ds2018-2
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 07/48/НОЯБРЬ 2016 / «ГИПРОТРАНССИГНАЛСВЯЗЬ» – 85 ЛЕТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ.
«ГИПРОТРАНССИГНАЛСВЯЗЬ» – 85 ЛЕТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ.

«ГИПРОТРАНССИГНАЛСВЯЗЬ» – 85 ЛЕТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ.

В. Б. Мехов: «Гипротранссигналсвязь» – ведущий проектный институт железнодорожной отрасли, обеспечивающий современный уровень оснащения железных дорог системами автоматики, телемеханики, связи и радио. Уверен, задачи любой сложности и масштаба выполним, не подведем».

В сентябре 2016 года в состав транспортного узла российской столицы была введена новая пассажирская линия – Московское центральное кольцо (МЦК). Для России данный объект уникален, в первую очередь, уровнем инженерных решений и теми возможностями, которые они позволяют реализовать. МЦК, по сути, стало 14-й – наземной – линией столичного метрополитена, станции которой приняли на себя функцию транспортно-пересадочных узлов с возможностью осуществ­лять пересадку на одиннадцать линий метрополитена и на девять радиальных направлений Московской железной дороги.

Надежную работу железнодорожной инфраструктуры новой транспортной линии и ее интеграцию с инфраструктурой метрополитена обеспечивает система инновационных технологических решений, успешно примененных проектировщиками института «Гипротранссигнал­связь» – филиала АО «Росжелдорпроект».

Впрочем, выступать новатором в своей области для института привычное дело. С момента своего основания в 1931 году ГТСС всегда был в авангарде проектирования отечественных устройств сигнализации, централизации, блокировки, связи и радио. Практически все новшества в этих системах и устройствах, нашедшие в дальнейшем успешное применение на сети железных дорог нашей страны, связаны с деятельностью института «Гипротранссигналсвязь».

Сегодня ГТСС является крупнейшим из 19 производственных филиалов АО «Росжелдорпроект», выполняет функции головного проектно-изыскательского института по проектированию сигнализации, централизации, связи и радио на железнодорожном транспорте Российской Федерации и уверенно занимает место лидера в своей сфере.

О нынешних проектах и перспективах развития, достижениях и планах института-юбиляра беседуем с его директором Виктором Борисовичем Меховым.

 

– Ключевыми для института являются проектно-изыскательские работы по инвестиционным программам ОАО «РЖД». Самый «горячий» на сегодняшний момент – проект строительства новой железнодорожной линии на направлении Журавка – Миллерово в обход Украины. По этому стратегически важному объекту институт завершает проектирование разделов СЦБ и связи. Надеемся, что до конца года проектная документация будет согласована всеми экспертными органами и рабочая документация для организации строительства будет передана заказчику, чтобы уже через год по всему участку длиной 122 км можно было запустить движение по графику. Одновременно разрабатываем разделы СЦБ и связи в проекте строительства транспортного перехода через Керченский пролив и железнодорожного подхода к нему на Таманском полу­острове, эта работа также идет полным ходом.

 

– В 2014 году был дан старт строительству второй очереди Байкало-Амурской магистрали. Институт, надо полагать, тоже участвует в программе развития инфраструктуры Восточного полигона?

– Следует напомнить, что с момента разработки институтом основных технических решений по проектированию устройств связи и СЦБ для этой легендарной магистрали прошло уже 40 лет. Сегодня в рамках программы развития инфраструктуры Восточного полигона ГТСС выступает генеральным проектировщиком технического перевооружения участков Ургал – Постышево, Постышево – Комсомольск и Штурм – Тында Дальневосточной железной дороги в части проектирования автоблокировки и диспетчерской централизации, а также модернизации систем и сетей технологической связи.

Реализация проекта будет способствовать раскрытию потенциала восточных территорий России, откроет доступ к новым месторождениям полезных ископаемых, даст импульс к развитию промышленности прилегающих регионов и кратчайшего трансконтинентального маршрута между Западом и Востоком.

По графику до конца нынешнего года эту работу мы должны закончить. Кроме того, как ведущая организация по СЦБ и связи выполняем свои разделы по комплексной реконструкции Восточного полигона на субподряде у филиалов АО «Росжелдорпроект», выступающих генпроектировщиками по проектам инвестиционной программы «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей».

 

– В Москве вы завершили знаковый проект. Каковы дальнейшие планы по развитию транспортной инфраструктуры в столице?

– К разработке сложного и масштабного проекта организации пассажирского движения на МЦК наряду с институтом «Гипротранссигналсвязь» были привлечены многие институты-филиалы АО «Росжелдорпроект» и другие подразделения холдинга РЖД и Московского метрополитена. Внедрение инновационных разработок в области ЖАТ на МЦК стало результатом тесного сотрудничества ГТСС с разработчиками систем АБТЦ МШ и МПЦ Ebilock.

