БЦ Вант
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 07/32 октябрь 2014 / ЗСД – КОМПЛЕКС ЛУЧШИХ ТЕХНОЛОГИЙ
ЗСД – КОМПЛЕКС ЛУЧШИХ ТЕХНОЛОГИЙ

ЗСД – КОМПЛЕКС ЛУЧШИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Строительство Западного скоростного диаметра – масштабный проект, реализация которого потребовала привлечения специалистов мирового уровня. Один из них, входящий в сотню лучших мостостроителей мира, – англичанин Ален Платт. Его профессиональный опыт включает обширную географию строительства. Но центральный участок петербургского ЗСД ему запомнится как самый сложный и технологичный.
О специфике стрительства ЗСД рассказывает исполнительный директор проекта Алан Платт.

– Господин Платт, исходя из вашего опыта реализации подобных проектов за рубежом, в чем вы видите российскую специфику строительства? Какие недостатки и преимущества?
– Надо подумать! (Смеется.) На самом деле у нас не полностью российский опыт строительства, не так ли?
В Петербурге очень много компетентных и высококвалифицированных подрядчиков, строительных организаций. И все они сконцентрированы на таком маленьком пространстве. Петербург – это огромный строительный рынок: ЗСД, строительство стадиона, башни «Газпром» – огромный объем работы.
Из особенностей российского строительства – бумажная составляющая, которая существенно отличается от знакомых мне практик работы в Европе и Азии. Когда с бумажной составляющей удается справиться, работа идет очень быстро. Причем та документация, которая требуется для строительства, стандартна. А вот разрешения, которые необходимо получать в самых разных органах, – это сложный аспект, с которым, впрочем, помогают справляться специалисты, хорошо знакомые со спецификой российской строительной отрасли.

– Какие из объектов, в стро­и­тельстве которых вы принимали участие, для вас наиболее инте­ресны и памятны? Почему?
– Все проекты по строительству мостов, которые были в моей карьере. Строительство центрального участка Западного скоростного диаметра запомнится точно: это самый сложный и комплексный проект. В нем много типов структур. Работа идет фактически в центре мегаполиса, что накладывает дополнительные ограничения и делает проект сложнее и интереснее. Работа в акватории, работающей с интенсивной транспортной нагрузкой, в непосредственной близости от железных дорог, на территориях, изобилующих коммуникациями: газопроводы, линии электропередач. С точки зрения организации – это самый сложный объект из тех, в реализации которых мне приходилось участвовать.
Что касается остальных, то Таиланд был великолепен, но это, пожалуй, не было связано со стройкой (смеется). Хотя, конечно, я там был по работе – там мы строили элементы моста.
В Корее был очень интересный проект созданию семикилометровой трассы, вся протяженность которой проходит над водой. Там был интересный опыт строительства при постоянном активном движении судов в районе порта.
В Австралии мы расширяли существующий мост. И там особенность была в том, что на протяжении всего проекта надо было держать мост открытым для движения. И 160 тыс. автомобилей проезжало по мосту в день, хотя мы там же активно работали над строительством расширения.
Это мне и нравится в строительстве мостов: они все отличаются друг от друга, нет похожих сооружений и ситуаций, везде разные препятствия, которые профессионально интересно пре­одолевать.
– В чем, по вашему мнению, заключается инновационность дан­ного проекта?
– Уникальным в данном проекте является, прежде всего, решение вантового моста через Корабельный фарватер. Его пилоны наклонены внутрь – это необычное решение и дополнительные непростые задачи для строителей центрального участка.
С технической точки зрения сложной и очень интересной задачей стала надвижка двухъярусного пролетного строения. Надвижка такой массивной конструкции требует особых усилий и большой работы по обдумыванию процесса. В принципе, если мы посмотрим на технологию надвижки, то все ее элементы уже практиковались. Но уникальность нашего проекта в том, что здесь они делаются все вместе: надвижка в гору, надвижка с измененным радиусом, надвижка двухъярусной фермы. Специалисты (проектировщики и те, кто занимается воплощением проекта на практике) стараются сделать так, чтобы в нашем проекте был использован самый современный мировой опыт.
Такой проект потребовал и со­здания уникальной команды. Здесь и «Стройпроект», и генеральный подрядчик – компания ICA, в команде которой итальянская компания, специализирующаяся на надвижке. Отмечу, что разработка технологий строительства идет уже два года. Она началась еще до того, как были развернуты сами строительные площадки. ICA начали разработку методики еще до начала физического осуществления строительства.
Еще одной особенностью проекта можно назвать сроки. У нас довольно агрессивная, быстрая программа строительства, хотя все, что касается сроков, – относительное суждение, основанное на оценке.

