XXI siezd
ППРК-Сервис
КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Об особенностях новых конструкций железнодорожных пассажирских платформ на объектах ОАО «РЖД» рассказывает главный инженер ЗАО «ЛенГипрострой», к. т. н. Василий Красковский.
Новые конструкции железнодорожных пассажирских платформ на объектах ОАО «РЖД» состоят из модульных железобетонных блоков заводского изготовления. Они были разработаны ЗАО «ЛенГипрострой» специально для железнодорожных пассажирских платформ на российских железных дорогах на основе обобщения опыта проектирования и строительства платформ в Германии и Эстонии. В работе над отдельными элементами конструкций принимали участие специалисты МС­Bauchemie (представительство в Санкт­Петербурге).
От обычных платформ, которые возводились многие десятилетия, новые конструкции отличаются более короткими сроками строительства (сроки и трудозатраты снижаются в 2­2,5 раза). Максимум работ перенесен в заводские условия, в том числе и устройство покрытия плит платформ. Объемы земляных и монтажных работ сведены к минимуму. Не требуется техника большой грузоподъемности. Конструкции позволяют вести работы в непродолжительные (3­4 часа) перерывы в движении поездов. К примеру, на линии Санкт­Петербург – Москва, в условиях интенсивного скоростного движения поездов «Сапсан» и др., такая организация строительства является единственно возможной.
Улучшены эксплуатационные характеристики покрытия плит. Повышена их долговечность (срок службы – не менее 50 лет), что позволяет снизить эксплуатационные расходы. Внешний вид покрытия – «архитектурный бетон» – более эстетичен. Не требуется укладывать на поверхность плит слой асфальта, отличающегося низкой долговечностью. Покрытие и обустройство плит включают тактильные указатели для слабовидящих пассажиров, полностью соответствующие нормативным требованиям и распоряжениям ОАО «РЖД».
Новые платформы отличаются однотипностью конструкций для высоких и низких платформ. Отсутствует необходимость полной разборки низких платформ для обеспечения работы щебнеочистительных машин.
Конструкции высокой и низкой пассажирских платформ состоят из фундаментных блоков, ригелей, устанавливаемых параллельно оси пути, и плит с полностью готовым заводским покрытием.
Плита является ключевым элементом конструкции. Ее покрытие выполняется в виде «архитектурного бетона», изготавливаемого за счет частичного вскрытия фактуры специально подобранного заполнителя бетона на лицевой (верхней) поверхности плиты. В качестве заполнителя используется декоративный гранитный мелкозернистый щебень фракции 10­15 мм. Цветовые оттенки – темно­серый или розовый получаются в зависимости от применяемого заполнителя. Покрытие плит допускает применение механизированной очистки от снега, в том числе автономных снегометательных машин, и устойчиво к противогололедным реагентам. Размеры плит определяются в зависимости от грузоподъемности применяемого кранового оборудования.
Технология возведения платформ достаточно проста и включает в себя следующие основные операции:
1. Отрывка котлованов, подготовка основания и монтаж фундаментных блоков – балластная призма, рельсошпальная решетка при этом сохраняются.
2. Монтаж ригелей – ригели устанавливают в зазоры между парными вертикальными ребрами – выступами, предусмотренными в верхней части фундаментных блоков, фиксируют в проектном положении временными клиньями, после чего в оставшиеся зазоры заливают быстротвердеющую безусадочную бетонную смесь.
3. Монтаж плит с полностью готовым заводским покрытием; плиты устанавливаются на антивибрационные прокладки.
4. Заделка швов между плитами герметиком.
Модульные железобетонные блоки можно перевозить по железным и автомобильным дорогам. Погрузка на железнодорожные вагоны и платформы выполняется в соответствии с утвержденными «Техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах». При этом разработка отправителем каких­либо дополнительных технических условий не требуется.
Как показал опыт строительства и реконструкции платформ на ряде объектов, предложенные конструкции вполне технологичны для заводов­ изготовителей и строительно­монтажных организаций. Так, в 2013 году, по проектам ЗАО «ЛенГипрострой» были построены новые низкие платформы на линии Санкт­Петербург – Москва (платформы 271 км, Поплавенец; ООО СК «ЧАС», завод­изготовитель – ООО «Бетонэлемент» – ДП «AS E­Betoonelement»), высокие платформы – на станциях Угловка и Чудово (ООО «Евродорстрой», завод­изготовитель ООО – «Металлострой­Комплект»), станция Тюмень (ООО «Турбомаш», завод­изготовитель – концерн «Consolis»).

Подготовила Славяна Румянцева