XXI siezd
ППРК-Сервис
СОХРАНИТЬ НАСЛЕДИЕ ГОРОДА

СОХРАНИТЬ НАСЛЕДИЕ ГОРОДА

Пылающие факелы на Ростральных колоннах в праздничные дни, словно магнит, притягивают тысячи петербуржцев и гостей города. Сегодня колонны – один из символов города на Неве – закрыты на очередную реставрацию.
У нас в гостях генеральный директор ООО «АжиоПроект», председатель совета Союза реставраторов Санкт-­Петербурга Нина Николаевна Шангина.

– Нина Николаевна, что послужило причиной нынешних реставрационных работ?
– Причиной, по которой «Газовый клуб» Петербурга обратился к нам с предложением заняться реставрацией ростральных колонн, стал обыкновенный бытовой вандализм. В 2012 году возникла серьезная проблема: в течение года дважды были предприняты попытки проникновения в технические помещения, которые располагаются в стилобатах колонн. Исторические деревянные двери, прослужившие не один век, были взломаны, замки открыты, и в одном случае нарушителям даже удалось каким­то образом зажечь газовые горелки. Как вы понимаете, это очень серьезные нарушения, которые представляют потенциальную опасность не только для памятника архитектуры, но и для жизни людей. Поэтому было принято решение о замене деревянных дверей на металлические. Ростральные колонны являются одним из символов Петербурга и расположены на месте, обязательно посещаемом туристами. Еще 20 лет назад (когда производилась последняя реставрация) не было необходимости при проектировании учитывать то, что по стилобатам могут ходить люди. Именно в результате таких «нагрузок» мягкая гидроизоляция стилобатов получила серьезные повреждения. К сожалению, отношение к памятникам в последние годы изменилось и теперь следует учитывать дополнительные нагрузки, которые возникают, когда по стилобатам передвигаются желающие фотографироваться.

– КГИОП дал свое согласие на замену исторических дверей?
– Разумеется, все было согласовано. Мера оказалась вынужденной, но необходимой, т. к. это способствует сохранению памятника. Специалисты компании «АжиоПроект», которая занимается сегодня проведением реставрационных работ, постарались с максимальной точностью воссоздать исторический облик дверей в металле. Неспециалисту трудно заметить отличие новых дверей от прежних. Но, самое главное, взломать замки, прорвать решетки, которыми забраны оконца дверей, проникнуть в помещения теперь очень сложно. А исторические деревянные двери никуда не пропали, наши реставраторы их привели в порядок, почистили и сдали на хранение.

– Как продвигается реализация проекта?
– Одной из интересных технологических задач, которую пришлось решать реставраторам на данном объекте, стала гидроизоляция колонн. В ходе предыдущих ремонтных работ был нарушен принцип сохранения исторической аутентичности, и посетители могли видеть поверхности, покрытые рубероидом – материалом, который никак не мог быть использован в исторических памятниках той эпохи. Однако использование в сегодняшних условиях исторической технологии гидроизоляции свинцовыми плитами было бы неэффективно и нецелесообразно. Технологическим решением в данном случае стало использование поверх сохранившихся свинцовых элементов максимально приближенной внешне к природному камню гидроизоляции на минеральном вяжущем. Однако, чтобы сохранить пример ушедшей в прошлое технологии, мы оставили фрагмент свинцового покрытия в месте, недоступном для влаги.
Кроме того, как я уже сказала выше, при проведении предыдущих реставрационных работ для гидроизоляции стилобатов использовался мягкий гидроизоляционный материал, что послужило причиной возникновения серьезных проблем с состоянием кирпичной кладки. Мягкая кровля, использованная в качестве гидроизоляции, материал нестойкий к механическим повреждениям и не может выдерживать дополнительные нагрузки. Рубероид во многих местах был достаточно сильно поврежден и влага в виде дождя и снега долгое время проникала, накапливаясь в швах между гранитными блоками, разрушая кирпич. Изнутри мы видеть этого не могли, поскольку кладка была щедро замазана цементным раствором. И только после того, как были сняты многочисленные намазы, реставраторам открылась плачевная картина: большая часть исторического кирпича «входной группы», расположенного ниже горизонтальной поверхности стилобатов практически разрушена в результате повторяющегося замораживания насыщенного водой материала.