– Использовался ли при проектировании и строительстве ЗСД зарубежный опыт?
– Разумеется! Здесь целый комплекс лучших российских и международных технологий. Они собраны здесь, чтобы обеспечить мировой уровень строительства. Например, опорная часть (подферменники и деформационные швы) – это немецкие разработки.
Целый микс национальных опытов вовлечен в разработку технологий и решений: здесь и русские, и итальянцы, и турки, есть тайваньская компания, специалисты из Великобритании, специалисты по вантам из Франции и Швейцарии. Независимый инженер, который контролирует все этапы строительства, – компания COWI из Дании, которая аккумулирует мировой опыт: она участвовала в строительстве многих мостов, входящих в число крупнейших в мире. В основном задействованы российские и европейские специалисты.
– Расскажите, пожалуйста, о ходе строительства центрального участка.
– Если посмотреть на ход работ, то, очевидно, практически выполнены работы по устройству опор. Теперь мы начинаем еще один важный этап – монтаж металлоконструкций. Уже завезено более 10% всех преду­смотренных проектом конструкций. Сейчас примерно тысяча тонн металла поставляется на строительные площадки каждую неделю. Здесь большой объем работ будет закончен уже до конца осени, но эти работы – всесезонные, они будут продолжены и зимой. Мы прилагаем все усилия, чтобы сезонность не мешала работам, хотя по некоторым видам работ зима требует от строителей дополнительных усилий.
На строительных площадках в районе улицы Савушкина, на Крестовском острове и на Канонерском острове уже активно производятся мероприятия по подготовке к надвижке.

– Как вы оцениваете уровень российских строительных орга­низаций?
– Они практически все квалифицированы и очень компетентны. У нас совсем немного возникает сложностей в работе с российскими субподрядчиками. Более того, лучшие слова можно сказать о качестве поставляемых материалов. Как вы знаете, все металлоконструкции поставляют российские производители, и качество нас вполне устраивает.

– Какие передовые технологии, материалы, нестандартные технические решения используются при строительстве?
Проект характеризуют интересные архитектурные решения, например, наклоненные пилоны вантового моста через Корабельный фарватер, о котором я уже упоминал. Есть находки в определенных деталях методов и технологий. В остальном мы работаем с качественной и очень проработанной адаптацией существующих технологий.
Что касается материалов, то здесь нужна уверенность в их свойствах. Мост должен простоять не меньше ста лет, и надо обязательно знать, что тот материал, который используется, имеет достаточный и проверенный срок эксплуатации. Это не значит, что мы закрыты от передовых технологий, но обязательно надо убедиться, что срок эксплуатации будет обеспечен.

– Есть ли какие-то особенности эксплуатации объекта?
– Это, конечно вопрос к службам эксплуатации. С точки зрения строителя могу сказать, что и на стадии разработки проекта, и на стадии строительства мы видим задачу минимизации затрат на обслуживание и ремонт дороги в будущем. Здесь, помимо прочего, важен и вопрос строжайшего контроля, который позволит в будущем при эксплуатации избежать непредусмотренных затрат.

– Поделитесь самым ярким вашим впечатлением о Петербурге?
– Мне нравится здесь жить! Я люблю мосты, поэтому Петербург – отличное место для жизни. С точки зрения архитектуры для себя отметил как любимый – Банковский мост, с точки зрения технологии – Большеохтинский мост. Когда думаешь о технологиях, которые были в то время, поражаешься, что этот уровень не остановил людей, не помешал созданию таких великолепных мостов.
Ну и, конечно, как всегда, отмечу культуру и прекрасную еду. Отличный город!

Беседовала Елена Рачкова