дс2017шапка
ППРК-Сервис
БУДУЩЕЕ – ЗА КОМПОЗИТАМИ

БУДУЩЕЕ – ЗА КОМПОЗИТАМИ

15 октября в Санкт-Петербурге состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Композитные материалы в строительстве объектов транспортной инфраструктуры».

МАТЕРИАЛЫ XXI ВЕКА
Конференция проходила в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете (СПбГАСУ). В ней приняли участие руководители и ведущие специалисты предприятий, занимающихся разработкой и внедрением композитных материалов, ученые и студенты университета.
Композиты – это в полном смысле материалы XXI века, подчеркнул в своем вступительном слове Александр Квитко, заведующий кафедрой автомобильных дорог, мостов и тоннелей СПбГАСУ.
Композиционным материалам, искусственно создаваемым из двух и более компонентов, можно придавать именно те качества и свойства, которые необходимы для решения конкретных задач. Благодаря этому изделия из композитов значительно превосходят аналоги из природных материалов по прочности, стойкости к агрессивным химическим средам, весу и многим другим характеристикам.
Именно композиты позволили совершить настоящий рывок в таких отраслях, как ракетостроение, трубостроение, машиностроение, авиация, медицина.
Во времена СССР наша страна занимала третье место в мире по разработке и производству композитных материалов, уступая только США и Японии. Но за последние два десятилетия многое было утрачено.
Сейчас возрождение отрасли композитных материалов признано одной из приоритетных задач промышленной политики России, отметил Александр Квитко. На это направлены федеральные программы по восстановлению и развитию отечественной промышленности композитов на современном научно-техническом уровне. Только в 2013 году на научно-исследовательские и конструкторские разработки по композитам из бюджета было выделено 4 млрд рублей.
Прорыва пока не произошло, но определенные успехи уже есть. Помимо наукоемких отраслей, традиционных для таких изделий, композиты все шире начинают применяться в жилищно-коммунальном, энергетическом и дорожном хозяйстве.
Создание новых материалов с уникальными свойствами позволит решить такие актуальные задачи, как импортозамещение и повышение конкурентоспособности страны. Однако для воплощения всех этих планов необходимы квалифицированные специалисты – ученые и производственники.
Необходимо восстанавливать связи между реальной экономикой и высшей школой. И проведение Всероссийской научно-практической конференции по композитам на базе СПбГАСУ можно назвать первым, очень важным шагом решения этой задачи, подытожил Александр Квитко.

ВОЗРОЖДЕНИЮ ОТРАСЛИ
ПОМОГ «СОЮЗ КТИ»

В работе конференции принял участие директор «Союза производителей изделий из композиционных материалов» («Союз КТИ») Александр Степченко.
«Союз КТИ» был создан в январе 2010 года для объединения научного и производственного потенциала предприятий отрасли. Примечательно, что Союз был создан не по указанию «сверху», а по инициативе предприятий – разработчиков и производителей трубной и другой продукции из композитных материалов, подчеркнул в своем выступлении Александр Степченко.
Одной из проблем отрасли в последние два десятилетия оставалась разрозненность предприятий композитной промышленности, что мешало не только ее планомерному развитию, но и стабильному функционированию, в том числе в части обеспечения материальными и кадровыми ресурсами.
Преодолеть эту разрозненность и был призван «Союз КТИ». Можно констатировать, что он вполне успешно справляется с возложенной на него миссией, отметил Александр Степченко.
Сегодня «Союз КТИ» объединяет уже более 30 российских предприятий, занимающихся производством изделий из композиционных материалов для различных областей применения: трубной продукции из стекло-, угле- и базальто-пластиков; емкостей, баллонов, оснастки и деталей из стек­лопластика, объемно-модульных композитных конструкций, композитной арматуры, крепежа, конструкционных профилей, защитных оболочек и др.
Многие из этих предприятий ведут собственные научно-исследовательские, конструкторские и внедренческие работы по разработке новых композитных материалов, технологий и оборудования для производства изделий из композиционных материалов. При этом специалисты предприятий – членов «Союза КТИ» участвуют в подготовке национальных стандартов и других нормативно-технических материалов по изделиям из композитов.
«Союз КТИ» сыграл свою роль и в создании в Санкт-Петербурге первого в России композитного кластера. Сегодня в него входят научно-производственные предприятия, обладающие практическим опытом работы с композитными материалами и профильные научно-исследовательские институты. В дальнейшем аналогичные кластеры будут созданы и в других регионах.
В завершение выступления Александр Степченко выразил надежду, что результатом усилий «Союза КТИ» и других предприятий, связанных с производством изделий из композиционных материалов, станет становление в нашей стране одной из самых перспективных отраслей промышленности – композитостроения.

