ds2018-2
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 06/47/СЕНТЯБРЬ 2016 / ДОРОГИ ЛЕНОБЛАСТИ ЖДУТ ИНВЕСТОРОВ
ДОРОГИ ЛЕНОБЛАСТИ ЖДУТ ИНВЕСТОРОВ

ДОРОГИ ЛЕНОБЛАСТИ ЖДУТ ИНВЕСТОРОВ

Меньше половины дорог Ленинградской области отвечает сегодня нормативным требованиям. Проблемы с общим финансированием отрасли усугубляют ситуацию с недоремонтом и серьезно отражаются на объемах выполняемых работ. Надо сказать, что правительство региона постоянно ищет и находит частных инвесторов, а также успешно внедряет в дорожное хозяйство практику ГЧП, однако в основном это касается новых и чаще всего – федеральных проектов.

О работе Комитета по дорожному хозяйству Ленобласти в 2016 году рассказывает председатель комитета Михаил Козьминых.

– Каковы на сегодня итоги работы дорожников в Ленобласти, учитывая усиливающиеся финансовые трудности в отрасли и банкротство некоторых ключевых подрядчиков?

– Прежде всего надо сказать, что дорожная деятельность в отношении дорог регионального значения финансируется в пределах утвержденных расходов дорожного фонда Ленинградской области в рамках мероприятий государственной программы региона «Развитие автомобильных дорог Ленинградской области».
Работы на объектах традиционно ведутся в соответствии с графиками, установленными государственными контрактами.
Программой ремонта автомобильных дорог общего пользования регионального значения на 2016 год предусмотрен ремонт 130,847 км автодорог. На сегодняшний день отремонтировано 50,987 км.
Адресную программу ремонта дорог в полном объеме планируется завершить к ноябрю 2016 года.

 – Капитальный ремонт каких объектов на сегодня завершен?

– Произведен капитальный ремонт автодороги Санкт-Петербург – Ручьи на участках км 48 – км 49 и км 57 – км 58 с устройством укрепительных сооружений (Ломоносовский район); также завершены работы по капитальному ремонту автомобильной дороги Петрово – ст. Малукса на участке км 0+000 – км 4+250 (Кировский район).

До конца года планируется завершить капитальный ремонт на следующих объектах: автодорога Лужицы – 1 Мая на участке км 53+000 – км 58+500 в Кингисеппском районе (срок окончания работ – 30 октября 2016 года); автодорога Саперное – Мельниково – Кузнечное на участке км 53 – км 57 в Приозерском районе (срок окончания работ – 30 сентября 2016 года); автодорога «Подъезд к санаторию “Сярьги”» на участке гравийного покрытия км 4+340 – км 5+612 во Всеволожском районе (срок окончания работ – 1 сентября 2016 года); автодорога Парголово – Огоньки, участок км 38+400 – км 38+800 во Всеволожском районе (срок окончания работ – 1 декабря 2016 года).
Кроме того, после строительства и реконструкции планируется ввести 12,288 км дорог, включая мосты через реки Сторожевая и Петлянка, путепровод через железнодорожные пути участка Выборг – Каменногорск в Выборгском районе, четыре объекта сельских дорог в Выборгском, Приозерском и Тихвинском районах области.

– В одном интервью вы сказали, что в связи с постоянной нехваткой финансирования вашему ведомству приходится направлять средства прежде всего в приоритетные направления. Каковы приоритеты в 2016 году и что чаще всего остается непредусмотренным бюджетом?

– В связи с ограниченным финансированием в 2016 году в приоритетном порядке выполнялись и финансировались работы на объектах, включенных в соглашения с Федеральным дорожным агентством.
Это путепроводы в Выборгском и Гатчинском районах, строительство и реконструкция дорог в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий». К сожалению, нехватка финансирования прежде всего сказывается на объемах выполнения работ по ремонту и содержанию дорог.
Так, в 2016 году финансирование работ по содержанию составляет всего 40% от утвержденного в Ленинградской области норматива финансовых затрат, а работ по ремонту – менее 15% от установленного норматива.
В результате сокращаются объемы либо снижается цикличность выполнения работ по содержанию, в основном, направленных на обеспечение ухода за дорогами и сооружениями на них, накапливается недоремонт дорог, не соблюдаются нормативные межремонтные сроки.
По итогам 2015 года в Ленинградской области только 47% протяженности дорог отвечают нормативным требованиям. Единовременные затраты на их приведение в нормативное состояние оцениваются в сумме порядка 60 млрд рублей.

