной открытости СРО. О том, как саморегулируемые организации расценивают изменения, произошедшие в области информационной открытости СРО за последний год, а также о том, к чему может привести действие этого закона в дальнейшем, рассказывают представители крупнейших СРО Петербурга.
Согласно ФЗ № 113, все саморегулируемые организации должны иметь свой сайт в интернет-сети и систематически вести реестр членов в режиме онлайн. Данные об организациях должны быть актуальными и достоверными. Вход на сайт должен быть свободным и бесплатным для всех заинтересованных лиц.
Кроме того, документ вносит изменения в закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Согласно поправкам, лиц, включаемых в состав экспертных советов СРО, обяжут проходить единый квалификационный экзамен. Проводить его будут специально аккредитованные вузы.
Закон устанавливает, что неразмещение саморегулируемой организацией, членство в которой является обязательным, документов и информации на официальном сайте влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 тыс. до 10 тыс. рублей, на юридических лиц – от 15 тыс. до 30 тыс. рублей. При этом неразмещение СРО информации о компенсационном фонде влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 30 тыс. рублей, а на юридических лиц – от 20 тыс. до 50 тыс. рублей. Самый большой штраф для СРО – до 200 тыс. рублей – предусмотрен за отсутствие официального сайта.

Андрей Уртьев, директор СРО НПП «Союзпетрострой-Проект», кан­д. техн. наук:
– Федеральный закон от 07.06.2013 № 113-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения информационной открытости саморегулируемых организаций» уточнил и расширил перечень сведений, которые саморегулируемые организации обязаны размещать в открытом доступе, а также определил административную ответственность руководства СРО за неразмещение этих сведений.
Безусловно, те СРО, которые соблюдают требования законодательства, к моменту вступления закона в силу дополнили информацию в интернете о себе и своих членах. В то же время так называемые «недобросовестные» СРО как раньше допускали вольности с ведением реестра членов, так и продолжают это делать. Дело в том, что строгость закона должна дополняться контролем его соблюдения, а с этим у государственных органов были явные проблемы. Поэтому более важным, на мой взгляд, является принятие Федерального закона от 24 ноября 2014 года № 359-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона „О саморегулируемых организациях”», который передал часть контрольных функций и ведение общероссийского реестра членов СРО соответствующим национальным объединениям. Теперь необеспечение саморегулируемой организацией доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов является одним из оснований для исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра во внесудебном порядке, причем это нарушение может быть выявлено национальным объединением СРО.
СРО НПП «Союзпетрострой-Проект» с момента включения в госреестр в 2009 году вела свою деятельность на принципах строгого соблюдения законодательства, являлась информационно открытой и размещала всю необходимую информацию в удобном для просмотра виде на сайте СРО.
Информационная открытость СРО означает в первую очередь свободный доступ к реестру членов СРО, подкрепленному формированием компенсационного фонда соответствующего размера. Наличие фонда должно обеспечивать ответственность СРО за причинение ущерба третьим лицам и при этом исключить появление в реестрах СРО членов-«двойников», выдачу «сезонных» и прочих незаконных допусков, не внесенных в реестр и не подкрепленных соответствующими документами, подтверждающими квалификацию члена СРО. В целом появляется надежда на развитие более честной конкуренции на строительном рынке на основе соблюдения законодательства.
Дальнейшее развитие ситуации зависит от активности национальных объединений и самих СРО, а также выбора критериев, по которым будет производиться «чистка» СРО, о проведении которой объявил президент НОСТРОЙ Николай Кутьин.
Алексей Белоусов, вице-президент, генеральный директор НП «Объединение строителей СПб»:
В целом можно сказать, что принятие данного закона стало первым шагом на пути к формированию реальной информационной открытости СРО. Конечно, объем информации, который теперь необходимо размещать на сайтах саморегулируемых организаций, существенно вырос, поэтому большинство партнерств не сразу, но исполнили требования закона. Хотя, естественно, ошибки и неточности у разных организаций были, но их помогли исправить замечания, поступившие от Национального объединения строителей.
Сложность в том, что законом об информационной открытости не предусматривается ответственность за недостоверную информацию, размещаемую на сайтах саморегулируемых организаций. Этим пользуются недобросовестные СРО.
Удалось ли достигнуть порядка в системе саморегулирования после вступления закона в силу? Закон об информационной открытости СРО не решает проблему очищения рынка от саморегулируемых организаций, нарушающих федеральное законодательство. И в этом его главный недостаток.
НП «Объединение строителей СПб» публикует информацию на официальном сайте партнерства. Мы размещаем там систематизированный и достоверный реестр наших членов, информацию о размерах и порядке уплаты членских взносов, а также о способах и порядке обеспечения имущественной ответственности членов СРО, сведения о составе и размере компенсационного фонда и еще множество документов – в точном соответствии с требованиями закона.
Кроме того, в новостном разделе мы публикуем информацию о событиях, происходящих в нашей организации и у ее членов, проводим публичные мероприятия различного формата. Отмечу, что партнерством налажено информационное взаимодействие со всеми ведущими СМИ: отраслевыми, деловыми, региональными.

