БЦ Вант
ППРК-Сервис
ОПОРНЫЙ АРСЕНАЛ ЛЕНИНГРАДА

ОПОРНЫЙ АРСЕНАЛ ЛЕНИНГРАДА

Взятие Ленинграда было первоочередной задачей для гитлеровцев не только потому, что город носил имя вождя коммунистического движения, но прежде всего потому, что в 1940-х годах наш город уже был крупнейшим индустриальным, научным и культурным центром СССР, а также кузницей высококвалифицированных кадров во многих отраслях промышленности.

Здесь активно развивается тяжелое электромашиностроение и станкостроение – основа индустриализации нашей страны. Ленинградский металлический завод и «Электросила» строят турбины и генераторы для Днепрогэса. Трудовые подвиги совершают рабочие Ижорского завода и завода «Красный путиловец». Развивается современное судостроение и приборостроение. Пущен целлюлозно-бумажный комбинат на реке Сясь, работающий и по сей день. В это же время ленинградцами произведен первый блюминг, выпущен первый синтетический каучук. На своих реконструируемых предприятиях город давал промышленных изделий намного больше, чем вся промышленность царской России. Около четверти всех производимых в СССР машин делали именно ленинградские заводы. Предприятия города освоили строительство и сооружали крупные морские суда, энергетическое оборудование, паровозы, сельскохозяйственную технику, варили сталь, изготовляли подъемные краны, текстильные и бумагоделательные машины, сложные приборы.

Руководству вермахта было понятно, что в первые же дни войны ведущие предприятия страны, расположенные в Ленинграде, быстро переведут свою работу на военное производство.

Так и случилось. С первых же дней войны резко возросла роль ленинградской индустрии. Город довольно быстро наладил выпуск различного вооружения, боеприпасов, снаряжения, техники для фронта. Промышленность начала создавать мощнейший арсенал. Крупные предприятия, сократив или вовсе прекратив производство гражданской продукции, начали изготавливать для фронта бронированные железнодорожные платформы с артиллерийскими установками, реактивные снаряды, выпускать серийно танки КВ и другие, бронепоезда, бронированные колпаки, бронемашины, пушки, выполнять заказы противовоздушной обороны и Инженерного управления Ленинградского военного округа. Тем не менее, немцам удалось за время войны вывести из строя 840 промышленных предприятий Ленинграда. Однако и в самые тяжелые годы в городе работало около 50 предприятий, производивших вооружение и боеприпасы.

Работа по налаживанию военного производства серьезно осложнялась по мере приближения фашистских войск к городу. Но рабочие не сдавались: на смену уходившим на фронт мужчинам к заводским станкам вставали женщины, дети, старики. Параллельно велась работа по эвакуации промышленного оборудования на восток страны. С 1941 по 1943 год из Ленинграда было эвакуировано 92 крупнейших предприятия различных отраслей промышленности, таким образом мощность ленинградской промышленности по сравнению с довоенным уровнем уменьшилась на 70%.

Особенно трудным было положение предприятий, находившихся в южной части города, которая подвергалась наибольшим бомбардировкам. Так, некоторые цеха Кировского завода пришлось разместить в производственных помещениях других предприятий. Для бесперебойного снабжения фронта боеприпасами и вооружением были созданы предприятия-дублеры. Надо сказать, что большая часть уникального оборудования Кировского завода и 15 тыс. человек вместе с членами семей уже осенью 1941 года были эвакуированы на Урал, где в Челябинске было развернуто производство «танков Победы», а также самоходных артиллерийских установок.

Тем временем в блокадном Ленинграде, всего в нескольких километрах от передовой, Кировский завод был одним из главных объектов немецких артобстрелов и бомбардировок. Несмотря на это, выпуск продукции для фронта не прекращался ни на день. Именно на Кировском заводе зарождалось народное ополчение Ленинграда. В послевоенные годы основными направлениями деятельности Кировского завода становятся массовое производство военной техники, а также знаменитых тракторов «Кировец», атомное и энергомашиностроение.

Не менее драматично разворачивались события в первые дни войны и на Государственном Обуховском заводе. Около 6000 работников предприятия ушли на фронт. Мужчин заменяли женщины и подростки 13–15 лет, к рабочим станкам возвращались ветераны труда. Именно они не позволили заводу снизить темпы производства: за июль – август 1941 года сталевары выплавили металла столько же, сколько за первое предвоенное полугодие. Завод работал для фронта и одновременно сам был его частью: на территории предприятия были возведены оборонительные укрепления, огневые точки, в стенах цехов пробиты стрелковые амбразуры.