ОБМЕН ОПЫТОМ
Участники конференции с особым интересом слушали выступление президента белгородского технологического концерна «Экипаж» Дмитрия Орешкина. В своем докладе он подробно рассмотрел возможности применения композитных георешеток в качестве материала для армирования дорожных одежд.
Проблема, когда ранее построенные автодороги не справляются с современными транспортными нагрузками, существует во всем мире, отметил Дмитрий Орешкин. В большинстве развитых стран наиболее нагруженные трассы международного или национального значения полностью перестраивают с большими затратами, а на остальных дорогах усиливают несущую способность дорожной одежды.
Для усиления автодорог в Европе чаще всего используют стальные сетки. Но, к сожалению, это ведет к очень высоким затратам на этапе ремонта автодорог, поскольку сетки из стали не позволяют снимать весь слой асфальто­бе­тона фрезеровочными машинами. Приходится применять другие методы.
Эффективным решением может стать использование композитных георешеток, которые устойчивы к высоким температурам асфальтобетонной смеси при укладке. Решетки, разработанные и выпускаемые концерном «Экипаж», уже зарекомендовали себя при капремонтах автодорог на юге России и в Харьковской области Украины.
Буквально на днях первые композитные георешетки были использованы при ремонте покрытия одного из петербургских мостов, подчеркнул Дмитрий Орешкин.
Закончив доклад, он ответил на вопросы собравшихся.
Оживленную дискуссию вызвал также доклад представителей подмосковной компании «Композит Групп» о практическом опыте по разработке и производству композитных винтовых свай.
Преимущества этих изделий из стеклопластика очевидны: они не подвержены коррозии, обладают меньшим весом. Сокращается и время монтажа.
В этом году ученые СПбГАСУ проводили на территории Ленинградской области испытания свай «Композит Групп», изготовленных с различными наконечниками из стали. Как сообщил участникам конференции Александр Квитко, в ходе испытаний выяснилось, что по прочности и способности выдерживать нагрузки композитные винтовые сваи не уступают более привычным – металлическим.
Таким образом, композитные сваи можно использовать для установки ограждающих конструкций, шумозащитных экранов, других элементов придорожной инфраструктуры. Вплоть до возведения малоэтажного жилья и хозяйственных построек. Однако для окончательных выводов необходимо провести вторую серию испытаний.
Подводя итоги, участники конференции приняли решение сделать проведение таких научно-практических встреч ежегодным и в следующий раз собраться в более широком составе, пригласив представителей компаний, использующих в своей практике серийные изделия из композитов.