– Как обстоят дела с развитием дорожно-транспортной инфраструктуры в районах так называемой маятниковой миграции – на границе города и области?

– На сегодняшний день наиболее сложная ситуация с обеспечением транспортной доступности сложилась в районах массовой жилищной застройки в Заневском городском поселении, Муринском сельском поселении, Новодевяткинском сельском поселении и др.
С целью решения транспортных проблем администрацией Ленинградской области намечена реализация ряда мероприятий по строительству и реконструкции объектов дорожной инфраструктуры. К таким мероприятиям относятся:
– реконструкция региональной автомобильной дороги Санкт-Петербург – Колтуши на участке КАД – Колтуши;
– строительство подъезда к Всеволожску;
– строительство автомобильной дороги – нового выхода из Санкт-Петербурга от КАД в обход населенных пунктов Мурино и Новое Девяткино с выходом на существующую автомобильную дорогу Санкт-Петербург – Матокса;
– строительство автомобильной дороги от КАД до автомобильной дороги Санкт-Петербург – Матокса (платная скоростная автомобильная дорога);
– строительство транспортной развязки на пересечении автомобильной дороги Санкт-Петербург – завод им. Свердлова – Всеволожск (км 39) с железной дорогой на перегоне Всеволожск – Мельничный Ручей во Всеволожском районе;
– капитальный ремонт участка региональной автомобильной дороги Парголово – Огоньки в черте г. Сертолово км 23+780 – км 27+700 во Всеволожском районе.
Проектно-сметная документация на реконструкцию региональной автомобильной дороги Санкт-Петербург – Колтуши на участке КАД – Колтуши уже разработана и будет передана для прохождения государственной экспертизы после утверждения проекта планировки линейного объекта и межевания земельных участков, который в настоящее время проходит необходимые согласования.
Помимо этого, 9 августа 2016 года ГКУ «Ленавтодор» заключило государственный контракт на возобновление проектно-изыскательских работ по объекту «Строительство подъезда к г. Всеволожск». Ранее заключенный государственный контракт был разорван комитетом по дорожному хозяйству в связи с невозможностью достичь договоренностей с собственником земельных участков СУ-155 об изъятии земельных участков под нужды строительства транспортной развязки в районе примыкания к автомобильной дороге Санкт-Петербург – Колтуши. Срок проведения проектных работ составляет 1 год.

– Прошел ли государственную экспертизу проект новой дороги в обход поселка Мурино? Некоторые СМИ указывают, что сроки строительства и объем финансирования постоянно увеличиваются…

– Проектно-сметная документация на строительство автомобильной дороги нового выхода из Санкт-Петербурга от КАД в обход населенных пунктов Мурино и Новое Девяткино с выходом на существующую автомобильную дорогу Санкт-Петербург – Матокса получила в июле 2016 года положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России».
С целью подключения спроектированной автомобильной дороги к КАД в створе Гражданского проспекта на деньги частных инвесторов заканчивается проектирование транспортной развязки по титулу: «Подключение международного автомобильного вокзала в составе ТПУ “Девяткино” к КАД». Срок окончания проектных работ – декабрь 2016 года. Ориентировочная стоимость строительства транспортной развязки на сегодняшний день составляет порядка 980 млн рублей.
В стадии завершения находятся также и проектно-изыскательские работы по объекту строительства автомобильной дороги от КАД до автомобильной дороги Санкт-Петербург – Матокса (платная скоростная автомобильная дорога). Как известно, частично автомобильная дорога (порядка 800 м) должна проходить в административных границах Санкт-Петербурга, в связи с чем возникли некоторые сложности с проектированием этого участка – в части синхронизации принятия решений в отношении проектируемой автомобильной дороги и разработанного и утвержденного проекта планировки территории, находящейся в собственности группы ЛСР. Работа по устранению противоречий в настоящее время ведется.
Проектирование автомобильной дороги по титулу «Строительство автомобильной дороги от кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга до автомобильной дороги Санкт-Петербург – Матокса» (платная скоростная автомобильная дорога) в настоящее время осуществляется по заказу частных инвесторов. Финансирование проектно-изыскательских работ из регионального дорожного фонда не осуществляется.
На сегодняшний день стоимость работ по строительству обхода оценивается в 5,052 млрд рублей. В составе проектной документации на строительство обхода населенных пунктов Мурино и Новое Девяткино в створе Пискаревского проспекта разрабатывается финансовая модель с целью обоснования строительства данного объекта на принципах государственно-частного партнерства.