Наиболее тяжелым испытанием для завода стала зима 1941–1942 годов, когда остановились прокатка, кузница, сталефасонный и мартеновский цеха. Законсервировав оборудование остановившихся цехов, люди уходили на другие участки производства.

С 4 сентября 1941 года по 1944 год на Обуховский завод было выпущено более 3500 артиллерийских снарядов и сброшенно более 500 крупных и несколько тысяч зажигательных авиабомб.

Несмотря на это, а также на отсутствие топлива, почти полное отключение электроэнергии и большую смертность людей от истощения, завод не прекращал работы. При свечах и коптилках, вручную, сборщики ремонтировали прибывающие с фронта орудия. С ноября 1941 года по апрель 1942 года большая группа работников завода работала на постройке и обслуживании Дороги жизни, на переоборудовании 5-й ГЭС с угля на торф и на подаче топлива.

В тяжелых блокадных условиях на заводе зародилось движение «За ремонт и изготовление орудий в свободное от работы время». Во внеурочное время было изготовлено 9000 кинжалов, более 3000 саперных лопаток, отремонтировано более 20 орудий.

В нескольких километрах от линии фронта находился также Средне-Невский судостроительный завод, который под регулярными бомбежками и обстрелами врага занимался достройкой тральщиков, ремонтом кораблей, строительством плашкоутов для Дороги жизни, а также тендеров и понтонов для переправы войск и техники. С ноября завод приступил к достройке тральщиков. После войны за самоотверженный труд и поставку военной техники фронту Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 мая 1985 года завод награжден орденом Отечественной войны I степени.
Во время войны и блокады Адмиралтейские верфи сдали флоту семь подводных лодок, 22 катера типа МБК, 48 морских охотников, 116 самоходных плашкоутов, пять судоподъемных понтонов грузоподъемностью 200 тонн. На заводах было переоборудовано и отремонтировано более 260 кораблей и судов. Женщины и дети, заменившие у станков мужчин, изготовили для нужд фронта около 3000 комплектов тралов, 8000 патронов для тралов, 120 тыс. морских мин МШ-120, 300 якорных мин, 1500 минометов МБ-82, 30 тыс. металлических и саперных лопат, 900 буев для тралов, 91 комплект параванов, 80 тыс. корпусов снарядов, мин, авиабомб, 18,3 тыс. единиц деталей для танков было поставлено Кировскому заводу. В 1946 году коллективу Адмиралтейского завода было передано на вечное хранение Знамя Государственного комитета обороны СССР. В послевоенное время предприятие продолжало строить подводные лодки и боевые надводные корабли, суда гражданского флота самого различного назначения.

Перед Великой Отечественной войной в Советском Союзе была создана новая оборонная промышленность, ни в чем не уступающая военно-промышленному комплексу западноевропейских стран. Одним из таких заводов, работающих на оборону, стал завод «Арсенал». В годы Великой Отечественной войны завод не только продолжал бесперебойно работать, но и освоил производство лучшего по тем временам 100-миллиметрового противотанкового орудия БС-3, а также совместно с другими предприятиями принял участие в создании знаменитых «Катюш». Помимо выполнения отдельных заказов Ленинградского фронта, здесь было организовано производство трех ­новых изделий: пулеметов ДП, защитных панцирей для личного состава Армии и Флота, минометов М-20.

С первых месяцев войны на выпуск вооружения и боеприпасов были переориентированы все ведущие отрасли промышленности: машиностроительная, электротехническая, оптическая, химическая, легкая и пищевая. Заводы «Электросила», «Электроаппарат», «Буревестник» с изготовления оборудования для электростанций были переключены на выпуск мин. Сталепрокатный и проволочно-канатный заводы вместо выполнения заказов для тракторных предприятий начали выпускать крепеж для танков, ленты для патронов, гранаты и автоматы. «Севкабель» и «Красная заря» серьезно увеличили производство военно-полевых средств связи. Завод резино-технических изделий перешел на производство аэростатов заграждения, противохимической одежды, а также резиновой обуви. Завод им. Второй пятилетки, производивший в кооперации с Кировским машины для бумажной промышленности, полностью перешел на производство боеприпасов и узлов для танков КВ.

Детали и узлы для танков Кировскому заводу как головному предприятию поставляли Ижорский завод, Металлический завод, «Русский дизель» и многие другие предприятия.

