БЦ Вант
ППРК-Сервис
ГРУЗЫ ПОЙДУТ В ОБХОД

ГРУЗЫ ПОЙДУТ В ОБХОД

Второй этап масштабного проекта международного значения по организации скоростного движения Санкт-Петербург – Бусловская (госграница) – Хельсинки входит в завершающую стадию.

О том, какие работы выполнены, и о том, что еще предстоит сделать в рамках второго этапа проекта (выноса грузового движения со скоростного участка на параллельное направление), мы попросили рассказать заместителя начальника ДКРС Санкт-Петербург ОАО «РЖД» Дмитрия Викторовича Богданова.

– Комплексный инвестиционный проект «Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург – Хельсинки» имеет две основные задачи и реализуется в два этапа.
Первый – организация курсирования пассажирских поездов Санкт-Петербург – Бусловская с максимальной скоростью до 200 км в час и сокращение хода до 1 часа 30 минут по территории России. Этот этап касался создания собственно скоростного сообщения по железнодорожной линии Санкт-Петербург – Хельсинки и был успешно завершен в декабре 2010 года открытием регулярного пассажирского сообщения по данному маршруту на поезде Allegro.
Вторая задача и, соответственно, второй этап – вынос грузового движения на Приозерское направление с обеспечением прогнозируемого грузопотока в порты Приморск и Высоцк для возможности пропуска до 44 пар поездов. В рамках этого этапа планируется осуществить вынос грузового движения на линию Ручьи – Лосево – Каменногорск – Выборг со строительством новой линии Лосево – Каменногорск.
Особенностью данного проекта является то, что, в соответствии с инвестиционным соглашением между ОАО «РЖД» и Федеральным агентством железнодорожного транспорта (Росжелдор), реконструкция участков Ручьи – Лосево и Каменногорск – Выборг общей длинной 58 км осуществляется за счет средств РЖД, где функции заказчика выполняет ДКРС, а строительство нового участка между Каменногорском и Лосево 62 км – за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации, силами ФГУП «Единая группа заказчика» Росжелдора. Работы по реконструкции существующих участков и строительству нового ведутся одновременно, синхронизируются между собой по времени со сроком окончания в 2016 году. Пункты стыковки работ в прямом и переносном смысле – станции Лосево и Каменногорск. Таким образом, ДКРС занимается реконструкцией, превращая существующие однопутные участки на автономной тяге в двухпутные электрифицированные, оснащая их современными средствами СЦБ и связи, а коллеги – Росжелдор – строят абсолютно новую двухпутную электрифицированную линию.
– Что уже сделано по проекту?
– Назову то, что касается зоны ответственности РЖД: полностью закончена реконструкция участка Сосново – Лосево, которая включала в себя реконструкцию четной горловины станции Сосново, с учетом примыкания второго перегонного пути, закрытие станции Петяярви и строительство новой станции Лосево-1. Таким образом, с изменениями в плане и профиле появился перегон Сосново – Лосево-1. Сейчас мы завершаем работы по участку Выборг – Каменногорск, которые включают в себя реконструкцию станций Каменногорск, Возрождение, Таммисуо и, соответственно, строительство второго пути на перегонах между этими станциями с электрификацией. ДКРС, силами подрядных организаций, выполняет весь комплекс работ: сооружение земляного полотна под новые пути с искусственными сооружениями, оснащение железнодорожной линии всеми необходимыми средствами связи, управления, интервального регулирования (сигнализация-централизация-блокировка), электроснабжения и электрификации, строительство зданий и сооружений, реконструкцию пассажирских обустройств для улучшения условий и увеличения объемов пригородных перевозок, не забывая при этом об осуществлении мероприятий по охране окружающей среды и экологической безопасности населения. Надеюсь, в этом году мы завершим все работы, за исключением работ по самой станции Каменногорск, где ДКРС должна синхронизировать свои действия с коллегами из единой группы заказчика, которые в силу объективных причин незначительно от нас отстали.
Помимо этого, совместно с Росжелдором мы осуществляем строительство нового парка станции Каменногорск, поскольку существующая не способна принимать составы нужной длины. Этот объект, где коллеги выполняют часть работ по строительству главных путей, а мы – приемоотправочных путей парка с необходимой инфраструктурой, и станет завершающей точкой в реализации обеих частей проекта.

– Вы упомянули мероприятия, направленные на обеспечение экологической безопасности…
– Например, для снижения звукового воздействия в населенных пунктах, находящихся в зоне прохождения железнодорожной трассы, предусмотрена установка шумозащитных экранов. Кроме того, значительно снизить шум позволяет применение бесстыкового пути. Электрификация существующих участков также повышает экологичность железнодорожного движения.

– Как вы оцениваете проект с точки зрения энергоэффективности? Что в проекте потребовало от вас нетрадиционного подхода?
– Собственно переход с автономной тяги на электротягу, уположение путей в плане и профиле, светодиодное освещение на станциях, использование современной аппаратуры, потребляющей меньше электроэнергии, обеспечивают необходимый уровень энергоэффективности.
Что касается нестандартных решений, к ним пришлось прибегнуть, когда мы столкнулись со сложной геологией в районе строительства и необходимостью возводить пути на нестабильном основании. Дело в том, что под проектируемым земляным полотном находятся иольдиевые глины, то есть грунты, отличающиеся высокой пористостью, влажностью выше предела текучести и низкими прочностными показателями. Мы были вынуждены, для обеспечения стабильности и эксплуатационной надежности земляного полотна, использовать свайные поля в его основании. Так, на участке Каменногорск – Возрождение пришлось выполнить три свайных поля общим количеством до 10 тыс. свай, на участке Таммисуо – Возрождение – двенадцать полей (28 тыс. свай), на станции Каменногорск – еще два на 1,2 тыс. свай. Расчетами доказано, что такое решение себя оправдает: необходимо вкладываться в строительство, чтобы впоследствии в период эксплуатации не нести значительных затрат.
Уверен, все установленные инвестиционным соглашением сроки будут выдержаны. Проект сложный, и его этапы нельзя воспринимать по отдельности: их совместная реализация направлена на освоение возрастающего пассажиропотока, повышение комфорта и безопасности пассажирских перевозок и сокращение времени в пути следования за счет повышения скорости, а также на удовлетворение возрастающего объема грузовых перевозок в направлении портов и промышленных предприятий региона с отклонением их от зон отдыха и участков со значительным пригородным движением.
При этом в общем контексте он призван обеспечить развитие как экономических, политических, культурных связей между Россией и Финляндией, так и внешнеэкономических связей России в целом, с использованием рассматриваемого направления, являющегося составной частью международного транспортного коридора «Север-Юг» и общеевропейского № 9.

Подготовила Светлана Соснова