Считаю, мы прекрасно отработали наш московский объект – МЦК, но с его введением в эксплуатацию наши работы в столице не закончились. Институт принимает участие в развитии радиальных направлений Московской железной дороги. Так, недавно был завершен один из этапов – строительство 4-го главного пути на участке Москва — Крюково, что дало возможность развести пригородные электрички и поезда дальнего следования, существенно увеличить пропускную способность этого участка, организовать тактовое движение ускоренных электропоездов до Зеленограда, а также по двум специализированным главным путям запустить тактовое движение высокоскоростных поездов – «Сапсана», обеспечивающих максимально возможный уровень комфорта и безопасности пассажиров.

 

– Ключевым фактором успеха на рынке ПИР является непрерывное развитие инновационных технологий проектирования. Расскажите о работе института в этом направлении.

– В АО «Росжелдорпроект» внедрена корпоративная автоматизированная система проектирования устройств СЦБ и связи (КАСПР), обеспечивающая комплексное («сквозное») проектирование этих устройств во всех филиалах Общества. Применение системы КАСПР, исключительные права на которую принадлежат АО «Росжелдорпроект», – это один из факторов конкурентоспособности АО «Росжелдорпроект» на рынке проектных услуг за счет повышения качества проектной продукции, сокращения сроков ее выполнения и увеличения производительности труда.

С целью создания единого программного продукта для автоматизированного формирования спецификаций на основе единой базы «Оборудование» для всех филиалов АО «Росжелдорпроект» в 2008 году нашим институтом был разработан и внедрен в постоянную эксплуатацию в 18 филиалах Общества комплекс программ формирования спецификаций (КП ФС). На настоящий момент КП ФС эксплуатируется на более чем 400 рабочих местах специалистов филиалов АО «Росжелдорпроект» и внешних проектных организаций.

В 2015 году институтом был сделан первый шаг на пути к уменьшению трудоемкости подготовки и выпуска сметной документации. Для этого был автоматизирован выпуск смет на оборудование из спецификаций, формируемых в КП ФС, для программного комплекса «Автоматизированный выпуск смет» (ПК АВС). Технология исключает операции ручного ввода информации об оборудовании в ПК АВС из бумажных форм спецификаций и позволяет существенно упростить выпуск смет на оборудование, снизить трудозатраты и количество ошибок, например, таких, как расхождение данных в спецификациях и сметной документации.

– Стремительное развитие цифровых технологий не могло не изменить и железнодорожные сети связи. С чем и как вы работаете в этом направлении?

– Переход «от аналога к цифре», «от меди – к волокну», начавшийся в конце 90-х годов в развитии сетей связи железнодорожного транспорта России, повлек за собой кардинальную замену оборудования и линий связи. В настоящее время наблюдается очередная телекоммуникационная «революция», вызванная развитием технологий с пакетной передачей информации и взрывным ростом трафика.

ГТСС разрабатывает проекты по всем видам технологической связи и радио на железнодорожном транспорте на базе современных систем и технологий.

В этом ряду – проекты строительства для ОАО «РЖД» магистральных сетей передачи данных, цифровых систем технологической радиосвязи стандартов GSM-R и DMR, интегрированной цифровой системы технологической связи (ИЦТС) на базе IP-технологий.

Наши специалисты активно участвуют в разработке технических решений по организации централизованной интегрированной системы информирования пассажиров, оповещения работающих на железнодорожных путях и парковой станционной связи, сетей доступа на базе технологий пассивных оптических сетей и стандартов Ethernet.

Специалисты института имеют большой опыт проектирования технических средств системы комплексной безопасности для объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Одной из первых цифровых сетей технологической радиосвязи на сети ОАО «РЖД», построенной в 2005 году по проекту ГТСС, стала сеть TETRA на участке Санкт-Петербург – Москва.

В рамках проектирования объектов транспортной инфраструктуры для проведения Олимпиады-2014 в Сочи, развития транспортной инфраструктуры МЦК и радиальных направлений Московской железной дороги было разработано множество принципиально новых решений, включающих создание широкополосных проводных систем передачи на базе технологий DWDM/CWDM и IP/MPLS, а также систем технологической радиосвязи стандартов GSM-R и DMR.

При разработке сложного и масштабного проекта организации пассажирского движения на МЦК наши проектировщики создали уникальную сеть связи, построенную на базе систем спектрального уплотнения, объединивших подсистемы передачи данных различных назначений и системы цифровой синхронной иерархии на всех ключевых объектах инфраструктуры, отвечающие как за технологию работы железнодорожного транспорта, так и за безопасность пассажиров.

Технологическая связь на новой железнодорожной линии Журавка – Миллерово в обход Украины, а также при строительстве транспортного перехода через Керченский пролив и железнодорожного подхода к нему на Таманском полуострове проектируется на основе новой ИЦТС, построенной на IP-платформе, включающей оперативно-технологическую, станционную, двухстороннюю парковую и общетехнологическую связь, а также централизованное информирование пассажиров и оповещение работающих на путях.

Институт имеет многолетний опыт проектирования для ОАО «РЖД» в разных регионах страны, обладает знанием существующих сетей, специальных требований, предъявляемых со стороны железных дорог к технологическим системам связи, а многолетнее плодотворное сотрудничество с дирекциями связи на всех железных дорогах позволяет значительно ускорить процесс получения технических условий и исходных данных, а также процесс согласования проектных решений.

