ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 07/32 октябрь 2014 / СТАДИОН «ЗЕНИТ-АРЕНА»: ВРЕМЯ И МЕСТО ВСТРЕЧИ МЕНЯТЬ НЕ НАМЕРЕНЫ
СТАДИОН «ЗЕНИТ-АРЕНА»: ВРЕМЯ И МЕСТО ВСТРЕЧИ МЕНЯТЬ НЕ НАМЕРЕНЫ

СТАДИОН «ЗЕНИТ-АРЕНА»: ВРЕМЯ И МЕСТО ВСТРЕЧИ МЕНЯТЬ НЕ НАМЕРЕНЫ

Похоже, все сомнения и спорные моменты по поводу возведения в Петербурге стадиона «Зенит-Арена», вот уже семь лет привлекающего к себе внимание непростой историей строительства, наконец рассеялись, а сам стадион (даже недостроенный) по праву обретает статус знакового спортивного объекта международного уровня.

О том, что сейчас происходит на строительной площадке на Крестовском острове, мы попросили рассказать руководителя проекта «Зенит-Арена» компании «Трансстрой» Виталия Лазуткина.

– Все ключевые этапы работ, за исключением пусконаладки, уже ведутся. Сейчас на стадионе параллельно идут несколько процессов: финальный этап бетонных работ на строительстве подтрибунных помещений, монтаж кровли (на треть собрана стационарная часть крыши) и монтаж фасадов. Таким образом, до наступления холодов мы планируем создать тепловой контур: закрыть «стены» стадиона от влаги и ветра и развернуть масштабные работы по проведению электрических сетей и чистовой отделке стадиона. Частично эти работы мы уже начали: подготовили полы, установили направляющие для перегородок, монтируем энергетическое оборудование. Одновременно мы занимаемся сборкой выкатного поля, прокладкой инженерных сетей и отделкой внутренних помещений.
Объем каждого вида работ велик и требует значительных временных затрат, поэтому целесообразно вести их одновременно. При этом следует учитывать, что на площади около 280 тыс. кв. м одновременно трудится более 2 тыс. человек. Соответственно, увязка разных технологических циклов на столь крупном объекте – это отдельная кропотливая работа. Ежедневный мониторинг того, что было сделано за сутки, помогает лучше контролировать качество строительства, планировать работу, видеть возможности для увеличения интенсивности, вовремя носить корректировки. Сейчас мы идем с опережением графика на несколько недель. В конце весны приступим к монтажу раздвижной части кровли, а концу 2015 года должны завершить комплекс основных работ.

– Уникальный проект наверняка потребовал от заказчика и исполнителей нестандартных решений?
– Практически все решения, примененные на этом стадионе, – нестандартные. Начиная от отрицательного угла наклона фасадов, что потребовало нестандартной технологии бетонирования и армирований, до технологии сборки кровли. Обычно для монтажа блоков крыши используют краны. В нашем случае было принято решение собирать блоки прямо наверху, на проектных отметках, и проводить надвижку в проектное положение с помощью горизонтальных домкратов. Такая технология позволяет добиться высокоточной сборки и не требует длительного участия сверхдорогой и большой техники. Инновационные технологические решения будут использованы для строительства выкатного поля. Это будет не только единственное перемещающееся футбольное поле в России, но и перемещающееся с помощью электропневмосервопривода. То есть, приподнимаясь с помощью «воздушной подушки», поле будет двигаться силой электродвигателей. Кроме того, здесь будут использованы все самые современные решения в области безопасности, телекоммуникаций, эксплуатации недвижимости.

– Какая техника обеспечивает выполнение всех задач?
– На данный момент на стадионе можно увидеть один из двух существующих в России кранов сверхвысокой грузоподъемности – 750 т. Кроме того, как я уже сказал, мы используем уникальное решение для перемещения собранных блоков крыши – горизонтальные домкраты, которые сдвигают блок по заданному компьютером алгоритму со скоростью в несколько сантиметров в час.
Все инженерные системы, монтаж которых начнется чуть позже, имеют очень серьезные технические параметры и потребуют высокотехнологичного и качественного исполнения. Например, для обеспечения электроснабжения арены будет проложено 1,25 тыс. км кабеля и смонтировано до 250 км вспомогательных металлоконструкций и около 600 электрощитов, при общей выделенной мощности 10 МВт. Также планируется проложить 250 км оптоволоконных сетей, что позволит организовать до 600 точек доступа беспроводной интернет-связи в различных зонах стадиона, тренкинговую связь (закрытые каналы связи для обеспечения безопасности и передачи внутренних данных), обеспечить работу эквайринговых аппаратов и банкоматов. Для обработки и хранения всей информации будет создан единый центр обработки данных (ЕЦОД) мощностью около 50 терабайт.