На военные рельсы были переведены и предприятия легкой промышленности, которые начали массовое изготовление гранатных и патронных сумок, заплечных мешков, чехлов для фляг, парусиновых плащ-палаток, обмундирования и белья. Несмотря на то, что около половины рабочих отвлекалось на строительство оборонительных сооружений, труженики предприятий легкой промышленности за счет роста производительности труда и уплотнения рабочего дня полностью выполняли фронтовые заказы. За короткое время усилиями горожан был создан надежный ближний тыл, ставший главной базой оборонявших город войск, его опорным арсеналом. Наряду с рабочими над выпуском военной продукции трудились ученые. Несмотря на тяжелое бремя блокады, совместно с конструкторами они сумели разработать и внедрить в производство новые виды вооружения и боевой техники.

В общей сложности над выполнением фронтовых заказов трудились в порядке кооперации сотни предприятий осажденного города. Например, в производстве полковых пушек участвовало 60 заводов различных наркоматов, в изготовлении реактивных установок – 40 предприятий. Детали автоматов производились на семи заводах, пулеметов и автоматов – на 15, изготовлением боеприпасов занималось свыше 100 предприятий.

Восстановление промышленности Ленинграда началось сразу после прорыва блокады в январе 1943 года. Возрождать производство приходилось на сильно изношенных станках и машинах. Более того, из Ленинграда вплоть до ноября 1943 года продолжался вывоз наиболее ценного оборудования, поскольку в условиях блокады оно еще не могло быть эффективно использовано, а в восточных районах страны (в частности в Казахстане) ощущался его недостаток. Положение осложнялось тем, что за время блокады ленинградская промышленность сильно отстала в технологическом отношении от предприятий тыловых районов. В 1943 году ГКО принял ряд постановлений о возрождении в Ленинграде энергомашиностроения, судостроения, электроприборостроения. Прежде всего, поставленные задачи касались таких предприятий, как «Электросила», Невский машиностроительный, Кировский, Ижорский и «Большевик». Так, перед электросиловцами была поставлена задача уже в 1943 году восстановить производство турбо- и гидрогенераторов и крупных электрических машин с аппаратурой пуска.

Одним из важнейших было задание изготовить генератор для Рыбинской ГЭС, с тем чтобы увеличить поставки электроэнергии в Москву. В связи с возрождением промышленности увеличилась помощь Ленинграду поставками сырья, полуфабрикатов, угля, нефтепродуктов, строительных материалов, необходимых для восстановления промышленности и жилого фонда. В итоге в середине 1943 года в городе действовало 212 заводов и фабрик союзного и республиканского подчинения, на которых трудились 119 тыс. человек. Начиная с четвертого квартала 1943 года частично, а с января 1944 года полностью ленинградская промышленность была включена в общесоюзный план народного хозяйства.

Главное внимание в последний год блокады уделялось восстановлению и дальнейшему развитию оборонной промышленности. По мере укрепления и расширения материально-технической базы ленинградские предприятия наращивали выпуск танков, пулеметов, автоматов, реактивных и артиллерийских снарядов. Надо сказать, что за время блокады на 294 предприятиях города было изготовлено 43 тыс. автоматов, 3000 пулеметов, 11 тыс. минометов, 4166 орудий калибра 45 и 76 мм, около 10 млн снарядов. Было отремонтировано 225 тыс. автоматов, восстановлено или произведено 2000 танков, 1500 самолетов, а также большое количество другой боевой техники. Но, наряду с обеспечением фронта и флота всем необходимым и созданием резервов для готовившегося наступления по полному снятию блокады, такие заводы, как «Электросила», Металлический, «Севкабель», «Экономайзер», «Красный выборжец», «Красный химик», «Светлана», Невский машиностроительный и ряд других возобновляли производство машин, станков, энергетического оборудования и других видов продукции.

Таким образом, восстановление изначальных функций большинства промышленных предприятий Ленинграда частично произошло после прорыва блокады.

История каждого промышленного предприятия Ленинграда – это история конкретных людей, которые, изможденные от голода и усталости, с потрескавшимися от холода руками, в условиях постоянных бомбардировок, отсутствия отопления и света, выполняли план, спасая свой Великий город, спасая жизни тысяч фронтовиков и ленинградцев.
«Ленинград – фронт, каждый ленинградец – боец», – этот призыв полностью отражал уклад осажденного города и искреннее стремление ленинградцев трудиться во благо Победы.

Подготовил Евгений Бжезински