XXI siezd
ППРК-Сервис
ЗАЩИТА НА ВЫСОКОМ УРОВНЕ

ЗАЩИТА НА ВЫСОКОМ УРОВНЕ

Крупнейшие портовые предприятия, такие как комплекс по фракционированию и перевалке стабильного газового конденсата (СГК) НОВАТЭКа в Усть­-Луге, должны быть защищены в любой самой чрезвычайной ситуации. В качестве одной из мер защиты в случае ЧС на территории комплекса компанией «СФС­строй» возведено сооружение гражданской обороны.

Об особенностях работы на объекте рассказывает заместитель генерального директора «СФС­Cтрой» Александр Володин.

– Александр Александрович, что это за сооружение гражданской обороны на терминале НОВАТЭКа?
– Мы построили убежище 4 класса защиты на 200 человек с двумя режимами вентиляции. Когда мы пришли на объект, то первое, с чем нам пришлось столкнуться, это необходимость переделать и заново согласовать проект сооружения, которое уже начали возводить. Строительство начали на основе типового проекта убежища, без учета особенностей объекта.

– Что пришлось переделать?
– Пришлось вырезать проемы в бетонных стенах, а где­то наоборот заделывать проходы. Изначально тип убежища был выбран неверно – не тот тип вентиляции, класс защиты. Не соблюдались требования по расположению тамбуров, дверей, защитных ставней. Пришлось менять внутренние планировки, инженерию. При первоначальном проектировании сооружению задали узкую длинную конфигурацию, а применение электроручных вентиляторов приводит к ограничениям по длине воздуховодов. Таким образом, пришлось разработать такие решения, чтобы и требования были соблюдены, и не перестраивать сооружение полностью. Разумеется, решили эту задачу, но если бы мы пришли на объект в самом начале проектирования, таких проблем не возникло бы в принципе.

– Сказалось ли это как-­то на сроках строительства?
– Скорее это сказалось на стоимости строительства. Дополнительные затраты связаны с необходимостью вносить изменения в проект и переделывать частично построенное сооружение. Хотя мы постарались минимизировать объем демонтажных работ. Специалисты «СФС­Cтрой» разработали новый проект, с учетом особенностей объекта и инфраструктуры терминала, согласовали его с МЧС и построили убежище. Это был один из первых объектов на территории терминала, который раньше всех был сдан комиссии с представителями МЧС .

– С какими трудностями столк­нулись в процессе работы?
– Были небольшие сложности с подключением наружных сетей к убежищу. Но основная сложность заключалась в том, что пришлось переделывать работу, начатую компанией, которая никогда не занималась строительством защитных сооружений. А создание таких объектов имеет свою специфику.
Это достаточно узкая специализация, требующая определенных знаний и опыта. К сожалению, им обладают далеко не все фирмы. Им кажется, что ничего сложного здесь нет – небольшое здание, которое несложно построить. Однако, это не так. К таким строениям предъявляются очень высокие требования, проектировать их необходимо с учетом специальных требований, МЧС и Ростехнадзор тщательно за этим следят. Поэтому нередкими бывают ситуации, когда кто­то легкомысленно берется их строить и только в ходе работ выясняет, что это не так­то просто. И отказывается. А продолжать строительство поручают профессионалам.

– В результате заказчик остался доволен работой профессионалов?
– Вполне. У нас есть благодарственное письмо от «НОВАТЭКа». А недавно мы сделали и согласовали в МЧС техзадание на проектирование следующего объекта на терминале. Должен отметить, что наши заказчики, такие как ТГК­1, Газпром, «НОВАТЭК» и другие всегда обращаются в «СФС­Cтрой» когда у них возникает необходимость в строительстве объектов гражданской обороны. Так, мы занимаемся проектированием 10­15 убежищ одновременно и ведем строительство 3­4 объектов. Сейчас разрабатываем проекты строительства убежищ в Нарьян­Маре, Буденновске, Мурманске, Якутске. Каждое из них по­своему уникально. Защищенное пожарное депо на космодроме Восточный под Благовещенском – более сложный проект. Убежище, рассчитанное на защиту специальной техники, во внутренней его части встроено убежище для людей.
Еще один наш уникальный объект – убежище на берегу Охотского моря – будет сделан в горном массиве. Взрывается скала, вынимается порода и внутри горного массива создается убежище с выходом на поверхность скалы – на нижний ярус дороги. Так что опыт возведения стандартных объектов в нестандартных условиях у «СФС­строй» немалый.

Подготовила Славяна Румянцева