Специалисты института регулярно повышают свою квалификацию, овладевают самыми современными технологиями, стажируются на передовых предприятиях Запада, в том числе в национальных железнодорожных компаниях Германии, Франции, Швеции и др., посещают международные выставки и конференции, обмениваются опытом и знаниями.

 

– В начале октября в Ростове-на-Дону состоялась Восьмая международная научно-практическая конференция «ТрансЖАТ-2016». Расскажите об участии института в этом самом крупном и значимом специализированном мероприятии страны в области автоматики и телемеханики.

– Совместно с другими делегатами конференции – руководителями и специалистами холдинга РЖД, проектировщиками и производителями технических средств ЖАТ, научно-исследовательских, проектных, транспортных организаций и электротехнических заводов РФ и стран СНГ – специалисты института приняли участие в обсуждении актуальных вопросов повышения качества создания, производства и обслуживания новых технических средств автоматики и телемеханики.

Помимо этого, на выставке, проводимой в рамках конференции «ТрансЖАТ-2016», институт наглядно представил последние инновационные технические разработки и достижения в области железнодорожной автоматики и телемеханики.

Экспозиция института «Гипротранссигналсвязь», традиционно представляющего АО «Росжелдорпроект» на выставке «ТрансЖАТ», имела высокий инновационный уровень и выделялась среди экспозиций других участников мероприятия – ведущих игроков на рынке разработчиков систем ЖАТ. Неподдельный интерес у многих вызвали разработки наших специалистов в области горочной микропроцессорной централизации.

Первую отечественную полностью микропроцессорную централизацию для сортировочных горок ГМЦ ГТСС институт разрабатывает в рамках программы научно-технического развития АО «Росжелдорпроект». Совершенствование и дальнейшее тиражирование этой системы позволит составить реальную конкуренцию передовой импортной системе автоматического управления процессом сортировки грузовых вагонов MSR-32 фирмы SIEMENS.

 

– Есть ли у института планы по выходу за пределы рынка железнодорожного строительства? Насколько это возможно и интересно для вас?

– На сегодняшний момент мы по большей части замкнуты на внутрихолдинговые проекты (инвестиционная программа ОАО «РЖД» достаточно насыщенна и требует серьезного участия), мы понимаем, что диверсификацией нужно заниматься. Выход на смежные рынки – такова общемировая тенденция развития крупных проектных компаний. Собственно, мы готовы развиваться в этом направлении, ведь сильный институт, обладающий широкими компетенциями в своей области, имеет больше перспектив на рынке при любых поворотах развития экономики. Скажу больше: уже сегодня ГТСС способен разработать раздел «связь» в любом проекте практически любого сектора рынка. Иными словами, появится возможность – мы безусловно сумеем ее реализовать, причем на самом высоком уровне.

 

– Многие проектные организации и НИИ сетовали и сетуют на критическую нехватку 40–45-летних специалистов из-за «провальных» с точки зрения притока молодежи 1990-х годов. Мол, возраст большинства сотрудников перевалил за шестьдесят, растет число 25–30-летних, а вот «золотой середины» практически нет. Как с этой точки зрения можно оценить проектировщиков института «Гипротранссигналсвязь»?

– С уверенностью могу сказать, что все они – от недавнего выпускника вуза до самого опытного сотрудника – патриоты своего института и своей профессии. Другие здесь не задерживаются.

Сегодня большинство наших ГИПов представляют как раз поколение 35–45-летних, то есть обладают знаниями и навыками, достаточными для ведения крупных объектов, и находятся в самом благоприятном с точки зрения трудовой активности возрасте. Что касается молодых специалистов, ежегодно у нас проходят практику студенты Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I. Обычно мы приглашаем ребят с третьего и последующих курсов, чтобы они смогли присмотреться к институту, а мы – к ним, предлагаем темы курсовых и дипломных работ, в которых наши сотрудники выступают в качестве руководителей и рецензентов, присутствуем на защитах. В итоге к моменту окончания вуза обе стороны понимают, стоит ли им продолжать сотрудничество.

Многими своими успехами институт обязан тесному плодотворному сотрудничеству с кафедрами и факультетами ПГУПСа, являющегося одной из главных кузниц кадров для транспортной отрасли российской экономики. Наш институт глубоко заинтересован в подготовленных специалистах с базовым железнодорожным образованием, способных к продолжению самообразования, освоению специфики проектного дела.

Институт за 85 лет успешной деятельности сумел накопить, сохранить и приумножить огромный научный и практический потенциал нескольких поколений разработчиков устройств СЦБ, связи и радио на железнодорожном транспорте, обеспечив себе профессиональную преемственность. создав мощную команду единомышленников проектного дела.

«Гипротранссигналсвязь» – ведущий проектный институт железнодорожной отрасли, обеспечивающий современный уровень оснащения железных дорог системами автоматики, телемеханики, связи и радио. Уверен, задачи любой сложности и масштаба мы выполним, не подведем.

«Проверено временем» – такой лозунг уже десятилетиями встречает всех входящих в институт. Думаю, под ним без колебаний подпишется любой его сотрудник – от директора до инженера.

Беседовала Светлана Соснова