БЦ Вант
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 07/40 НОЯБРЬ 2015 / НЕ КОНКУРЕНЦИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ, А ПАРТНЕРСТВО И ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ
НЕ КОНКУРЕНЦИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ, А ПАРТНЕРСТВО И ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ

НЕ КОНКУРЕНЦИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ, А ПАРТНЕРСТВО И ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ

6 ноября 2015 года состоялось открытие Демонстрационно-выставочного центра Кластера водоснабжения и водоотведения Петербурга. Центр будет постоянно работать на территории Северной станции аэрации в поселке Ольгино, аккумулируя оборудование и технологии предприятий, которые уже зарекомендовали себя и успешно применяются в водоканале Санкт-Петербурга и других предприятиях водной отрасли России. Сегодня на выставочных площадках представлены более 300 образцов продукции и оборудования отечественных производителей, в том числе действующие модели новых разработок.
Мы попросили участников выставки высказать свое мнение о данном мероприятии.

Владимир
Угрюмов

официальный представитель ООО «Липецкая трубная
компания «Свободный Сокол»
в Санкт­Петербурге
и Ленинградской области
Александр
Цилюрик

директор Инженерного центра ЗАО «ТЕРМОТРОНИК»
Олег
Бутовский

заместитель технического
директора ООО «СГС»


Какое, на ваш взгляд, из направлений сегодня требует наиболее пристального внимания и наиболее актуально для водоканалов: технологическое (выбор и внедрение передовых технологий и решений) или нормативно-правовое?
Александр Цилюрик, «ТЕРМОТРОНИК»:
– На наш взгляд, технологическое направление все же важнее. Нормативно-правовые вопросы, при всей их несо­м­ненной важности, сами по себе не обеспечат надежной, безаварийной работы оборудования. Также они сами по себе не обеспечивают ни экономических параметров, ни энергосбережения.
Безусловно, существует проблема некоторого отставания нормативной базы от применяемых технологий. Нельзя допускать, чтобы этот разрыв значительно увеличивался, хотя на данный момент такое развитие событий видится нам неизбежным.

Олег Бутовский, «СГС»:
– Меня, как технаря, больше привлекает технологическое направление, мне ближе и понятнее связанные с ним проблемы. Я пятнадцать лет работаю с водоканалами и могу оценить, как менялись процессы, технологии и оборудование в сфере водоснабжения и водотведения, что было раньше в той же водоочистке – и что теперь. Сначала осадок свозили на полигон (три-четыре КамАЗа в день), потом появился завод по сжиганию осадка, и число КамАЗов сократилось вдвое. Теперь задумались о возможности утилизации осадка и безотходной его переработки. Технический прогресс поднимает производственные процессы на новый уровень, но он же и ставит новые задачи.

Владимир Угрюмов, «Свободный Сокол»:
– В связи с ускорением нашей жизни регламентация жизненного уклада требует большего порядка, поэтому нормативно-правовая база необходима. Но нельзя пренебрегать технологическим развитием, потому как вода становится все большей ценностью – не случайно ведущие аналитики мира говорят о том, что не за горами времена, когда конфликты будут возникать уже не из-за нефти, а из-за воды. Поэтому задача водоканалов – либо доставить чистую воду с наименьшими потерями, либо сделать так, чтобы водоотведение не наносило ущерб имеющимся водоемам. А для этого необходимы нормативно-правовые документы, которые будут столь же быстро реагировать на изменения нашей жизни.
Программа импортозамещения: открывает ли она для вашей компании новые возможности – да, нет, почему? На каком уровне она «пробуксовывает»?

Александр Цилюрик,
«ТЕРМОТРОНИК»:
– Компания «ТЕРМОТРОНИК» является российским производителем, работающим на высокотехнологичном рынке средств измерения, где очень сильны позиции европейских компаний. Безусловно, программа импортозамещения открывает для нас дополнительные возможности. В рамках этого процесса удается достичь более полного контакта с крупнейшими отечественными заказчиками метрологического оборудования, к числу которых, безусловно, относятся водоканалы. Налаживается диалог, результатом которого являются новые разработки, которые позволяют более полно решать вопросы, стоящие перед нашими заказчиками.
Такой уровень отношений существенно отличается от традиционного подхода, ориентированного на тендерные предложения. Нам очень повезло – на региональном уровне, в «Водоканале Санкт-Петербурга», оказались вполне готовы к такой глубине взаимодействия. Первые практические результаты, выражающиеся в образцах новой техники, не за горами. Однако далеко не везде удается легко выйти на такой диалог. Но это необходимо: без этого программа импортозамещения рискует превратиться в некий аналог таможенного барьера, что не нужно ни нам, производителям, ни потребителям, ни государству.

