ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
РЕПУТАЦИЯ КАК СИМВОЛ КАЧЕСТВА

РЕПУТАЦИЯ КАК СИМВОЛ КАЧЕСТВА

При организации и проведении закупок на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг перед заказчиками стоит задача, в том числе, и по выбору надежного подрядчика, обладающего необходимым опытом работы, финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами. Сегодня решению данного вопроса способствует созданная система национальных стандартов оценки деловой репутации.

 

Система как инструмент объективной оценки

С одной стороны, нормы действующего законодательства позволяют при определении победителя конкурсных процедур устанавливать дополнительные требования к опыту и квалификации участников закупок, с другой стороны, по ряду причин не все заказчики реализуют данные возможности в полной мере. Федеральными законами № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» предусмотрено право заказчика устанавливать требования по наличию у участника торгов финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, деловой репутации, специалистов определенного уровня квалификации. Применение указанных показателей позволяет оценить надежность и квалификационный потенциал участников закупки, однако требует проведения трудоемких процедур по изучению, анализу, систематизации и оценке достоверности предоставленных участниками закупок документов и данных. Кроме того, для объективной оценки данных, подтверждающих надежность поставщика в конкретном сегменте рынка, заказчик должен располагать результатами соответствующих маркетинговых исследований, либо собственной компетенцией, достаточной для обоснования такой оценки.

Вместе с тем, существует возможность оптимизации процесса подтверждения опыта и квалификации участника закупок и оценки достоверности предоставляемых им данных третьими лицами. Приказом № 895-ст от 10.07.2015 г. Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) введен в действие национальный стандарт ГОСТ Р 66.0.01-2015 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы».

В настоящее время система включает в себя следующие национальные стандарты:

• ГОСТ Р 66.1.01-2015 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование»;

• ГОСТ Р 66.1.02-2015 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих инженерные изыскания»;

• ГОСТ Р 66.1.03-2016 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации строительных организаций»;

• ГОСТ Р 66.9.01-2015 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, производящих и реализующих пожарно-техническую продукцию»;

• ГОСТ Р 66.9.02-2015 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, выполняющих работы (оказывающих услуги) в области обеспечения пожарной безопасности объектов защиты».

 

Данные стандарты предоставляют для государственных и частных заказчиков профессиональный инструментарий, позволяющий существенно упростить процедуру сбора, анализа и оценки качества документов участников торгов посредством установления процедуры оценки соответствия, утвержденной в нормативных документах. Указанные стандарты устанавливают требования, модели и критерии оценки деловой репутации организаций на основе истории и опыта их деятельности, помогают обеспечить объективный унифицированный подход при ранжировании заявок и выборе поставщика.

Согласно требованиям ГОСТ Р, орган по сертификации при проведении оценки соответствия на каждый национальный стандарт, проводит анализ следующих факторов:

• количество лет на рынке (подтвержденных выполненным объемом работ);

• ритмичность выполнения работ в указанной сфере (подтвержденных выполненным объемом работ);

• наличие необходимого уровня достаточности материально-технической базы;

• финансовые показатели деятель­ности;

• кадровый потенциал;

• количество зафиксированных нарушений при выполнении контрактных обязательств, сроки задержек выполнения контрактов, арбитражная практика;

• наличие сертифицированных систем менеджмента (качества, экологического, охраны труда);

• отзывы контрагентов, упоминания в СМИ, а также дополнительные показатели в соответствии с видом деятельности организации.

 

Подтверждение достоверности предоставляемых данных обеспечивается проведением группой экспертов обязательной выездной проверки организации-заявителя. Эксперты по сертификации проверяют подлинность информации по месту нахождения организации и в случае выявления недостоверности сведений либо не принимают в расчет данную информацию при определении индекса деловой репутации, либо отказывают в выдаче сертификата соответствия.

По результатам проведения комплексного аудита предприятия оформляется сертификат соответствия национальным стандартам, входящим в систему стандартов «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности» с итоговым индексом деловой репутации предприятия в диапазоне от 0 до 100 баллов. Присвоенный по итогам оценки индекс фиксируется в электронном реестре, личное дело прошедшей оценку организации подлежит бессрочному хранению в архиве органа по сертификации.