– Сколько будет стоить проезд по новой дороге на легковом автомобиле?

– В соответствии с проектом финансовой модели, стоимость проезда легкового автомобильного транспорта по проектируемой автомобильной дороге предполагается в размере 4,61 рубля за километр (строительная длина проектируемой автомобильной дороги составляет 7,6 км), то есть планируемая на сегодняшний день стоимость проезда легковых автомобилей по дороге составит 35 рублей. При этом необходимо отметить, что в составе дороги предусматривается транспортная развязка для обеспечения съезда автомобильного транспорта жителей населенного пункта Мурино. Проезд для таких автомобилей планируется осуществлять на бесплатной основе. Финансовая модель предполагает сбор платы за проезд по новой автомобильной дороге только для транзитного транспорта.
В данный момент правительство Ленинградской области проводит работу по привлечению внебюджетных денежных средств для реализации этого проекта.
Надо сказать, что возможность его финансирования рассматривается ПАО «Сбербанк России».
По технической части проекта «Строительство транспортной развязки на пересечении автомобильной дороги Санкт-Петербург – завод им. Свердлова – Всеволожск (км 39) с железной дорогой на перегоне Всеволожск – Мельничный Ручей во Всеволожском районе Ленинградской области» получено положительное заключение государственной экспертизы. Материалы сметной части проекта находятся на рассмотрении в государственной экспертизе.
С целью улучшения транспортной ситуации в Сертолово в мае 2016 года ГКУ «Ленавтодор» был заключен государственный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту участка региональной автомобильной дороги Парголово – Огоньки в черте г. Сертолово км 23+780 – км 27+700 во Всеволожском районе. Срок окончания работ в соответствии с заключенным контрактом – июль 2017 года. Стоимость выполнения работ в соответствии с заключенным контрактом составляет 576,9 млн рублей.
В рамках проведения капитального ремонта предусматривается уширение проезжей части, устройство накопительных левоповоротных полос, тротуаров и электрического освещения. Реализация проекта позволит увеличить среднюю скорость транспортного потока на участке региональной автомобильной дороги в черте г. Сертолово и тем самым улучшит транспортное обеспечение жителей города.
Следует уточнить, что администрация Ленинградской области с целью улучшения транспортной ситуации в населенных пунктах Мурино и Новое Девяткино планирует реализовать два проекта, о которых говорилось выше: строительство обхода населенных пунктов Мурино и Новое Девяткино в створе Гражданского проспекта, а также строительство обхода населенных пунктов Мурино и Новое Девяткино в створе Пискаревского проспекта.
На сегодняшний день получено положительное заключение государственной экспертизы на строительство обхода населенных пунктов Мурино и Новое Девяткино в створе Гражданского проспекта по титулу: «Строительство автомобильной дороги нового выхода из Санкт-Петербурга от КАД в обход населенных пунктов Мурино и Новое Девяткино с выходом на существующую автомобильную дорогу Санкт-Петербург – Матокса».
В соответствии с полученным заключением государственной экспертизы, сметная стоимость реализации данного проекта в текущих ценах составляет 15,188 млрд рублей. При этом следует заметить, что первоначальная стоимость строительства объекта в соответствии с разработанной сметной документацией составляла 18,067 млрд рублей.
В соответствии с разработанной проектной документацией строительство обхода возможно разбить на три этапа:
– от начала проектирования до деревни Лаврики протяженностью 2,8 км сметной стоимостью 2,3 млрд рублей;
– от деревни Лаврики до автомобильной дороги Юкки – Кузьмолово 5,8 км сметной стоимостью 5,445 млрд рублей;
– подъезд к существующей автомобильной дороге Санкт-Петербург – Матокса протяженностью 1,01 км, строительство транспортной развязки и путепровода через существующие железнодорожные пути стоимостью 7,444 млрд рублей (все цифры округлены).

На сегодняшний день наиболее реально выглядит возможность реализации первого этапа строительства, реализация которого совместно с транспортной развязкой на КАД позволит значительно улучшить транспортное обеспечение новых районов жилищной застройки населенного пункта Мурино.

Беседовал Евгений Бжезински