Олег Бутовский, «СГС»:
– Программа импортозамещения – это новый российский бренд, модное направление, объявленное с высокой трибуны. В последние двадцать лет наши производства, к сожалению, не получали развития только из-за того, что иностранные технологии считались лучшими, производители – более сильными, продукция – качественней. Естественно, большинство покупало то оборудование, которое считалось лучшим. Тогда это казалось правильным и логичным: действительно, зачем производить, если можно купить? Теперь восстановить утерянное непросто, скорее невозможно – нужно строить новое: заводы, линии, производственные комплексы. И хорошо, что есть такой посыл, что есть поддержка – по крайней мере, «Водоканал Санкт-Петербурга» ее готов оказывать. Мы, в свою очередь, готовы двигаться вперед, набирать обороты, приобретать современные станки. Мы готовы приобретать станки с ЧПУ, разрабатывать и производить – был бы спрос и стояла бы такая задача.

Владимир Угрюмов,
«Свободный Сокол»:
– Как это ни странно, на всей этой прекрасно организованной выставке наиболее импортозамещающая компания – это ЛТК «Свободный Сокол». Мы производим продукцию из уникального материала – высокопрочного чугуна с шаровидным графитом, объединившего коррозионную стойкость чугуна и пластичность стали Ст20. На сегодня компания замещает как минимум четырех крупных европейских производителей аналогичной продукции, которые раньше поставляли ее на наш рынок.
Что касается каких-либо открытий, то программа импортозамещения имеет правильную цель, но ее достижение осложняется отсутствием необходимой нормативно-правовой базы. Сегодня только петербургский водоканал сделал серьезный шаг в этом направлении, выпустив РМД 40-20-2013 Санкт-Петербурга «Устройство сетей водоснабжения и водоотведения в Санкт-Петербурге», который является современным практическим руководством по вопросам проектирования и строительства новых и реконструируемых сетей водоснабжения и водоотведения, рекомендованным к применению на территории Санкт-Петербурга. Этот документ позволяет нам в какой-то мере «импортозамещать» трубы в полимерном или чугунном исполнении хотя бы на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В других регионах пока такого документа нет. Не так давно Минстрой РФ обратился к решению данной проблемы, создав рабочую группу, которая будет разрабатывать нормативно-правовые документы, регламентирующие применение труб из тех или иных материалов для каждого региона в отдельности.
В каких российских регионах работает компания? Хотели бы вы расширить географию своих работ? Что этому препятствует или ограничивает возможности?

Александр Цилюрик,
«ТЕРМОТРОНИК»:
– Компания «ТЕРМОТРОНИК» работает во всех регионах Российской Федерации и странах Таможенного союза. Партнерская сеть «ТЕРМОТРОНИК» включает более 160 компаний, но, безусловно, мы по-прежнему очень далеки от полного охвата рынка. Парт­нерская сеть продолжает развиваться. Одновременно с этим развитием мы ищем возможности углубления взаимодействия с крупными потребителями метрологического оборудования для создания образцов новой техники, адаптированных решений, в том числе, модульных, наиболее полно закрывающие именно их потребности, определенные особенностями применения. Тот уровень диалога, на который мы вышли, например, с «Водоканалом Санкт-Петербурга», далеко не везде готовы принять.
Что этому препятствует? Скажу честно: это сложный вопрос, на который никто не сможет дать ответ заранее. В каждом случае это уникальная смесь объективных и субъективных факторов. В этом контексте, на наш взгляд, очень важна работа в рамках ассоциации «Балтвод» и Водного кластера, где можно обсуждать проблемы, не привязывая себя к конкретным рамкам выделенных бюджетов или стандартных тендерных условий.

Олег Бутовский, «СГС»:
– Мы работаем преимущественно в Петербурге и его окрестностях. Планы расширить географию работ есть, но для этого необходимо совершенствовать свое производство, расширять свои возможности. Участие в Выставочном центре – один из путей к этому.
Владимир Угрюмов,
«Свободный Сокол»:
– Сегодня Липецкая трубная компания «Свободный Сокол» имеет свои представительства в шестнадцати регионах Российской Федерации, представительство в Белоруссии и на Украине, помимо этого компания импортирует продукцию в Восточную Европу. Любой компании чтобы расширяться, необходимы рынки. Рынки будут тогда, когда будет нормативно-правовая база и проектные институты начнут активно использовать ее и применять ту продукцию, которую предлагает, например, ЛТК «Свободный Сокол».
Какие надежды вы возлагаете на Водный кластер? Какие направления его работы вам наиболее интересны?