Таким образом, использование национальных стандартов позволяет заказчику избежать затрат на проверку данных, подтверждающих опыт и квалификацию участника закупок. А полученные в результате комплексного аудита участника итоговые чистовые индексы «опыта и деловой репутации» существенно упрощают ранжирование заявок по критерию «квалификация участников». Кроме того, как показывает практический опыт организации закупок, сам факт согласия организации-заявителя на проведение оценки опыта и деловой репутации в рамках национальных стандартов свидетельствует о ее готовности исполнять обязательства в заявленных объемах.

 

Эффективность подтверждается практикой

Государственные и коммерческие заказчики на практике применяют различные способы использования национальных стандартов «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности» при оценке квалификации участников. В настоящее время при проведении закупок на выполнение работ и оказание услуг в области строительства, проектных работ, инженерных изысканий, обеспечения пожарной безопасности применяются следующие варианты:

• Путем включения в документацию такого критерия оценки, как «Деловая репутация участника закупки» при проведении конкурсов по 44-ФЗ в соответствие с постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. № 1085 «Об утверждении правил оценки заявок». Указанный способ применяется также как при проведении торгов по 223-ФЗ, так и коммерческих закупок.

• Путем установления квалификационных требований к участникам торгов о наличии сертификата соответствия национальным стандартам, в том числе с определенным уровнем индекса деловой репутации (применимо в соответствие с 223-ФЗ и при коммерческих закупках не зависимо от формы проведения закупки).

 

Указанная практика реализована в различных регионах Российской Федерации, таких как Москва, Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Вологодская, Иркутская, Курганская, Ростовская, Самарская, Смоленская, Свердловская области, республики Татарстан, Башкортостан, Карачаево-Черкессия, Коми, Краснодарский край.

Опыт работы в данном направлении свидетельствует о том, что компании с высоким индексом деловой репутации, рассчитанным по методике системы стандартов «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности», качественно выполняют взятые на себя обязательства.

Согласно данным Технического комитата по стандартизации 066 «Оценка опыта и деловой репутации предприятий», использование уже разработанных национальных стандартов оценки опыта и деловой репутации позволяет заказчикам успешно решать следующие задачи:

• исключить необходимость разработки для каждой закупки показателей оценки, связанных с критериями, подлежащими аудиту в рамках оценки соответствия национальным стандартам;

• возложить ответственность за проверку полноты и достоверности информации, указываемой участником закупки (в том числе проверку фактического наличия заявленного оборудования, кадровых ресурсов и т. п.) на профессиональных аудиторов, экспертов и центры сертификации;

• обеспечить участие в торгах максимального количества предприятий с подтвержденным опытом и квалификацией;

• осуществить выбор наиболее надежного поставщика (исполнителя, подрядчика) для выполнения необходимых заказчику работ, оказания услуг.

Система стандартов оценки опыта и деловой репутации дает рынку дополнительный эффективный механизм регулирования: с одной стороны, это сдерживающий фактор для ведения недобросовестного бизнеса, с другой – конкурентное преимущество для опытных и квалифицированных участников рынка. Однако, вместе с положительным опытом использования стандартов, отмечается ряд негативных тенденций. Расширение состава участников сертификации сопряжено с рисками появления нарушений как в соблюдении процедуры самой оценки соответствия, так и с попытками заказчика превратить инструментарий национальных стандартов в способ «ручного» регулирования конкуренции в конкретном регионе.

 

Системе сертификации необходима система контроля

Системы добровольной сертификации являются неотъемлемым элементом устойчивого функционирования экономики, базирующейся на рыночных принципах. В настоящее время статьей 21 Федерального закона «О техническом регулировании» предусмотрено добровольное подтверждение соответствия национальным стандартам различного вида. Функции регистратора систем добровольной оценки соответствия выполняет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), которое обязано регистрировать системы добровольной сертификации (СДС), предоставленные в установленном порядке и не противоречащие законодательству. При регистрации СДС Росстандарт вправе оценить лишь «наличие или отсутствие» правил функционирования системы и порядка применения знака соответствия, то есть фактически регистрация происходит в уведомительном порядке. Формирование действенной системы контроля над соблюдением руководителями СДС заявленных ими правил находится в зачаточном состоянии..

