ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 07/32 октябрь 2014 / ЗАПАДНЫЙ СКОРОСТНОЙ ДИАМЕТР: НОВОЕ ПОЛЕ ОГРОМНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
ЗАПАДНЫЙ СКОРОСТНОЙ ДИАМЕТР: НОВОЕ ПОЛЕ ОГРОМНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

ЗАПАДНЫЙ СКОРОСТНОЙ ДИАМЕТР: НОВОЕ ПОЛЕ ОГРОМНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Успешный опыт сооружения ЗСД и стабильный доход от эксплуатации уже построенных участков позволят максимально эффективно привлечь частные средства и реализовать самый сложный и самый интересный проект скоростной магистрали.

Об опыте строительства южного и северного участков ЗСД и планах по центральному участку рассказал заместитель технического директора ОАО «Западный скоростной диаметр» Валерий Павлович Тимофеев

– Новая современная магистраль позволит решить важнейшие транспортные задачи и проблемы Северной столицы: в первую очередь, обеспечит кратчайшую связь между южными, центральными и северными районами Петербурга, минуя исторический центр.
Кроме того, она возьмет на себя транзитные транспортные потоки, тем самым способствуя полноценному транспортному обеспечению Большого порта Санкт-Петербурга, а также существенно увеличит пропускную способность улично-дорожной сети города.
Уже сегодня часть этих задач успешно решают введенные в эксплуатацию участки магистрали. Так, полноценно функционирующий с октября 2010 года южный участок (от транспортной развязки на пересечении КАД в районе нежилой зоны «Предпортовая II» до Благодатной улицы и далее до Канонерского острова) обеспечивает вывод автотранспорта из I, II, III и IV районов порта на КАД и далее на федеральные автодороги через Автомобильную и Благодатную улицы.
Очень небольшой по протяженности, но весьма востребованный южный участок сегодня принимает до 80 тыс. автомобилей в сутки. Сразу после введения платности было отмечено некоторое падение интенсивности, но она полностью восстановилась за месяц-полтора, и сегодня очевидно, что возможность попасть с КАД и улицы Народного Ополчения непосредственно на набережную Обводного канала, с точки зрения удобства и времени, дорогого стоит.
Северный участок, введенный в эксплуатацию в августе 2013 года, за счет удобного выхода на КАД и в курортную зону, позволяет существенно снизить нагрузку на Приморское и Выборгское шоссе.
– Как вы оцениваете выразительность архитектурного решения трассы?
– Можно с уверенностью говорить, что магистраль вписалась в городской ландшафт – более того, в некоторых местах стала его отличительной чертой, своего рода доминантой. Считаю, что это произошло, в первую очередь, благодаря удачным архитектурным и конструкторским решениям весьма непростого объекта.
Особенность проекта ЗСД – в том, что более половины трассы составляют эстакадные и мостовые участки, технически сложные сооружения с длительным циклом строительства. Из наиболее серьезных и интересных технических решений, реализованных на южном участке, я бы отметил двухъярусную ферму над территорией оборонного предприятия «Балтэлектро». Она сооружалась непосредственно над действующими цехами, причем по С-образной кривой, что представляло особую сложность.
Большая часть северного участка ЗСД проходит вдали от городской застройки, однако его строительство также имело существенные территориальные ограничения, такие как прохождение трассы в непосредственной близости от магистральных газопроводов и линий электропередач, в створе железнодорожных путей (в том числе используемых для движения высокоскоростных поездов Allegro), в условиях строго регламентированных границ с охраняемыми заповедными зонами и лесными территориями, частными земельными участками.
Что касается центрального участка – это наиболее сложный, материалоемкий и финансово затратный участок. Он поделен на сегменты (секции), что связано как со сложной застройкой территории, так и с необходимостью пересечения Морского канала с круглосуточным движением судов в Морской порт, а также Корабельного, Петровского и Елагинского фарватеров. Эти задачи решаются в составе проекта уникальными со­оружениями в виде моста с двухъярусной фермой, двух вантовых мостов с наибольшим пролетом 320 м, которые в последующем станут доминантой при входе в Петербург со стороны Финского залива. Также следует отметить обходы острова Белый, где находятся городские канализационные сооружения, и Крестовского острова, на котором строится арена стадиона «Зенит». Для обеспечения панорамного вида на Финский залив было принято решение по западной оконечности Васильевского острова проложить трассу ниже уровня земли в так называемой «открытой выемке» с тоннелем под рекой Смоленкой.

– В настоящий момент осуществляется эксплуатация южного и северного участков ЗСД. Какие особенности их эксплуатации вы могли бы выделить?
– Мы гордимся созданной системой и тем, что сбоев в разработанной нами схеме не было. Специалистами выбрано абсолютно правильное направление – как с точки зрения технических решений, так и с точки зрения их реализации.
Во-первых, замечательным получилось здание центра управления дорожным движением, с великолепно технически оснащенным залом, где большое количество экранов обеспечивает видимость свыше 90% трассы. Столь высокая степень обозрения позволяет не только контролировать ситуацию и обеспечивать безопасность, но и выиграть немало судебных дел, связанных с порчей имущества. Кстати, учет интенсивности и наблюдения за износом покрытия обусловил отказ от применения асфальтобетона на остановочных полосах и использование материала «конфальт», который оказался по износу наиболее приемлемым. На северном участке впервые применен новый тип шумозащитных экранов, производитель которых обещает более высокий срок эксплуатации и стойкость к коррозии.
Во-вторых, сегодня создана и функционирует комплексная система, позволяющая автовладельцам самим выбрать наиболее удобную для них схему оплаты: наличные или безналичные средства непосредственно в пунктах оплаты, персонифицированная бесконтактная смарт-карта, установка на лобовое стекло специального считывающего устройства – транспондера.
Хочу добавить, что новая дорога имеет огромные возможности (которые во многом будут определяться системой оплаты), в том числе и возможность регулировать движение. Это новое поле, которое нам предстоит изучать и осваивать.


Беседовала Светлана Соснова