БЦ Вант
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 07/32 октябрь 2014 / СИСТЕМЫ ТЕЛЕМЕХАНИКИ И СВЯЗИ – ДЛЯ СКОРОСТИ И КОМФОРТА
СИСТЕМЫ ТЕЛЕМЕХАНИКИ И СВЯЗИ – ДЛЯ СКОРОСТИ И КОМФОРТА

СИСТЕМЫ ТЕЛЕМЕХАНИКИ И СВЯЗИ – ДЛЯ СКОРОСТИ И КОМФОРТА

Институт «Гипротранссигналсвязь» – филиал ОАО «Росжелдорпроект» – разработал проект реконструкции систем автоматики, телемеханики и связи для участка скоростного движения Санкт-Петербург – Хельсинки. Преобразование инфраструктуры перевозок направлено на повышение их управляемости, безопасности, комфорта.
Организация скоростного движения Санк-Петербург – Хельсинки, ставящая целью заметное сокращение времени следования по российскому участку пути – это многоплановый проект, включающий решение целого комплекса задач. Задачи касаются как сооружения новых трасс, так и серьезного переоснащения существующих, причем преобразования затрагивают и пассажирские, и грузовые (в первую очередь, наливные и угольные) маршруты.

• Санкт-Петербург – Бусловская
Дело в том, что проект организации скоростного движения пассажирских поездов на направлении Санкт-Петербург–Бусловская предусматривает отклонение грузового движения на направление Ручьи – Лосево – Каменногорск – Выборг и создание параллельного грузового направления в обход зон отдыха и территорий со значительным пригородным движением. Такое решение позволяет не только обеспечить организацию безопасного скоростного пассажирского движения, но и сохранить экологическую чистоту в Курортном районе Санкт-Петербурга, где сосредоточены санатории, дома отдыха и оздоровительные центры всероссийского масштаба, отклонив наливные и угольные маршруты. Кроме того, строительство железнодорожной линии Лосево – Каменногорск позволит существенно разгрузить Выборгский железнодорожный узел, переключив в обход Выборга грузопотоки минерально-строительных материалов, следующие из района Каменногорска в сторону Санкт-Петербурга, и грузопотоки Светогорского комбината.
Реализация этих решений предполагает как оснащение новых трасс современными системами автоматики, телемеханики и связи, так и замену на существующих участках устаревших устройств СЦБ, связи, контактной сети, усиление электроснабжения.
Институт «Гипротранссигналсвязь» с 2006 года участвует в проекте «Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург – Бусловская Октябрьской железной дороги», осуществляя разработку ТЭО, а затем проектной и рабочей документации на устройства сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) и устройства связи различных участков трасс пассажирских и грузовых маршрутов.

• Выборг–Каменногорск
Один из таких участков, Выборг – Каменногорск, расположен в Выборгском районе Ленинградской области и имеет протяженность 40 км. До реконструкции участок был однопутный, неэлектрифицированный. На участке расположено четыре станции: Таммисуо, Гвардейское, Возрождение, Ханнила. Станции оборудованы морально и физически устаревшими устройствами светофорной сигнализации и ключевой зависимости типа МКУ и ЦЭУС, построенных в 70-х годах ХХ века. Перегоны участка оборудованы релейной полуавтоматической блокировкой РПБ со счетом осей ЭССО. В связи с увеличивающимися размерами грузового движения и переводом линии в категорию «особо грузонапряженная», проектом предусмат­ривается строительство второго пути, электрификация участка и реконструкция устройств СЦБ и связи.
Необходимость замены ЭЦ (электрической централизации стрелок и сигналов) обусловлена следующими факторами:
– необходимость замены рельсовых цепей на помехозащищенные в связи с электрификацией участка;
– изменение путевого развития станций и включение в ЭЦ дополнительных стрелочных переводов;
– морально и физически устаревшие системы ЭЦ, характеризующиеся отсутствием возможности включения дополнительных стрелочных переводов и мест для размещения дополнительного оборудования;
– необходимость оборудования участка устройствами диспетчерской централизации и диспетчерского контроля.
Новые технические решения обеспечат соответствие реконструируемой трассы установленным требованиям безопасности движения железнодорожных поездов и заданной пропускной способности.
Также в проекте предусмотрено строительство современной системы автоматической блокировки АБТЦ, что обусловлено устройством второго пути на участке Выборг – Каменногорск и закрытием станций Ханнила и Гвардейское, а также изменением длин блок-участков в связи с переводом линии в категорию «особо грузонапряженных» и уменьшением межпоездного интервала. Новое решение института «Гипротранссигналсвязь» позволит увеличить пропускную способность железнодорожных магистралей и обеспечить высокий уровень безопасности движения поездов. В комплексе с устройствами автоматической локомотивной сигнализации (АЛС) и диспетчерского контроля (ДК) автоблокировка позволит организовать движение поездов попутного следования с малыми интервалами и значительно увеличивает пропускную способность магистральных линий.
В проекте по устройствам СЦБ и связи предусмотрены следующие основные решения и системы:
– трехзначная двухпутная автоматическая блокировка АБТЦ-03 на перегонах;
– микропроцессорная электрическая централизация типа ЭЦ-ЕМ на станциях;
– питание устройств АБТЦ и ЭЦ-ЕМ от питающих установок с применением устройств бесперебойного питания УБП и установкой вводных устройств ВУФ;
– резервирование электропитания от ДГА со шкафом управления ШУДГА;
– устройства диспетчерской централизации ДЦ «Сетунь»;
– система диспетчерского контроля и диагностики устройств железнодорожной автоматики и телемеханики АПК-ДК;
– оборудование охраняемых железнодорожных переездов устройствами автоматической переездной сигнализации АПС, дополненной устройствами заграждения переездов с размещением оборудования в модулях аппаратуры переездов (МАП);
– оборудование пешеходных переходов устройствами оповестительной сигнализации о приближении поезда к пешеходному переходу;
– система оповещения работающих на путях участка;
– система электрообогрева стрелочных переводов на станции с использованием модернизированных шкафов ШУЭС-М;
– применение технологии автоматизированного обслуживания устройств ЖАТ;
– организация линейного тракта системы передачи;
– организация оперативно-технологической связи;
– организация радиосвязи (КВ и УКВ);
– организация двухсторонней парковой связи;
– организация сети передачи данных.
Для размещения оборудования СЦБ, связи и размещения персонала работников на станциях Возрождение и Таммисуо в проекте предусмотрено строительство постов ЭЦ из легких металлических конструкций.
Все проектируемые системы и устройства предусматривают увеличение пропускной способности на участке, повышение безопасности движения поездов, способствуют росту производительности труда, обеспечению безопасности труда работников всех подразделений и служб, а также снижению эксплуатационных расходов.
Реализация данных решений – пример создания современной инфраструктуры железнодорожных перево-зок, обеспечивающей экономические и социальные перспективы развития территории.


192007, Санкт-Петербург
Боровая ул., 49
тел.: (812) 457-34-44
факс: (812) 766-66-92
www.rzdp.ru