Никита Загускин, председатель совета СРО НП «БСК», председатель комитета по страхованию и финансовым рискам НОП, канд. юр. наук:
– После вступления в силу закона № 113-ФЗ большинство саморегулируемых организаций актуализировали свои сайты в соответствии с требованиями законодательства – во многом благодаря методическим рекомендациям по информационной открытости СРО, разработанным НОСТРОЙ и НОП, в том числе при участии нашего комитета.
Данные рекомендации являются удобным в практическом использовании инструментом, который содержит толкование норм Федерального закона № 113-ФЗ и подробный перечень информации, обязательной к размещению на сайте, разбитый по блокам: контактная информация, структура и документы СРО, информация об имущественной ответственности СРО, о членах СРО. Также даются рекомендации по организации работ по ведению сайта, содержится исчерпывающее определение реестра членов СРО.
До принятия соответствующего закона имеющийся в законодательстве ряд нормативных пробелов позволял саморегулируемым организациям при желании формировать реестр членов СРО таким образом, чтобы в конечном итоге затруднить или сделать невозможным установление количества членов СРО. Ни Градостроительный кодекс РФ, ни Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» не устанавливали изначально в достаточном объеме обязательных требований к порядку ведения реестра.
Отсутствие норм, направленных на обеспечение фиксирования в неизменном виде и обеспечение достоверности сведений, включаемых саморегулируемыми организациями в реестры своих членов, стало одной из главных предпосылок к деятельности недобросовестных СРО. Такие организации используют различные способы для сокрытия информации, в том числе не размещают реестр в виде конкретного списка, а, как правило, используют форму поискового запроса, в которой возможность получения сведений из реестра членов СРО обусловлена необходимостью введения идентификационных данных конкретного члена (ИНН, название и т. п.).
СРО НП «БСК», как и другие саморегулируемые организации Балтийского объединения, НП «БОП» и НП «БОИ», по недавним исследованиям, проведенным НАМИС, входят в десятку СРО, максимально соответствующих требованиям информационной открытости.
Мы стараемся, чтобы сайт нашей организации не только отвечал требованиям законодательства, но и был практичным и удобным для пользователей – членов партнерства и заинтересованных в нашей работе лиц. На сайте всегда размещается самая свежая информация и актуальные новости – как самого партнерства, так и отрасли в целом, а также информация о членах партнерства, их проектах и достижениях.
Сегодня профессиональному сообществу необходимо сделать все возможное, чтобы создать внутри системы саморегулирования бесперебойные механизмы самоочищения и внутреннего регулирования. Без этого институт саморегулирования строительной отрасли нельзя будет назвать состоявшимся.

Подготовила Славяна Румянцева