ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
ПИТЕРСКИЙ ЧАСТНЫЙ ТРАМВАЙ

ПИТЕРСКИЙ ЧАСТНЫЙ ТРАМВАЙ

Весной этого года администрацией Санкт-Петербурга было подписано соглашение с ООО «Транспортная концессионная компания» (ТКК) о создании сети современного трамвайного сообщения в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга.

Это первое концессионное соглашение на создание, реконструкцию и эксплуатацию трамвайной сети в Красногвардейском районе было подписано со стороны правительства губернатором Георгием Полтавченко, со стороны ТКК – директором Сергеем Окутиным. Компания-концессионер ООО «ТКК» была создана специально для такого проекта тремя участниками: УК «Лидер», «Группой ЛСР» и подрядчиком по строительству путей «МК-20СХ». По условиям соглашения ТКК предстоит реконструировать не менее 14 км трамвайных путей по маршрутам № 8, 10, 59 и 64, построить новое депо площадью 7000 кв. м на территории недостроенного трампарка № 11 на Индустриальном проспекте, установить остановочные павильоны, автоматическую систему управления движением на перекрестках, закупить подвижной состав. Важно, что также принято решение о включении в обязательства концессионера реконструкции участка проезжей части проспекта Наставников (от Хасанской улицы до Ириновского проспекта) и выделении финансирования из бюджета Санкт-Петербурга в форме капитального гранта (1,330 млрд рублей).

По плану трамвайные пути создаваемой сети в Красногвардейском районе пройдут по следующим направлениям:

• по Гранитной улице, Заневскому проспекту, проспекту Косыгина, через станцию метро «Ладожская» до улицы Передовиков;

• по проспекту Косыгина от улицы Передовиков до проспекта Наставников;

• по проспекту Наставников от Хасанской улицы до Ириновского проспекта (в том числе участок Хасанской улицы от проспекта Наставников до трамвайного кольца, включая кольцо);

• по Ириновскому проспекту от улицы Передовиков до Рябовского шоссе и по Рябовскому шоссе от Ириновского проспекта до к/п «Ржевка»;

• по улице Потапова от Ириновского проспекта до трамвайного парка № 11 (в границах существующих земельных участков).

 

Детали проекта

Почему выбран Красногвардейский район? Численность населения Красногвардейского района Петербурга – около 350 тыс. человек, на его территории находятся всего две станции метро («Новочеркасская» и «Ладожская»), часть района значительно удалена от станций метро. Основную задачу по перевозкам пассажиров внутри района выполняют автобусы и трамваи. Последние имеют большую вместимость, ходят по выделенным путям и почти не стоят в пробках. Этот факт и еще то, что маршруты можно протянуть дальше к новостройкам одного из концессионеров, делают этот проект привлекательным для вложений.

Капитальные затраты на создание трамвайной сети в Красногвардейском районе, по предварительным расчетам, составят 6,5 млрд рублей в ценах 2015 года. Размер затрат, которые должен понести концессионер за все 30 лет проекта, являлся конкурсным критерием и составил 33,7 млрд рублей, при этом ожидаемая выручка от пассажиро-перевозок – 22,4 млрд рублей, она будет расти за счет развития территорий Красногвардейского района. Выручка складывается из субсидии города за льготных пассажиров (по ситуации в настоящее время это 46%, то есть 10,3 млрд рублей) и оплаты проезда нельготными пассажирами.

Кроме путей, планируется строительство трамвайного депо на территории недостроенного трамвайного парка № 11 (Индустриальный пр., участок 1, северо-западнее дома 7 лит. Ш по ул. Электропультовцев). На конечной станции «Ладожская» будет построен компактный павильон-вокзал, который позволит создать комфортные условия для пассажиров, ожидающих выбранный маршрут трамвая.

Всего концессионер намерен купить до 30 трамвайных составов, поставщика ТКК выберет на конкурсной основе. Трамвайная сеть передается ТКК всего на 30 лет. Капитальные затраты, покупка трамваев и эксплуатационные расходы инвестора в течение этого времени оцениваются в 33,7 млрд рублей.