– Стадион строится в соответствии с международными стандартами FIFA и UEFA. Какие основные требования предъявляют эти организации к сооружениям такого уровня?
– Требования FIFA, в частности, касаются инженерных систем, экологии, специализированных помещений. Кроме того, новый российский технический регламент о требованиях пожарной безопасности подразумевает разработку новой схемы движения пожарной техники по стадиону.
Мы учитываем все требования, касающиеся безопасности и технологичности: все материалы выполнены из современных огнестойких и экологичных материалов. Более 80% из них – отечественного производства.
– Расскажите, пожалуйста, об организации работ на этом знаковом объекте международного масштаба.
– Это грандиозная стройка. Подобных объектов в мире всего несколько десятков. «Зенит-Арена» – это и масштаб, и сложность решений. Как я уже говорил, организовать работу более чем двух тысяч людей и сотен единиц техники на нескольких сотнях квадратных метров – очень непростая задача. Все процессы, происходящие на стройплощадке, мы планируем в программной среде «Спайдер»: осуществляем математический расчет объемов, сроков работ и финансовых затрат. Что касается сложности именно строительных технологий, многие решения довольно непросто согласовать как раз по причине их нестандартности: приходится проводить дополнительные экспертизы и тратить дополнительное время.
Кроме того, это не просто объект, а стадион, строительство которого контролируется на всех уровнях – от международных спортивных федераций до правительства России. У каждой из сторон есть свои требования и задачи, и мы должны учитывать требованиях всех заинтересованных в проекте сторон.

– Какие компании принимают участие в строительстве стадиона? Какие критерии были определяющими при выборе подрядчиков?
– В качестве генподрядчика мы привлекаем специализированные компании для решения специфических задач – разработки противопожарных, осветительных, вещательных систем и т. д. Сейчас у нас заключены договора с более чем 30 подрядными организациями, причем 90% из них зарегистрированы в Петербурге.
В своем подходе к выбору подрядчиков мы придерживаемся традиционных критериев: профессиональный опыт (наличие успешно реализованных проектов по данному направлению), конкурентное ценовое предложение, профессиональный уровень команды, которой предстоит реализовать наши задачи, применимость предложенных технологических решений конкретно к нашему проекту, с учетом его специфических особенностей. Как показывает практика, такой подход себя оправдал.

– Оказался ли востребованным сочинский опыт олимпийской стройки при возведении стадиона в Петербурге?
– Опыт, безусловно, был полезным. Главное, что мы получили, – опыт организации беспрецедентных по масштабам строительных работ при возведении уникальных объектов. Например, наша компания занималась строительством самой «умной» в России дороги – дублера Курортного проспекта в Сочи, состоящего из 15 тоннелей, нескольких десятков эстакад, мостов и транспортных развязок. Кроме того, появилось большое количество подрядных компаний, которые смогли опробовать ранее не используемые в России технологии и материалы. Появились разработчики и поставщики специализированных систем, применяемых на крупных общественных объектах. Безусловно, работы в Сочи дали нам опытных специалистов строительных специальностей, многие из которых работают сейчас на наших объектах.
Возможно, я повторюсь, но спортивные объекты, аналогичные стадиону «Зенит-Арена», вряд ли появятся в России в ближайшие годы. Более того, пересчитать подобные стадионы во всем мире можно на пальцах. По вместимости ее опережают лишь «Лужники», но по общей площади «Зенит-Арена» превосходит и московский комплекс. А по количеству и уровню инновационных технологических решений петербургскую арену в России не с чем и сравнить.

– Время и место встречи, то есть сдачи, остается неизменным?
– Срок завершения строительства – 2015 год. На 2016 год намечены пусконаладочные работы и подготовка к вводу арены в эксплуатацию, включая получение необходимых документов от Ростехнадзора и FIFA. Сейчас мы не видим никаких серьезных трудностей и полагаем, что никаких препятствий для успешного завершения проекта в заявленный срок нет.

Подготовила Светлана Соснова

 

Справка
Строительство нового стадиона на Крестовском острове для футбольного клуба «Зенит» началось в 2007 году. В связи с заявкой на ЧМ-2018 после начала строительных работ проект подвергся доработке для того, чтобы стадион полностью соответствовал требованиям FIFA по вместимости и безопасности.
Общая стоимость стадиона составит 34,9 млрд рублей.

Согласно графику работ, планируется завершить:
– бетонирование «чаши» – в феврале 2014 года;
– монтаж металлоконструкций стационарной кровли – в феврале 2015 года;
– устройство выкатного поля – в ноябре 2014 года;
– подключение инженерно-технических систем – в июле 2015 года;
– внутренние отделочные работы и устройство раздвижной кровли – в августе 2015 года;
– отделку трибун – в сентябре 2015 года.
Завершение всех строительно-монтажных работ намечено на 2015 год, сдача объекта – на июль 2016 года.