Подготовил Дмитрий Холостов


МНЕНИЕ
Директор «Союза КТИ» Александр Степченко
– Меня искренне порадовало, что конференция собрала много молодежи – и специалистов, которые уже работают в отрасли композитостроения, и студентов, которые через несколько лет столкнутся с композитными материалами, а также изделиями и конструкциями из них.
Конференция показала растущий интерес к теме композитов. Были интересные доклады и оживленные, профессиональные дискуссии. Это особенно радует, ведь именно участие молодежи позволит обеспечить развитие отрасли, которая способна внести весомый вклад в повышение конкурентоспособности всей российской экономики.
Тема композитов мне особенно близка. В начале нулевых, когда мы с коллегами только начинали создавать отраслевой союз, пришлось преодолеть множество трудностей. От разработки самих изделий, стандартов и нормативной документации по их применению «с нуля» до согласования этих регламентов и других документов в надзорных органах.
Как руководитель первого в России завода по серийному производству стеклопластиковых труб больших диаметров (до 3 м) по технологии непрерывной намотки, я предложил коллегам, производителям разнообразной трубной продукции из композитов, объединиться и выступать единым пулом. В результате был создан «Союз КТИ», в состав которого мы приглашаем всех разработчиков и производителей композитов.
За прошедшее время мы разработали и утвердили на федеральном уровне 19 стандартов по применению изделий из композитных материалов. Так что теперь другим предприятиям уже легче пробивать дорогу своей инновационной продукции.

МНЕНИЕ
Андрей Дмитриев, коммерческий директор ООО «Композит Групп»
– Наше сотрудничество с Санкт-Петербургским государственным архитектурно-строительным университетом по вопросам, связанным с разработкой, производством и внедрением композитных материалов, насчитывает уже несколько лет.
В прошлом году мы провели первую конференцию в СПбГАСУ и нашли понимание со стороны руководства и преподавательского состава. Сегодняшняя конференция наглядно продемонстрировала высокий интерес и преподавателей, и студентов к теме использования изделий из композитов в дорожном строительстве.
Полагаю, что следующим шагом станет подготовка и включение лекций по композитам в учебный план СПбГАСУ, а также организация практики для студентов на базе предприятий, серийно выпускающих изделия из композитных материалов.
Сегодня композиты все более активно применяются в дорожной отрасли. Количество водоотводящих элементов и лотков из композитных материалов, используемых при обустройстве автодорожной инфраструктуры одной из крупнейших дорожно-строительных компаний, ЗАО «ВАД», исчисляется уже километрами.
Компания СПб ГУП «Мостотрест» начинает применять георешетки из композитов при ремонте наиболее изношенных участков дорожных покрытий на мостах и путепроводах. Так что будущим выпускникам кафедры автомобильных дорог, мостов и тоннелей и кафедры механики СПбГАСУ стоит уже сегодня готовиться к работе с этими инновационными материалами.
Есть и другие примеры. Мы нашли взаимопонимание с руководством СПб ГБПОУ «Колледж метростроя» и совместно готовим пилотный курс лекций «Применение композитных материалов в строительстве».

Президент технологического концерна «Экипаж» Дмитрий Орешкин
– На конференции состоялся профессиональный, заинтересованный разговор о практическом использовании композиционных материалов. Особенно порадовало, что в нем приняли активное участие студенты СПбГАСУ.
Пожалуй, единственное пожелание к организаторам – привлечь на следующую конференцию больше представителей предприятий, которым потенциально может быть необходима продукция из композитов. Все-таки, к сожалению, в нашей стране присутствует определенная инертность мышления в вопросах внедрения действительно инновационных решений.
Федеральное дорожное агентство «Росавтодор» – единственное предприятие-госмонополия, которое уже приняло и реализует программу по внедрению изделий из композиционных материалов. Ожидается, что в ближайшие два-три года будет реализовано порядка десяти крупных проектов, связанных с использованием композитов при обустройстве автодорожной инфраструктуры, мостов и путепроводов.
Идет работа по практическому внедрению на объектах СПб ГУП «Ленсвет» опор освещения и светильников, оснований шкафов питания из композитных материалов. Развивается сотрудничество с ГУП «Петербургский метрополитен».
Большую заинтересованность в изделиях из композитов проявляет ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Ремонт и содержание обширного хозяйства водоснабжения и водоотведения требует огромных затрат, в том числе из-за высокой коррозии конструкционных элементов из металла. Решить эту проблему смогут изделия из композитов, способные прослужить в условиях агрессивной среды до 80–100 лет без замены.
Уверен, что круг предприятий, использующих в своей работе изделия композитов, будет расширяться, и это позволит отрасли композитных материалов развиваться более высокими темпами.