дс2017шапка
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 07/40 НОЯБРЬ 2015 / СЛАВНАЯ ИСТОРИЯ РЕКОНСТРУКЦИИ БЕЛОМОРСКО-БАЛТИЙСКОГО КАНАЛА
СЛАВНАЯ ИСТОРИЯ РЕКОНСТРУКЦИИ БЕЛОМОРСКО-БАЛТИЙСКОГО КАНАЛА

СЛАВНАЯ ИСТОРИЯ РЕКОНСТРУКЦИИ БЕЛОМОРСКО-БАЛТИЙСКОГО КАНАЛА

В 191 км от Петрозаводска, столицы Республики Карелия, находится поселок Повенец. Здесь берет свое начало важнейшее межбассейновое соединение России – Беломорско-Балтийский канал, или, как его коротко называют, ББК. За период своего существования канал пережил тяжелые годы XX века – Великую Отечественную Войну, послевоенное восстановление, период перестройки. Но он продолжает жить и работать, во многом благодаря слаженной и профессиональной работе трудового коллектива канала.
НОВОЕ ВРЕМЯ –
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В послевоенные годы после почти 15-летней работы канала состав транспортного флота, проходящего через ББК, стал стремительно меняться. В 1960-е годы появились суда большей грузоподъемности, в том числе и смешанного «река-море» плавания. Возникла необходимость увеличения проходных глубин по трассе канала. Это было достигнуто за счет повышения напоров на существующие сооружения путем увеличения профиля сооружений, наращивания рабочих ворот и целого комплекса дноуглубительных работ, в том числе с применением скало­дро­бильного снаряда. Следует отметить, что работы капитального характера по спрямлению судового хода проводились постоянно до 1995 года. За это время выполнены спрямления и уширения на 11 участках пути и ликвидированы 45 створных курсов.
В этот же период отмечается резко прогрессирующий износ деревянных конструкций сооружений. По заданию Главводпути Минречфлота СССР институтом Ленгипроречтранс разрабатывается ТЭО первого этапа реконструкции канала с учетом фактического состояния гидросооружений и перспектив развития перевозок. С 1976 года на канале начинается плановая реконструкция за счет капитальных вложений с заменой деревянных камер и направляющих пал шлюзов на железобетонные.
В связи с этим встал вопрос о подрядной строительной организации. Были разосланы предложения всем крупным строительным организациям бывшего СССР. Но ни одна не дала своего согласия работать на действующем гидротехническом объекте без вывода его из эксплуатации и только в зимний период.
Было принято решение о создании двух собственных строительных организаций: одна – на южном склоне канала, с центром в пос. Повенец, вторая – на северном склоне канала, с центром в пос. Сосновец. Такое смелое решение обеспечило проведение работ по реконструкции ГТС в зимний период. Впервые в истории был применен модифицированный метод термоса бетонирования. За зимний период укладывалось до 15 тыс. куб. м монолитного железобетона.
Работы по реконструкции гидросооружений проводились в межнавигационный период. В летний период строители переходили на объекты жилищно-гражданского назначения. Строились жилье, детские сады, объекты коммунального хозяйства, очистные сооружения.
Хронически не хватало мастеров, прорабов, эксплуатационного персонала. Для решения кадрового вопроса в пос. Повенец был открыт вечерний техникум.
Беломорско-Балтийский канал, единственный из 16 бассейнов в бывшем СССР, имел собственные строительные организации.
Работы по выполнению первого этапа реконструкции по проекту должны были быть завершены в 2000 году. Однако экономическая ситуация в стране в 1990-е годы привела к резкому, более чем в четыре раза снижению темпов реконструкции.
Трасса канала протяженностью 221 км расположена с учетом природных особенностей края – на ней большое количество рек и озер. Из общей протяженности длина искусственных каналов составляет 43 км, а 178 км проходят по озерам и водохранилищам.

РЕКОНСТРУКЦИЯ
ПРОДОЛЖАЕТСЯ

В 2010 году закончена первая очередь реконструкции гидротехнических сооружений.
Деревянные камеры всех 19 шлюзов заменены на монолитные железобетонные.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2008 года № 377 утверждена Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)».
Одна из задач программы – обеспечение надежности объектов инфраструктуры и безопасности судоходства на внутренних водных путях.
В программу включена разработка и реализация комплексного проекта реконструкции гидросооружений Беломорско-Балтийского канала. Это позволит обеспечить безопасность гидротехнических сооружений, в том числе привести к нормальному уровню безопасности гидротехнические сооружения, находящиеся в настоящее время в предаварийном состоянии. Кроме того, комплексный проект предусматривает строительство 24 двухквартирных домов для обслуживающего персонала.
Объем работ по комплексному проекту разбит на четыре этапа.
Работы по первому этапу начались в 2011 году на шлюзах № 6, 7, 15, водоспуске № 135 и приканальной дамбе № 181, а также строительство 15 двухквартирных домов в пос. Сосновец и Летнереченский.
Из первого этапа комплексного проекта дальнейшей реконструкции произведен ремонт бетона стен камер шлюза, заменены старые аварийно-ремонтные ворота на новые, более совершенные.
Сегодня заканчиваются работы по второму этапу реконструкции.
Произведен комплекс работ, аналогичный первому этапу, на шлюзах № 4, 5, 10, 11, 12. Построен новый водо­спуск № 139.
Для создания лучших условий труда работников шлюзов построены новые здания механизмов, центральных пультов управления и блоки служебно-бытовых помещений.
Внедрена новая современная система управления судопропуском, которая может работать в ручной и автоматизированной системах управления электроприводами.
Произведена полная замена всех силовых и контрольных кабелей шлюза.
Обновлено механическое оборудование, установлены новые грузоподъемные устройства.
Восстановлена контрольно-измерительная аппаратура. Внедряется информационно-диагностическая система мониторинга, позволяющая выполнять оперативную оценку гидросооружений.
Выполнены работы по реконструкции сети технологической бассейновой связи (с целью обеспечения покрытия всей акватории Беломорско-Онежского бассейна устойчивой УКВ-радиосвязью) и сети станций АИС.
Беломорско-Балтийский канал ждут большие перспективы и обширные возможности дальнейшего развития.
Идет интенсивное освоение месторождений Севера. Доставка материалов и оборудования из центральной части России, используя водный путь, возможна только через Беломорско-Балтийский канал. Работы по реконструкции позволят улучшить условия судоходства и обеспечить безопасное состояние гидросооружений, будут способствовать развитию туризма и организации круизов. Уже сейчас весьма востребован красивый туристический маршрут на Соловецкие острова. В Беломорско-Онежском бассейне работают несколько судоходных компаний, осуществляющих пассажирские перевозки.

Подготовила Светлана Соснова