БЦ Вант
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 07/32 октябрь 2014 / ПЕТЕРБУРГСКИЕ ДОРОГИ: НАДЕЖНЫЙ ПУТЬ ДЛЯ ВСЕХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА
ПЕТЕРБУРГСКИЕ ДОРОГИ: НАДЕЖНЫЙ ПУТЬ ДЛЯ ВСЕХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА

ПЕТЕРБУРГСКИЕ ДОРОГИ: НАДЕЖНЫЙ ПУТЬ ДЛЯ ВСЕХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА

Решение транспортной проблемы в Петербурге должно быть комплексным, реализующим возможности всех видов городского транспорта, считает генеральный директор ЗАО «Петербургские дороги» Евгений Баскин.

– Евгений Семенович, на ваш взгляд, каковы перспективы легкорельсового транспорта в Петербурге?

– Я считаю, что пока мы не используем возможности этого вида транспорта в должной степени. Для таких мегаполисов, как Санкт-Петербург, сеть рельсового транспорта – это просто жизненная необходимость. Об этом же свидетельствует и зарубежный опыт. Так, во многих городах мира широко развит не только легкорельсовый транспорт, но и городская железная дорога, на которую приходится огромный объем перевозок. В чем преимущество железнодорожного транспорта – как обычного, так и легкорельсового? Прежде всего, в скорости, в отсутствии пробок, четком следовании графику, то есть предсказуемости. Обратите внимание на то, как безупречно ходит европейский трамвай. Если по графику он должен подойти через две минуты, то ровно в назначенное время он бесшумно подкатит к остановке. При этом информационное табло все время оповещает, сколько минут осталось до прибытия того или иного маршрута.

– Но не так уж редки случаи, когда трамваи стоят из-за того, что их пути занимают автомобили…
– Все верно, легкорельсовый транспорт в принципе не должен быть интегрирован в общую дорожную сеть – он должен располагаться на другом уровне, на эстакадах. В таком случае трамваи могут ходить так же, как поезда метро: без пробок, каждые две минуты. Мы уже вышли на такой уровень развития, когда возможности наземного и даже подземного транспорта практически исчерпаны. Ну не сносить же целые улицы, чтобы пробить новые городские магистрали. В Европе, Японии, США уже давно транспортные пути растут вверх, многие эстакады строятся даже в трех и более уровнях, и такая практика себя оправдывает. В любом случае, строительство легкорельсовых путей и эстакад значительно дешевле, чем строительство линий метрополитена, а в эксплуатации они не менее эффективны.

– При проектировании скоростного трамвая, который свяжет город с аэропортом, вы учитывали этот принцип?
– Разумеется, участок от метро «Купчино» до аэропорта Пулково в значительной степени пройдет по эстакадам. Это уже будет современная легкорельсовая дорога. К 1 декабря проект должен быть закончен. Он предусматривает не только сами пути, но и строительство станций, пересадочных узлов. Станции хотелось бы сделать по типу метро: как полноценные сооружения с эскалаторами, местами продажи билетов, местами отдыха, информационными табло. От станции метро Купчино до аэропорта можно будет доехать за 20 минут, причем конечная станция будет максимально приближена к зданию нового терминала. Это будет вполне комфортабельная дорога, не зависящая от транспортной ситуации на автомагистралях.

– С какими трудностями пришлось столкнуться при проектировании?
– Сейчас строится городской путепровод на пересечении Дунайского проспекта с Пулковским шоссе. Конструкция путепровода – вантовая. Движение на путепроводе организовано в разных направлениях и как раз посредине, на месте разделительной полосы, оставлена «щель», в которую и требуется встроить путепровод с трамвайными путями. Это достаточно сложная задача, над решением которой мы сейчас и работаем.

– Несколько лет назад планировалось, что скоростной трамвай свяжет аэропорт с центром города. От этой идеи отказались?
– Могу сказать только, что ЗАО «Петербургские дороги» уже выполнило несколько лет назад проект участка от Московского вокзала до аэропорта Пулково. Правда, не очень нравится предложенная нам концепция, положенная в основу проекта, поскольку это, по сути дела, просто реконструкция на большей части длины трассы существующих трамвайных путей. То есть вместо принципиально новой обособленной трассы мы получаем трамвай, который интегрирован в общую городскую сеть. Остаются и светофоры, и всевозможные пробки, и тому подобные проблемы с транспортом. Когда этот проект будет реализован? Не могу сказать, потому что этот вопрос в компетенции города.
Кстати, не надо думать, что участок от метро «Купчино» – это единственная проектируемая в настоящее время линия скоростного трамвая. Сейчас мы разрабатываем предпроектные предложения связи Санкт-Петербурга с некоторыми ближайшими пригородами (Всеволожск, Сертолово). Сегодня город быстро разрастается, новым жилым районам нужно транспортное сообщение, а возможности автомобильных дорог ограниченны, поэтому, учитывая к тому же низкие темпы строительства линий метрополитена, можно считать, что легкорельсовый транспорт – это прекрасная альтернатива существующим видам транспорта. Направления на Всеволожск и Сертолово – это самые перспективные в настоящее время направления.