Для того, чтобы новая трамвайная сеть меньше беспокоила граждан района, проектом предусмотрена бесшумная технология конструкции трамвайных путей: размещение рельсов в специальной шумопоглощающей обойме, разделяющей рельсы и бетонную плиту их опирания.

Важно, что системы оплаты на частном трамвае будут интегрированы с общегородскими, приниматься будут все городские проездные документы и документы, дающие право бесплатный проезд.

 

Спорные моменты

Проект создания трамвайной сети в Красногвардейском районе в форме ГЧП – первый в России, он вызывает множество вопросов у специалистов и жителей района.

По мнению кандидата экономических наук, эксперта по транспортным вопросам НИУ Высшая школа экономики в Санкт-Петербурге Ивана Летюхина, при создании подобного проекта по схеме государственно-частного партнерства очень важно учитывать риски не только потенциального инвестора, но и города. «У нас есть пример в России, когда в 1868 году приватизировали Николаевскую железную дорогу. Частники тогда находились в менее выгодном положении по сравнению с государством, они попытались максимизировать свою прибыль и действовали по схеме „снять побольше денег сразу, а дальше – пусть будет, что будет!“ В итоге они не окупали своих затрат, да и интересы государства не отработали», – констатирует Летюхин.

Эксперт петербургского общественного движения «Город и транспорт» Владимир Валдин считает, что правительство Санкт-Петербурга, наоборот, предложило излишне выгодные условия для потенциального инвестора: город не получит новой инфраструктуры – только реконструкцию старой. «Изначально шла речь о том, что концессионер, кроме того, что выкупает маршруты на 30 лет, еще и протянет линию трамвая в город Всеволожск в Ленинградской области, – напоминает эксперт. – Сейчас же получается, что инвестор «отрезает кусок» у «Горэлектротранса», предлагая взамен только реконструкцию существующих сетей до Ржевки и подвижной состав, который за 30 лет уже придет в негодность». Фактически, по словам Валдина, в Петербурге создадут «маршрутку на рельсах».

Однако, по мнению председателя комиссии по транспорту Законодательного собрания Санкт-Петербурга Алексея Палина, «никто не будет повышать цены выше рынка, иначе пассажиры не будут пользоваться услугой и концессионер окажется в убытке».

Между тем федеральное законодательство предусматривает урегулирование тарифа на уровне местной исполнительной власти. Так, по мнению, высказанному порталу Gudok.ru кандидатом экономических наук, председателем совета директоров инжиниринговой компании «2К» Иваном Андриевским, вполне вероятно, что на основании постановления правительства РФ № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», комитет по тарифам Санкт-Петербурга будет решать, каким предельный пороговый уровень цен может быть на трамвайных маршрутах, передаваемых в управление и обслуживание частному юридическому лицу в формате ГЧП.

«Что касается выгоды проекта, то формат работы ГЧП, в принципе, очень перспективен в области развития инфраструктуры. По сути, государство за счет ГЧП привлекает частных инвесторов в сферы с не очень высокой скоростью «отдачи», в долгосрочные и дорогостоящие проекты. Инвестор, в свою очередь, получает госгарантии и возможность войти в проекты с низким уровнем конкуренции. Очевидно, что инвестпрограмма трамвайного проекта предусматривает получение в конечном итоге прибыли», – высказал свое мнение тот же эксперт.

Как ожидается, первый состав трамвая помчит по частной трассе уже в конце лета 2017 года.

 

Справка

Концессия— форма государственно-частного партнерства, в рамках которого заключается концессионное соглашение между государством (концедентом) и частным инвестором (концессионером), в рамках которого концессионер осуществляет финансирование, проектирование, строительство, а также эксплуатацию объекта концессионного соглашения в течение установленного срока. При этом объект концессионного соглашения принадлежит государству и передается на период действия договора в эксплуатацию.

Концессия– единственная форма государственно-частного партнерства, которая отрегулирована Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Этот нормативный документ создал юридическую основу для проектов государственно-частного партнерства в четырех крупных сферах экономики: дорожном строительстве и транспортных коммуникациях, энергетике, коммунальном хозяйстве, а также в социальной сфере.

 

Подготовила Ирина Колесникова