ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
ДВОЙНОЙ ПЛЮС

ДВОЙНОЙ ПЛЮС

С 1 августа 2014 года между Петербургом и Москвой начали курсировать сдвоенные составы высокоскоростных поездов «Сапсан» – двадцать вагонов вместо десяти. Реализации проекта по запуску сдвоенного поезда «Сапсан» предшествовала большая работа по подготовке инфраструктуры, технических средств и обслуживающего персонала.
О работе, проделанной для запуска сдвоенного поезда «Сапсан» на РЖД, рассказал заместитель начальника Департамента управления бизнес-блоком «Пассажирские перевозки» ОАО «РЖД» Дмитрий Иванович Корней.

– Дмитрий Иванович, чем было вызвано решение о запуске соединенных поездов «Сапсан»?
– Высокоскоростные поезда «Сапсан», которые курсируют между Петербургом и Москвой с декабря 2009 года, снискали большую популярность у пассажиров. Спрос на эту услугу постоянно растет. Составы заполняются практически на 99%.
Для удовлетворения растущего спроса на данный вид перевозок ОАО «РЖД» заключило контракт на дополнительную поставку еще восьми поездов Velaro RUS («Сапсан»). Отличительной особенностью новых составов является возможность их эксплуатации в сдвоенном режиме, которая, впрочем, уже началась.
С 1 августа 2014 года между Петербургом и Москвой начали курсировать сдвоенные составы высокоскоростных поездов «Сапсан» – двадцать вагонов вместо десяти. Их конструктивной особенностью является возможность управления двумя составами одновременно из головной кабины, что позволяет увеличить провозную способность без увеличения числа пар поездов. Курсирование соединенных поездов осуществляется по действующему расписанию, не создавая препятствий для пропуска других поездов. Реализация проекта по запуску сдвоенного поезда «Сапсан» является итогом проведения большой работы в области подготовки инфраструктуры, технических средств и обслуживающего персонала.

– Насколько выросли перевозки высокоскоростными поездами «Сапсан» на маршруте «Москва – Санкт-Петербург»?
– В определенный момент спрос на поездки в поездах «Сапсан» достиг своего максимума, а так как предложение оставалось на постоянном уровне, стал наблюдаться устойчивый дефицит мест. Особенно это касалось вечерних поездов по пятницам из Москвы и воскресеньям из Санкт-Петербурга, билеты на которые раскупались за две недели до отправления поезда.
За 2013 год высокоскоростными поездами «Сапсан» было перевезено 2,393 млн пассажиров, за восемь месяцев 2014 года – 1,623 млн пассажиров. Если же сравнивать перевозки по месяцам, то в августе прошлого года перевезено 211 тыс. пассажиров, а в августе этого года – уже 250 тыс., из них 60 тыс. – сдвоенными «Сапсанами». За 21 день сентября 2013 года было перевезено 139 тыс. пассажиров, а за аналогичный период текущего года – 163 тыс. пассажиров, из них 59 тыс. – также уже сдвоенными поездами «Сапсан».
С учетом запуска с августа двух пар сдвоенных составов «Сапсан», количество перевезенных пассажиров за 2014 год ожидается на уровне 2,571 млн пассажиров, что на 7,4% выше уровня 2013 года (это без учета дополнительных поездов за декабрь 2014 и январь 2015 года).

– Почему был сделан выбор в пользу увеличения количества вагонов? Рассматривалась ли возможность увеличения количества поездов?
– Вопрос увеличения количества поездов рассматривается постоянно. Однако из-за отсутствия выделенной трассы для скоростных поездов «Сапсаны» курсируют по тем же путям, что и поезда дальнего и пригородного сообщения. Поэтому любое увеличение количества скоростных поездов приведет к сокращению размеров движения поездов дальнего следования и поездов пригородного сообщения в Московской и Санкт-Петербургской агломерациях.
Поэтому приоритетным направлением развития было принято увеличение количества перевезенных пассажиров в одном поезде без увеличения числа этих поездов.