Александр Цилюрик,
«ТЕРМОТРОНИК»:
– Мы ожидаем, что Водный кластер станет локомотивом, задающим вектор развития отрасли. Наша компания – производитель оборудования, и поэтому для нас наиболее актуальны в первую очередь те проекты, которые направлены на модернизацию оборудования водоканалов и разработку новых решений для них. Но и образовательное направление нам тоже интересно и важно, поскольку эффективность применения нашего оборудования во многом зависит от подготовки персонала.

Олег Бутовский, «СГС»:
– Все направления важны и будут востребованы, пока же нам интересно познакомиться с продукцией коллег по отрасли и показать свои наработки и возможности.

Владимир Угрюмов,
«Свободный Сокол»:
– Однозначно трудно сказать. На мой взгляд, у нас реально ухудшилась инженерная подготовка, особенно критично обстоит дело со средним персоналом. Соответственно, необходима современная образовательная система. К сожалению, до сих пор сталкиваешься с предубеждениями и устаревшими представлениями о свойствах и возможностях чугуна. Открытие в Водном кластере Водной академии должно восполнить подобные пробелы.

Интересен ли вам зарубежный строительный рынок и, соответственно, конкурентоспособны ли на нем российские компании, работающие в сфере водоснабжения водоотведения?

Александр Цилюрик,
«ТЕРМОТРОНИК»:
– Что касается зарубежных рынков, мы находимся еще только в самой начальной фазе их освоения. Простая логика подсказывает, что мы, безу­словно, конкурентны, у нас есть опыт соперничества со всеми основными мировыми производителями метрологического оборудования, они не предлагают рынку ничего такого, что не можем предложить мы. Вопрос в том, что выход на мировой рынок не является самоцелью – он должен быть коммерчески оправдан и не должен выглядеть как случайные разовые продажи чего-то куда-то. Это отнимет больше ресурсов, чем принесут выгоды.
В рамках Ассоциации «Балтвод» происходит постоянный обмен информации, проводятся встречи с зарубежными коллегами. Это большая планомерная работа.
Олег Бутовский, «СГС»:
– С одной стороны, интересно, с другой – у нас и здесь работы непочатый край. А конкурентоспособность нарабатывается – было бы желание и работа.

Владимир Угрюмов,
«Свободный Сокол»:
– Мы вполне конкурентоспособны, но более важным и интересным я считаю сегодня я не конкуренцию производителей, а их взаимопомощь и партнерство, основанные на понимании возможностей применения тех или иных материалов в зависимости от ситуации – строительной, временной (как быстро нужно устранять, ориентируясь на задачи) и политической. Было бы замечательно, если бы в Технопарке его участники руководствовались именно таким подходом.

В чем для вас основная ценность регионально-отраслевого сотрудничества, инициируемого Ассоциацией «Балтвод»? Изменились ли цели и задачи Ассоциации за последние десять лет?

Александр Цилюрик,
«ТЕРМОТРОНИК»:
– Основная ценность такой площадки, как Ассоциация «Балтвод», неизменна. Здесь мы можем обсуждать вопросы, актуальные на данный момент перед индустрией, вне контекста выделенных бюджетов, проводимых тендеров и утвержденных бизнес-планов. В определенном смысле – мы можем здесь мечтать. Хороший пример – Технопарк водоканала Санкт-Петербурга, открытие которого состоялось недавно. Отмечу, что идея его создания возникла именно в рамках Ассоциации и первые контуры, очерчивающие его смысловую часть, формировались именно здесь. Причем, я подчеркиваю, сначала вопрос прорабатывался без оглядки на то, реализуем ли он. И только потом, полностью осознав, какие задачи он будет решать для каждого из нас, стало возможным говорить о том, как его реализовать.
Естественно, вопросы обсуждаются самые разные. Но описанная мной выше особенность, как мне кажется, остается характерной для деятельности ассоциации от самого основания и по сегодняшний день.

Олег Бутовский, «СГС»:
– Ассоциация «Балтвод» – это особая общность людей, связанных, с одной стороны, профессиональными интересами, а с другой – очень личностным отношением друг к другу. «Балтвод» – это территория доверия и оптимизма. И, без сомнения, главную роль в ней играет Людмила Ивановна Жукова – очень умная и мудрая женщина, неунывающая, энергичная, щедрая на идеи и всемерную помощь в их реализации, что, согласитесь, дорогого стоит.

Подготовила Светлана Соснова