БЦ Вант
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 07/32 октябрь 2014 / ВОЛГО-БАЛТ: НОВАЯ ЖИЗНЬ СТАРЕЙШЕЙ СИСТЕМЫ
ВОЛГО-БАЛТ: НОВАЯ ЖИЗНЬ СТАРЕЙШЕЙ СИСТЕМЫ

ВОЛГО-БАЛТ: НОВАЯ ЖИЗНЬ СТАРЕЙШЕЙ СИСТЕМЫ

«Шлюзы, каналы, плотины в России всегда были очень уязвимыми объектами. Строительство, эксплуатация и ремонт гидросооружений – дорогостоящее дело, требующее либо немалых капиталов и предпринимательской инициативы, либо мощных административных усилий государства и значительных средств из казны». – так написано в книге «История Волго-Балта», выпущенной к 50-летию введения в эксплуатацию Волго-Балтийского канала.
О том, как сегодня обстоит дело с предпринимательской инициативой и средствами из казны, о текущем состоянии гидротехнических сооружений Волго-Балтийской системы и их будущем беседуем с заместителем руководителя по строительству ФБУ «Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей» Андреем Семенихиным.

– Андрей Вячеславович, какие самые значимые и интересные проекты реконструкции и модернизации шлюзов, плотин осуществляет Волго-Балт?
– ФБУ «Администрация «Волго-Балт» разрабатывает 15 проектов по реконструкции гидротехнических сооружений: это и реконструкция существующих, и строительство новых СГТС. В числе самых значимых – строительство второй нитки Нижне-Свирского гидроузла. Одно из основных направлений, улучшающее условия труда работников путевого хозяйства – это «Модернизация береговых производственных объектов путейского хозяйства». Мы одни из первых на речном транспорте начали заниматься именно реконструкцией обстановочных баз. Выполнено несколько проектов, один из которых прошел Главгосэкспертизу РФ и принят к реализации, два находятся на рассмотрении. Мы в этом году, после проведения конкурсной процедуры, приступим к реконструкции Иваноборской обстановочной базы в Вологодской области. А всего на Волго-Балтийском пути предстоит практически заново построить порядка 12 производственных комплексов для обстановочных бригад.

– В чем уникальность этих проектов?
– Уникальность, может, слишком громко сказано. Но если сравнить существующие объекты с тем, что планируется построить, то разница будет огромной. Дело в том, что большинство обстановочных баз построены еще в 60-е годы прошлого столетия и последние годы не подвергались серьезной модернизации, поскольку на их содержание не выделялось средств. Естественно, они технически и морально безнадежно устарели. Мы увидели соответствующую статью расходов в бюджетном финансировании и первыми (вот вам и предпринимательская инициатива!) обратились к этой теме. Новые базы – это принципиально иные, современные комплексы со всеми необходимыми сооружениями и техникой для обслуживания судоходных водных путей (причальные сооружения, помещения для обслуживающего персонала и диспетчерского регулирования транспортного процесса, топливо-заправочные станции на воде и т. п.). Это позволит поднять на принципиально новый уровень содержание судоходных внутренних водных путей.

– Расскажите, пожалуйста, о строительстве второй нитки Нижне-Свирского шлюза.
– Проект очень долгожданный, значимый и масштабный. Последнее современное гидротехническое сооружение такого класса было введено в эксплуатацию в 1990 году на Волго-Балте – шлюз № 8 Шекснинского гидроузла. Тогда он во многом считался инновационным. Затем на долгие двадцать лет не только новое строительство было прекращено, но и ремонтные работы не выполнялись в полном объеме.
Десять лет назад мы подготовили пакет документов (я бы сказал, доказательную базу), чтобы показать реальное техническое состояние Волго-Балтийской системы, которое на тот момент, мягко говоря, было далеко от совершенства. Тогда нам удалось доказать, что Волховский шлюз находится в предаварийном состоянии, а Нижне-Свирский является самым узким местом на Волго-Балтийском пути. Можно сказать, что 2007 год стал поворотным для новейшей истории Волго-Балта, давшим старт масштабным работам по реконструкции и капитальному ремонту гидротехнических сооружений.
Сейчас проект строительства второй нитки Нижне-Свирского шлюза еще находится в стадии проектирования и после завершения будет направлен в Госглавэкспертизу РФ. Надеемся, что финансирование будет подтверждено, и мы начнем строительно-монтажные работы. Этот действительно знаковый проект позволит почти в два раза увеличить пропускную способность Нижне-Свирского гидроузла и тем самым кардинально решить проблему с пропуском судов на концевых участках Волго-Балта.

