ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
СРО: ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ

СРО: ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ

Текущее состояние строительного рынка характеризуется снижением покупательского спроса на жилье и требует определенных мер стимулирования. Принятые изменения в законодательство, в том числе касающиеся саморегулирования в строительстве, – новые шаги на пути преодоления кризиса. Однако для эффективного функционирования законодательные изменения должны вноситься постоянно, в соответствии с состоянием рыночной конъюнктуры и с учетом мнения профессионального сообщества.

По мнению председателя Комитета Госдумы РФ по конституционному законодательству и государственному строительству Владимира Плигина, на сегодня ключевыми задачами строительной отрасли являются: наращивание темпов строительства в отдаленных регионах, решение проблемных вопросов выделения земель под застройку, развитие арендного жилья и поддержка индивидуального строительства. По его мнению, сегодня особенно важна всесторонняя поддержка малого и среднего строительного бизнеса. Кроме того, депутат Госдумы РФ выступил за активное вовлечение отраслевых саморегулируемых организаций в формирование государственной политики в сфере строительства.

– Мы, несомненно, понимаем, что строительная отрасль является не только локомотивом, объединяющим многие отрасли промышленности в Российской Федерации, но и несет огромную социальную нагрузку, поэтому решение этих вопросов крайне значимо для граждан России, – констатировал Владимир Плигин, выступая на всероссийской конференции «Саморегулирование в строительном комплексе: повседневная практика и законодательство» в Петербурге.

В качестве одной из существенных проблем сегодня эксперты отмечают ограниченный доступ строителей к кредитным ресурсам, что негативно сказывается на объемах строительства и приводит к банкротству компаний.

 

Формирование условий

– Вот уже полгода мы работаем над двумя законопроектами, в которых будут прописаны отдельные правила кредитования для нашей сферы деятельности. Мы рассчитываем, что в осеннюю сессию Госдумы они будут вынесены на голосование при поддержке Министерства строительства, – полагает вице-президент СПб ТПП Антон Мороз.

– Последний год был одним из самых активных с точки зрения формирования законодательных условий для развития строительной отрасли, – уверена первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по жилищной политике и ЖКХ, президент НАМИКС Елена Николаева. – По нашим прогнозам, в этом году объемы ввода жилья будут на 10% ниже, чем в прошлом. Особую озабоченность вызывают 2017–2018 годы, поскольку количество начатых проектов в регионах России на сегодняшний день существенно сократилось, – отметила депутат Госдумы РФ. – Вместе с тем мы как раз подготовили целый пул законопроектов, которые призваны снять избыточные административные барьеры, повысить прозрачность отрасли и простимулировать рост количества новых проектов.

Председатель совета директоров ПАО «Группа ЛСР» Александр Вахмистровотметил правильность законодательных поправок в сфере саморегулирования в строительстве, которые повысят ответственность строительных организаций. Данные меры необходимо было ввести давно. В то же время, по его словам, важно продолжать совершенствование профильного законодательства.

– Законодательство должно полностью гарантировать строительным организациям нормальную, полноценную деятельность, – уверен заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Леонид Ставицкий. По его мнению, наиболее важные законодательные акты, которые приняты в текущем году, касаются типового проектирования, цено­образования, оценки инвестиций. Также он акцентировал внимание на «дорожной карте» по энергоэффективности и на плане поэтапного внедрения BIM-технологий в сфере промышленного и гражданского строительства.

– Сегодня строительные саморегулируемые организации стали важным структурным звеном экономической модели России, – отмечает первый заместитель министра. – И сегодня нам как никогда важна инициативность и обратная связь от строительных СРО для реализации значимых изменений законодательных и нормативных актов, разрабатываемых Минстроем России для раскрытия ресурсного и кадрового потенциала страны.

 

Готовность к переменам

Одним из важнейших изменений в законодательстве в текущем году, затрагивающим строительную отрасль, стало принятие Федерального закона № 372-ФЗ.

Изменения в законодательство в части совершенствования института саморегулируемых организаций в сфере строительства обеспечат развитие негосударственного регулирования в отрасли, что позволит использовать потенциал профессионального сообщества в вопросах повышения качества и надежности строительных услуг.

В целях снижения нагрузки на малые и средние предприятия, которые работают на субподряде у крупных строительных компаний, принято решение о том, что в СРО обязаны вступать только генподрядные организации.

Законом усилены меры по недопущению нарушений в сфере деятельности СРО, созданы условия для повышения прозрачности сведений о размере компенсационных фондов и снижения рисков их утраты (предусмотрено размещение компенсационных фондов на спецсчетах, открытых в кредитных организациях, соответствующих требованиям правительства РФ). Также для строительных компаний будет применяться региональный принцип формирования СРО, который позволит усилить контроль за их деятельностью. Важно отметить, что региональный принцип формирования СРО, заложенный в законопроекте, дает право членам СРО осуществлять свою деятельность на всей территории Российской Федерации, а не только в пределах того субъекта РФ, в котором зарегистрирована СРО.

– К 1 ноября 2016 года все СРО должны перечислить средства компенсационных фондов на специальные счета в уполномоченные банки, вне зависимости от того, были ли уже сформированы два компенсационных фонда согласно новым требованиям законодательства (фонд возмещения вреда и фонд договорных обязательств), или существует один компенсационный фонд СРО, – напоминает руководитель аппарата Ассоциации «Национальное объединение строителей» Виктор Прядеин. – Что же касается принятого принципа регионализации, то некоторые СРО пытаются разными способами препятствовать переходу своих членов в СРО по месту их регистрации. Члены СРО должны быть особо внимательными при подписании документов.