– Удастся ли восстановить кирпичную кладку?
– Разумеется, мы стараемся максимально сохранить аутентичность конструкции. Сначала помещения изнутри просушивали с помощью тепловых пушек и инфракрасных экранов, затем производили инъектирование специальными растворами. Потом осуществлялась так называемая вычинка, когда не поддающийся восстановлению кирпич осторожно заменяется на старинный, подходящий по цвету и размерам.

– А где берете исторический материал, или изготавливаете по старой рецептуре?
– Изготовление керамических материалов по старинным рецептам – слишком трудоемкий и затратный процесс, поэтому при демонтаже старинных зданий реставраторы, как правило, первыми приходят на площадку и забирают хорошо сохранившиеся кирпичи, чтобы впоследствии использовать их при производстве работ. Так, у нас на базе имеется в достаточном количестве красный петербургский кирпич, который мы применяем в ходе работ. Кроме этого используется еще одна технология, когда современный кирпич «состаривается», меняется его внешний вид. Основная сложность сейчас – это так подобрать цвета, чтобы не была заметной работа реставратора. Наши мастера сейчас, как художники, осторожно выполняют восстановление кирпича докомпоновочными материалами. В их распоряжении имеется 7 различных оттенков красного кирпича, но нередко и их приходится смешивать между собой, чтобы добиться нужного цвета. Это очень тонкая, филигранная работа. Чтобы нарастить шовный раствор, также используем современные материалы, подбирая их по цвету.

– Материалы используются российского или зарубежного производства?
– В последние десятилетия в работе реставраторов появилась группа специальных реставрационных материалов, которые позволяют значительно продлить срок службы памятников архитектуры и проводить по­настоящему уникальные работы максимально бережно по отношению к старинным постройкам. Мы применяем в основном продукцию собственного производства марки «Рунит». Это и гидроизоляционные, и штукатурные, и покрасочные материалы. Со всей ответственностью скажу, что отечественные реставрационные материалы не просто конкурентоспособны, но нередко превосходят лучшие зарубежные образцы. И это не удивительно, принимая во внимание авторитет и уникальный опыт российской реставрационной школы. Так что следует признать еще одну заслугу «Газового клуба». В данном случае можно говорить не только о сохранении памятника, но также и о том, что средства заказчика вкладываются в отечественную разработку. В результате происходит постепенное замещение импортных материалов российскими материалами, и, что еще важнее, многие молодые специалисты получают возможность участвовать в разработке, заниматься наукой.

– Нина Николаевна, действительно ли принято решение превратить внутренние помещения в музейный объект?
– Ну, может быть, не совсем музейный, все­таки не нужно забывать, что ростральные колонны – это действующий технический объект с газовым оборудованием. Но идея – отреставрировать внутренние помещения, придать им исторический облик, чтобы можно было при необходимости проводить там экскурсии, на мой взгляд, вполне уместна.
Сами по себе ростральные колонны – объект уникальный не только для Петербурга, но и для Европы. Интересно показать, как выглядело производственное техническое помещение начала XIX века. Архитектурный облик внутренних помещений решен в утилитарном стиле, без излишеств. Предстоит еще осуществить реставрацию металлических поручней, причем делать это придется непосредственно на объекте, в стесненных условиях, поскольку когда­то при установке они были выгнуты в соответствии с геометрией стен, и если их разобрать на фрагменты и вывезти на базу, то потом можно просто не установить. Также идет восстановление ступеней лестниц, изготовленных из натурального известняка. Где­то это решается докомпоновочными материалами, но три ступени пришлось заменить на новые. И в заключение будет произведена замена светильников. Мы подобрали очень стильные минималистские, отражающие морскую тематику металлические лампы.

Беседовала Елена Рачкова