– Евгений Семенович, несмотря на все преимущества такого сообщения, горожане нередко выступают против строительства трамвайных путей.
– Действительно, такая проблема существует: все хорошо помнят, да еще и видят иногда в настоящее время старые трамвайные вагоны, грохочущие по рельсам. Но современный трамвай – это не только новые пути, это и новый комфортный подвижной состав, который также учитывает и потребности людей с ограниченными возможностями, и информационные табло, и вообще новое качество транспортного обслуживания. Все, кто был хотя бы в не таком далеком от нас Хельсинки, обращали, наверное, внимание, насколько бесшумно там ходят трамваи. И Петербургу, европейскому городу, давно пора перейти на европейский же стандарт городского транспорта.

– В дорожном сообществе много говорится об устаревших СНиПах, нормативной базе, не позволяющей проектировать и строить дороги современного уровня. Вы с этим согласны?
– Проблемы нормативной документации, конечно же, имеются, и они должны решаться, но, тем не менее, уважающие себя проектные и строительные организации в нашем городе давно работают в соответствии с мировыми стандартами. Новые технологии и материалы позволяют в разы увеличить срок службы автомагистралей и транспортных сооружений, именно они и закладываются в проект. Так, например, недавно состоялась приемка новой трассы, ведущей к порту Усть-Луга, проект которой выполняла наша организация. Замечательная дорога получилась – надежная, красивая, рассчитанная на большегрузный транспорт. Это отметили присутствующие на церемонии открытия министр транспорта РФ Максим Соколов, губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко, руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт. Никто не мешает качественно проектировать и качественно строить.
А вот проблема, которая действительно нас сегодня беспокоит, – кадровый голод в проектной отрасли. В 1990-е годы мы потеряли целое поколение квалифицированных специалистов, которые вынуждены были поменять профессию и уйти из сферы проектирования. К сегодняшнему времени они должны были бы стать основой проектных организаций, вырасти в крепких, опытных проектировщиков, но этого не случилось. Мы очень тесно сотрудничаем с профильными ВУЗами, приглашаем студентов к себе на практику, присматриваемся, предлагаем работу в нашей организации, учим. В общем, растим себе смену, но тем не менее хороших профессионалов все равно не хватает. Тем более что организация у нас многопрофильная. В составе ЗАО «Петербургские дороги» трудится около полутора сотен человек, среди которых специалисты самых разных профессий: инженеры-проектировщики дорожного и мостового направления, экономисты, архитекторы, сметчики и другие, что позволяет оперативно, с высоким качеством решать сложные задачи проектирования объектов транспортной инфраструктуры.

– Над какими еще проектами вы сегодня работаете?
– У нас всегда идет проектирование одновременно многих объектов. География нашей деятельности не ограничивается только Санкт-Петербургом и Ленинградской областью. Так, например, совместно с генеральным проектировщиком, институтом «Ленгипротранс», по заданию ОАО «Скоростные магистрали» мы недавно выполнили обоснование инвестиций в строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей Москва – Ростов-на-Дону – Адлер и Москва – Казань – Екатеринбург. Также мы осуществляем работы по проектированию крупных городских автомагистралей и транспортных развязок. Например, очень интересный проект, над которым мы в настоящее время работаем, – это участок улицы Димитрова от Белградской улицы до улицы Орджоникидзе со строительством трехъярусного путепровода через Витебскую железнодорожную линию и с сооружением транспортной развязки на пересечении с Белградской улицей. Будущее – именно за такими решениями, где завязаны в единый узел сразу несколько видов транспорта.
196105, Санкт-Петербург
Московский пр., 143, оф. 720
тел.: (812) 334-9851
факс: (812) 611-0006
e-mail: mail@pbdr.ru
www.pbdr.ru