Ранее НОСТРОЙ разъяснял на своем сайте, что если строительные организации подпишут вместо уведомления о переходе заявление о добровольном исключении из СРО, то компенсационный фонд не сможет быть переведен в региональную СРО, куда впоследствии решит вступить организация.

– Мы знаем, что у нас есть такие саморегулируемые организации, у которых средства компфондов зависли в сомнительных банках. Формально, де-юре они не утеряны пока, потому что есть право требования к кредитной организации, банкротство которой не завершено. И пока оно не завершено, по действующим нормам Градостроительного кодекса право предъявляется как подтверждение того, что компфонд был собран и что он пока не утерян. Вместе с тем мы понимаем, что члены, которые выражают свою позицию и готовы перейти в регионы, должны понимать, в какую СРО они придут, в каком состоянии компфонд у этой СРО. И так как у нас достаточно много СРО в строительстве (269) – достаточно много таких субъектов, где две и более СРО. И там есть выбор. Но также есть порядка 30 субъектов Российской Федерации, где по одной СРО. Одна из них, например, в Мурманской области. И у нее компфонд утерян практически полностью. Вот куда переходить строителям Мурманска? Притом что к 1 июля 2017 года она не сможет подтвердить те требования, которые в законе указаны, и Ростехнадзор 1 октября 2017 года вынужден будет эту СРО из реестра исключить, – задает вопрос руководитель аппарата НОСТРОЙ. – Мы понимаем, что вопрос по отдельным субъектам (их, к счастью, не так много, мы пока насчитали три наиболее проблемные области) необходимо с органами местной власти проработать детально.

– Конечно, профессиональное сообщество понимает, что мы своих коллег готовы поддерживать, – подчеркнул Виктор Прядеин. – Есть разные планы спасения таких СРО, и мы их обсуждаем каждый раз индивидуально, поскольку это нетипичная ситуация. Вместе с тем, участие в этом местных органов власти приветствуется. В том числе рассмотрение предложений по созданию новых СРО, присоединению таких проблемных организаций к тем, которые находятся в более устойчивом положении. И тогда это объединение, эта синергия даст устойчивость обеим компаниям. Такие сценарии мы рассматриваем. Они возможны. Практика показывает, что решения, принимаемые такими СРО, направлены на улучшение ситуации. Особенно в крупных регионах – Москве и Петербурге, где количество СРО достаточно большое и исчисляется несколькими десятками.

– К сожалению, еще не все строительные компании знают и до конца понимают важность еще одной даты – 1 декабря 2016 года. Это срок, до которого строительные организации, члены СРО, должны выразить свою позицию: остаться в СРО, заявить о намерении перейти в СРО своего региона или выйти из СРО, – напомнил руководитель аппарата НОСТРОЙ. – Важную роль в доведении информации до строительных компаний играют органы региональной власти. И НОСТРОЙ будет выстраивать тесное взаимодействие с субъектами Российской Федерации в этом вопросе.

– Проверки СРО в регионе, в основном, идут по графику, – резюмирует начальник отдела правового обеспечения Северо-Западного управления Ростехнадзора Марина Москвина. – Большинство внеплановых проверок проводятся для контроля выполнения выданных предписаний, и гораздо реже – по полученным жалобам.

Кроме того, она отметила, что в настоящее время всего 30% предписаний выдается повторно. Это свидетельствует, что саморегулируемые организации исполняют предписанные ранее требования.

– По новым правилам саморегулирования малый и средний строительный бизнес, особенно субподрядные организации, могут не состоять в саморегулируемых организациях, – рассказал вице-президент, директор Санкт-Петербургского Союза строительных компаний «Союзпетрострой» Лев Каплан. – Таким образом, они оказываются вне системы какого-либо регулирования и контроля. Между тем, из 218 тыс. строительных организаций, учтенных на 1 января 2016 года, 214 тыс. относятся к малому и среднему бизнесу, в том числе 90% из них – к микробизнесу. А только за прошлый год число обанкротившихся компаний увеличилось в пять раз. На экономическом форуме в Петербурге президент Путин заявил, что требуется срочная государственная поддержка малому и среднему бизнесу, для чего выделяется 1 трлн рублей, что в девять раз больше того, что выделялось на эти цели ранее.

Выход из сложившейся ситуации состоит в укреплении общественных организаций, которые объединяет Российский Союз строителей. Чтобы помочь застройщикам выбирать надежных партнеров, необходимо в каждом региональном союзе создать профильные комиссии по оценке производственных мощностей, опыта работы, кадров и других параметров компании, что позволило бы ответственно рекомендовать их для участия в конкурсных процедурах. Это может оказать существенную помощь в укреплении системы саморегулирования, поскольку генеральные подрядчики должны будут создавать второй компенсационный фонд для гарантий по срокам исполнения госзаказов.

Необходима организация эффективного взаимодействия крупного, малого и среднего строительного бизнеса, основанного на конкурсных процедурах. Крайне необходимо принятие федерального закона о конкуренции, так как принятый много лет назад антимонопольный закон практически не действует, – уверен Лев Каплан.

Подготовила Славяна Румянцева