– Что происходит на остальных гидроузлах?
– Проект комплексной реконструкции Волго-Балтийского пути включает в себя десять этапов, в рамках которых осуществляется проектирование и реконструкция Волховского, Нижне-Свирского, Верхне-Свирского, Вытегорских шлюзов, Шекснинского гидроузла, которые, в свою очередь, включают дноуглубительные работы, реконструкцию отдельных лимитирующих участков, модернизацию технологической связи, реконструкцию причальных сооружений. Так, за последние годы в Вытегорском районе реконструировано пять существующих и построено три новых причальных сооружения, произведено расширение судового хода между шлюзами 3 и 4 (с 36 до 80 м), проведены дноуглубительные работы. Сейчас приступили к реконструкции сооружений Шекснинского района гидросооружений. На шлюзе №7 предстоит заменить металлоконструкции, механическое и электрооборудование (работающее с 1964 года), осуществить ремонт бетонных конструкций. Построить на шлюзе № 7 и реконструировать на шлюзе № 8 заградустройства, предотвращающие навал судов на нижние основные ворота. Второй год ведем комплексную реконструкцию Волховского шлюза. Планируется, что старейшее гидросооружение (в строю с 1929 года!) предстанет полностью обновленным к 2016 году.

– В чьем ведении находятся гидроэлектростанции, входящие в систему Волго-Балта? На какие нужды идет вырабатываемое ими электричество?
– Две малых гидростанции в Вытегре и одна в Шексне построены в 1964 году. Они входят в состав гидросооружений Волго-Балтийской системы и находятся на балансе ФБУ «Волго-Балт». Еще три – Волховская, Нижне-Свирская и Верне-Свирская - входят в состав сооружений, но на балансе у нас не числятся, являясь частью единой энергетической системы в составе ТГК-1. В основном ГЭС были построены для регулирования уровней воды и прохождения судов. Поэтому наша задача – поддержание уровня воды в бьефах для осуществления транзитного судоходства. Вырабатываемую нашими ГЭС электроэнергию в соответствии с уставом мы продаем по утвержденным РЭК тарифам. Это официальный дополнительный источник дохода. Так, ГЭС в Вытегре максимально вырабатывают порядка 15 млн кВт в год, в Шексне – порядка 100 млн кВт. При недостатке воды станции останавливают.

– Есть ли у Волго-Балтийской системы потребность в новых ГТС или ее развитие будет идти лишь по пути модернизации существующих?
– Сооружения рассчитаны на 100 лет, через пятьдесят проводится кардинальная реконструкция. При этом модернизация должна идти в ногу с техническим прогрессом и изменением требований к их техническому состоянию. Помнится, в советские времена были задумки по строительству вторых ниток ряда шлюзов и перебросе северных рек в южном направлении. Однако экономические расчеты показали несостоятельность этого проекта.
В прошлом году мы построили новую Ковжскую плотину взамен старой деревянной, введенной в эксплуатацию еще в 1810 году! Абсолютно новое современное железобетонное сооружение, хотя и работает в том же напорном фронте. То есть, это реконструкция с элементами нового строительства. Мне, как эксплуатационщику, хотелось бы получить новое сооружение, но все определяется экономикой.

– Несколько слов о людях, эксплуатирующих и строящих Волго-Балт…
– Волго-Балту люди служат поколениями. Я в свое время работал начальником Вытегорского района гидросооружений, так там были семьи, общий стаж работы которых насчитывал 260 лет! Любовь к гидротехнике передается из поколения в поколение и тянется со времен старой Мариинской системы! И это понятно: жизнь издревле была привязана к воде, люди не зря селились вдоль рек, и в этом плане мало что изменилось. С большинством компаний мы сотрудничаем со времен Советского Союза. Ленгидропроект, Ленгипротранс – институты с историей и традициями, принципы их работы складывались десятилетиями и близки нам по сути. Но приходят и новые компании, не так давно работающие на нашем рынке, но столь же увлеченные этой тематикой, владеющие современными методами проектирования и строительства. Могу отметить молодых специалистов ООО «Акватик», специализирующихся на проектировании причальных сооружений, ООО «Спецгидрострой», ООО «ПиК», «СК-вода». А это означает, что Волго-Балт был, есть и будет.


Беседовала Светлана Соснова