– Какие вопросы пришлось решить в связи с увеличением числа вагонов?
– Основная подготовка, связанная с организацией коммерческой эксплуатации поездов «Сапсан», которые могут курсировать в сдвоенном режиме, началась в 2013 году. В тот момент была разработана дорожная карта с указанием требующих выполнения основных мероприятий, таких как поставка, подготовка и сертификация поездов, определение порядка технического обслуживания и эксплуатации данных поездов, выполнение требований к инфраструктуре и вокзальным комплексам, а также вопросы обеспечения транспортной безопасности и изменения нормативных документов.

– В какой степени изменилась инфраструктуры после реорганизации?
– Основные работы по подготовке инфраструктуры были проведены в 2007–2009 годах, когда велась подготовка для запуска первых «Сапсанов». В текущем году появились новые пункты досмотра пассажиров и сопровождаемого багажа на Московском и Ленинградском вокзалах. Дополнительно были проведены работы по замене старых опор контактной сети в районе нового досмотрового павильона на Московском вокзале. За счет этого была увеличена полезная площадь распределительной площадки, а сама площадка получила более эстетический вид.
Дополнительно, на основании заключения ОАО «ВНИИЖТ», в 2013 году были составлены и выполнены мероприятия по обеспечению гарантированного энергоснабжения отдельных участков на линии Москва – Санкт-Петербург. Для обеспечения «оборота» и подготовки поезда в рейс в настоящее время ведется реконструкция пункта технического обслуживания поездов «Сапсан» в Москве, что позволит в дальнейшем запустить дополнительную пару поезда «Сапсан» в сдвоенном режиме с оборотом в Москве. По результатам опытных поездок сдвоенных «Сапсанов» были определены необходимые мероприятия по усилению надежности устройств электроснабжения, такие как повышение напряжения холостого хода трансформаторных подстанций на 3,7–3,8кВт и обеспечение гарантированного электроснабжения мощностью не менее 10 мВт.

– Какие технические средства понадобились для запуска проекта?
– Основное, что требовалось, – это досмотровое оборудование для обеспечения транспортной безопасности пассажиров (сканирующие установки, системы радиационного контроля, системы для обнаружения металлических предметов). Данное оборудование было привезено с объектов Сочи, где были построены новые комплексы на период проведения Зимних Олимпийских игр, теперь данное оборудование установлено и эксплуатируется в Москве и Санкт-Петербурге.

– Сколько времени понадобилось для подготовки к запуску соединенных поездов «Сапсан»?
– Работа началась более года назад. Рассматривались различные варианты курсирования поездов в сдвоенном режиме.

– Насколько велик объем инвестиций, направленных на эти цели?
– Основные затраты были связаны с приобретением новых поездов «Сапсан», на эти цели в 2014 году был выделен лимит свыше 6,63 млрд рублей – на поставку четырех составов в десятивагонном исполнении. На энергообеспечение было затрачено около 234,5 млн рублей, на подготовку вокзальной инфраструктуры и обеспечение транспортной безопасности – около 50 млн рублей.

– Были ли какие-то сложности с реализацией проекта?
– Сложности бывают всегда, при реализации любых проектов. Для нас был установлен срок, когда должен был пойти первый сдвоенный поезд из Москвы в Петербург, – 1 августа. Для этого необходимо было провести все испытания поезда, получить необходимые сертификаты соответствия, также необходимо было подготовить инфраструктуру и вокзалы для приема поезда. Была создана команда, которая оперативно решала все возникающие вопросы, от определения тарифной политики и графика курсирования до обеспечения безопасности. Мы подошли к установленному сроку с максимальной готовностью.

– Изменилась ли себестоимость пассажирских перевозок и каким образом это повлияет на изменение цен на билеты?
– По сравнению с первой партией электропоездов «Сапсан» дизайн, комфорт и технические характеристики новых составов практически не изменились, однако появились конструкционные изменения, позволяющие машинисту, находясь в головной кабине, управлять одновременно двумя сцепленными составами.
По данным августа, себестоимость перевозок на линии Санкт-Петербург – Москва снизилась на 21 копейку и составила 5 рублей 36 копеек за один пассажиро-километр.


Подготовила Славяна Румянцева