ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 07/32 октябрь 2014 / ООО «НПП «БЕНТА»: ИСКУССТВО ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ
ООО «НПП «БЕНТА»: ИСКУССТВО ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ

ООО «НПП «БЕНТА»: ИСКУССТВО ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ

Успех строительства Западного скоростного диаметра в значительной степени зависел от детального изучения и грамотного анализа сложных петербургских грунтов. На основании инженерно-геологических изысканий, проведенных ООО «НПП «БЕНТА» практически на всей протяженности ЗСД, принималось решение о принципах проектирования и строительства тех или иных сооружений трассы.
ЗСД – уникальное транспортное сооружение, аналогов которому сегодня в России не существует. Главная особенность трассы заключается в том, что основная ее часть, включая развязки, проходит по мостам и эстакадам. Исключение составляет разве что северный участок ЗСД. Все искусственные сооружения возведены на слабых петербургских грунтах, что в значительной мере усилило ответственность компании, выполняющей изучение геологической обстановки. Эту важнейшую работу, определяющую ход всего строительства, с успехом выполнило научно-производственное предприятие «БЕНТА».
– В ходе работ по строительству Западного скоростного диаметра предприятие «БЕНТА» практически на всей протяженности трассы осуществляла инженерно-геологические изыскания.
На центральном участке мы занимались созданием опорной геодезической сети и выполняли геотехнический мониторинг за подвижками грунтов и построенных сооружений. На северном и южном участках наш топографический отдел выполнил съемку завершенного строительства, – рассказывает главный специалист отдела инженерно-геодезических изысканий предприятия Анатолий Владимирович Астапович.
Для всех сотрудников компании это означало работу в круглосуточном режиме плечом к плечу со строителями. Особенно тяжелым оказался 410 пикет на северном участке в районе Белоострова. Трудности были с проходкой скважин, с подъездом к месту строительства. Поскольку этот участок располагается непосредственно в полосе отвода железной дороги, на которой функционируют два железнодорожных переезда с обеих сторон. Работы проводились в зимний период при отрицательных температурах, да еще в условиях наших грунтов. Тем не менее, все успешно справились с поставленной задачей: участок запущен и работает.

Помимо мостов и эстакад, ЗСД включает множество других инженерных сооружений. Наиболее показателен в этом плане центральный участок трассы, строительство которого осуществляет компания ICA Astaldi-IC Ictas WHSD Insaat Anonim Sirketi. Например, там запроектирован тоннель под рекой Смоленкой, в условиях сложных подводных грунтов на глубине до 100 м.
– Метод статического зондирования, который в основном используют наши коллеги из компании Astaldi-IC, показал, что там грунты более прочные, чем по нашей оценке, – рассказывает заместитель генерального директора по инженерно-геологическим работам ООО «НПП «БЕНТА» Ольга Кирилловна Маркова. – Но мы-то знаем особенности нашей геологии: наши грунты, особенно тиксотропные, не очень корректно регламентируются по результатам статического зондирования, поэтому кажутся более прочными. Статическое зондирование – косвенный метод, полную картину можно получить, только вскрыв грунты. Поэтому мы настояли на том, что характеристики надо составлять по результатам лабораторных испытаний. И оказались правы. Работы пришлось проводить под жестким контролем заказчика. При бурении каждой скважины присутствовал их представитель, a результаты работ протоколировались, образцы проверялись. Сейчас на этом участке возводится подпорная стена, мы контролируем ее уплотнение грунто-цементными сваями, ведем наблюдение за сооружением «стены в грунте». Поскольку есть возможность возникновения барражного эффекта за счет приливных явлений Финского залива, осуществляем мониторинг уровня грунтовых вод в период строительства и по вызову заключаем договоры на наблюдение плотности насыпи.
Научно-производственное предприятие «БЕНТА» работает на рынке топографо-геодезических и землеустроительных услуг с 1991 года и является ведущим предприятием на Северо-Западе России в области инженерных изысканий. Мы занимаемся топографо-геодезическими, инженерно-геологическими, экологическими и гидрологическими изысканиями, со­зданием цифровой картографической продукции, выполнением землеустроительных, кадастровых, оценочных, высокоточных обмерных и других видов работ.
Аппаратное обеспечение работ включает буровые установки, современные средства воздушного и наземного лазерного сканирования, цифровой аэрофотосъемки, средства спутниковой геодезии, эхолоты и т. п. Программное обеспечение и богатый опыт позволяют применять наиболее современные методики цифровой обработки геопространственных данных, включая космические данные дистанционного зондирования Земли.
– Наша организация состоит из подразделений, которые призваны решать все задачи инженерных изысканий в комплексе: геологические, геодезические, гидрологические, метеорологические, экологические – весь спектр. Например, для работы на ЗСД привлекались все подразделения компании, – поясняет Анатолий Владимирович. – Компания располагает всем необходимым оборудованием, но, конечно, главная ценность – это люди.
Сегодня в штате предприятия работает около 300 специалистов. Костяк предприятия составляют люди, работающие со дня основания фирмы. Однако компания постоянно расширяется. А значит, ей нужны грамотные специалисты. В последние годы организация принимает выпускников ВУЗов, активно привлекает на практику студентов. Лучшие из них остаются работать в компании. Восемь отделов предприятия возглавляют такие молодые перспективные специалисты.
– Инженерно-геологические изыскания – это искусство, – говорит Ольга Кирилловна. – Это профессия-судьба, только в таком случае можно выдержать все трудности, которые она ставит. И короткие сроки, и сверхурочную работу, и круглосуточные размышления над какой-то задачей, и тяжелые полевые условия. Инженер должен думать, постоянно изучать нормативную базу, уметь работать в сложной обстановке. Но зато это очень творческая и интересная профессия.
– При любом строительстве постоянно приходится решать нестандартные задачи, каждый раз новые, – подтверждает Анатолий Владимирович. – Это инженерный подход, то есть постоянный поиск новых решений, а не просто следование инструкциям. Не все, что подходит для одного объекта, можно применить на другом. Многое зависит от ситуации, местности, состояния грунтов, финансирования работ, требований заказчика. Мы привыкли все делать на высоком уровне. У нас имеются свои наработки, свои ноу-хау, которые позволяют с минимальными затратами выполнить работу качественно, поэтому заказчики к нам и обращаются.

Подготовила Славяна Румянцева


фотограф Павел Щукин
ООО «НПП «БЕНТА»
Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 22
тел./факс: (812) 315-21-57
www.benta.spb.ru