Анализ предпосылок возникновения этой ситуации и обзор пробелов в законодательстве, регулирующем порядок добровольной сертификации, выходит за рамки тематики данной статьи. Однако, уместно констатировать, что и руководители добросовестных СДС, и производители услуг, и конечный потребитель (заказчик) заинтересованы в соблюдении задекларированных правил проведения оценки соответствия и повышении в обществе доверия к системам добровольной сертификации. Для успешного решения этой задачи необходим комплексный подход, включающий в себя ряд согласованных действий организационного и нормативного характера.

В связи с вышеизложенным стоит отметить, что, по информации экспертов Технического комитета 066 «Оценка опыта и деловой репутации предприятий», в ходе мониторинга практики применения национальных стандартов оценки опыта и деловой репутации зафиксированы следующие случаи их некорректного применения при организации закупок:

1. Используя в системе оценки заявок при проведении конкурсных процедур значение индекса деловой репутации, рассчитанного в соответствии с ГОСТ Р 66.0.01-2015, заказчики некорректно устанавливают шкалу оценки значений индекса. Выявлено произвольное присвоение баллов за определенное значение индекса.

В соответствии с пунктом 6.8 ГОСТ Р 66.0.1-2015, оценка деловой репутации проводится с применением установленных коэффициентов весомости. Методика оценки деловой репутации с применением коэффициентов весомости представлена в приложении Б к указанному национальному стандарту. Указанные коэффициенты весомости определены на основании проведенных исследований Высшей школы экономики и носят максимально объективный характер. В свою очередь, соответствующие направлениям экономической деятельности ГОСТ Р национальной системы стандартов «Оценка опыта и деловой репутации» конкретизируют коэффициенты весомости. Результатом оценки является присвоение индекса деловой репутации, то есть конкретного балла по показателю «деловая репутация субъекта экономической деятельности». Указанное значение индекса деловой репутации рассчитывается исходя из максимально возможного значения в 100 баллов. Таким образом, разработка заказчиком дополнительной шкалы оценки для определения количества баллов по показателю «Деловая репутация участника закупки» нецелесообразна. Рейтинг заявки по показателю определяется как значение индекса деловой репутации участника закупки с учетом коэффициента значимости показателя.

2. В целях подтверждения индекса деловой репутации, помимо сертификата соответствия требованиям ГОСТ Р, заказчики необоснованно требуют от участников закупок представление иных подтверждающих документов.

В соответствии с требованиями статьи 21 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. В данном случае правила и порядок проведения оценки соответствия установлен базовым стандартом ГОСТ Р 66.0.01-2015 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы». В силу положений пункта 6.9 ГОСТ Р 66.0.1-2015 по результатам оценки соответствия экспертная группа оформляет заключение с указанием результата оценки – индекса деловой репутации. На основании экспертного заключения орган по сертификации выдает сертификат соответствия. Предоставление иных документов участнику и/или третьим лицам указанным стандартом не предусмотрено.

3. Предоставление явных преимуществ при проведении конкурсных процедур участникам, прошедшим сертификацию в конкретных СДС.

По данным Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), в настоящее время зарегистрировано 8 (восемь) СДС, которые равноправно осуществляют деятельность по сертификации на соответствие национальным стандартам «Оценка опыта и деловой репутации». Включение в конкурсную документацию ссылок на конкретные системы добровольной сертификации является ограничением конкуренции как непосредственно между держателями СДС, так и между участниками конкурсов, прошедшими сертификацию на соответствие ГОСТ Р «Оценка опыта и деловой репутации предприятий», что в свою очередь не отвечает требованиям Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В целях предотвращения развития недобросовестной конкуренции между держателями СДС и участниками закупок, при разработке конкурсной документации стоит учитывать как официальную позицию разработчика системы стандартов оценки опыта и деловой репутации, так и результаты имеющейся административной и арбитражной практики по их применению.

Со своей стороны члены Технического комитета по стандартизации 066 «Оценка опыта и деловой репутации предприятий» принимают активное участие в формировании единообразной практики и правильного применения системы национальных стандартов «Оценка опыта и деловая репутация предприятий» в соответствии с нормами законодательства о закупках.

Евгений Лубашев, заместитель председателя Технического комитета по стандартизации 066,
член Экспертного совета в сфере гособоронзаказа при ФАС России, д-р экон. наук