дс2017шапка
ППРК-Сервис
ТРАССА НАД ГОРОДОМ

ТРАССА НАД ГОРОДОМ

О специфике строительства и эксплуатации центрального участка Западного скоростного диаметра, большая часть которого проходит в эстакадном исполнении, рассказывает генеральный директор ООО «Магистраль северной столицы» Алексей Бнатов.

– Алексей Николаевич, в чем особенность строительства центрального участка трассы?

– Трассы в эстакадном исполнении, как и скоростные внутригородские магистрали, в России, разумеется, есть. Однако возможность преодолеть пятимиллионный город менее чем за двадцать минут, не нарушая Правила дорожного движения, представляется настолько уникальной, что выводит ЗСД из ряда аналогичных проектов. Такого результата удалось добиться сочетанием сложнейшей работы проектировщиков и строителей, которые смогли обеспечить создание многополосной дороги в крайне стесненных условиях городской жилой и промышленной застройки и улично-дорожной сети города, с которой связан Западный скоростной диаметр.
Центральный участок Западного скоростного диаметра, строительство которого продолжается в настоящий момент, делает уникальным то, что 100% его протяженности проходит на искусственно созданных сооружениях и территориях. Это определяет наличие в составе участка семи мостов, в том числе уникальных объектов – вантовых мостов через Корабельный и Петровский фарватеры и двухъярусного моста через Морской канал.
Генеральным проектировщиком Центрального участка ЗСД, как и уже построенных Северного и Южного участков, выступило ЗАО «Институт «Стройпроект». В ходе проектирования такого комплексного объекта происходит всесторонняя ревизия опыта, накопленного в мировом мостостроении, применяются проектные решения, гарантирующие получение качественного результата в ходе строительства. Учитывая масштаб и значение объекта, мы можем говорить только о технологиях и материалах, прошедших все необходимые сертификационные процедуры и проверенных на практике.

– На каком этапе сейчас ведутся строительные работы?

 

– Строительство Центрального участка проводится в достаточно сжатые сроки: с 2013 по 2016 годы. В настоящий момент работы осуществляются одновременно на десяти строительных площадках в четырех районах Петербурга.
В процессе строительства Центрального участка заняты более 3000 инженеров и рабочих. Задействовано более 200 единиц специальной техники и строительных механизмов. К работам привлечены около 70 субподрядных организаций, семь из них – иностранные.
В настоящее время завершены свайные работы, практически закончен процесс бетонирования опор магистрали, заканчивается бетонирование пилонов вантовых мостов, активно ведется укрупнительная сборка металлоконструкций, монтаж и надвижка пролетных строений магистрали, бетонирование плиты проезжей части. Работы по устройству пролетных строений идут по всей протяженности Центрального участка, силуэт дороги уже отчетливо различим даже для наблюдателей, находящихся за пределами строительных площадок. Мы с удовлетворением фиксируем высокий и позитивный интерес петербуржцев к процессу строительства и результатам работы.
На отдельных участках подрядчик приступает к завершающим работам: установке мачт освещения, шумозащитных экранов, бетонированию, асфальтированию и т. д.
Специфика строительства определяется не только сжатыми сроками, но стесненными условиями, необходимостью создавать скоростную многополосную дорогу в стесненных условиях застройки. Масштабный и сложнейший комплекс работ был проведен по переносу коммуникаций.

– Какие технологии, материалы, оригинальные технические решения используются при строительстве? 

– Говорить об уникальных технологиях и материалах не совсем корректно. Учитывая масштаб, значимость и предполагаемый срок службы объекта, который должен превысить сто лет, используемые материалы и технологии должны быть тщательно проверенными, испытанными в том числе и практикой, чтобы гарантировать требуемую надежность. Уникальным можно назвать сочетание большого количества различных строительных методов. Например, традиционная технология надвижки на данном объекте интересна тем, что приходится прибегать практически ко всем ее видам: от прямой продольной надвижки до надвижки в гору и надвижки с измененным радиусом. В числе непростых задач и монтаж конструкций двухъярусной фермы – пролетного строения, где проезжие части встречных направлений будут располагаться друг над другом. Данное сооружение также создается с помощью указанной технологии и является примером ее применения в работе с конструкциями уникального масштаба.

– Скоростная магистраль – объект, очень востребованный для города, и нагрузки на него ожидаются соответствующие. Как продлить сроки его эксплуатации, сделать ее максимально эффективной?
– Эксплуатация такого сложного и востребованного объекта, как автомобильная дорога Западный скоростной диаметр – комплексная задача. По открытым участкам ЗСД совершается более 4 млн поездок в месяц. Задача ООО «Магистраль северной столицы» – сделать каждую поездку максимально комфортной, безопасной и гарантировать время в пути. Это те преимущества, за которые готовы платить водители, предпочитая современную магистраль альтернативным бесплатным маршрутам. Чтобы добиться выполнения данной задачи, необходимо с равным вниманием относиться ко всем элементам системы эксплуатации трассы: уборке, текущему и капитальному ремонту, функционированию системы платности, автоматизированной системы управления дорожным движением, обеспечению безопасности дорожных сооружений, взаимодействию всех служб, занятых в процессе эксплуатации. Планирование и глубокое понимание всех аспектов эксплуатации должно быть сформировано еще до открытия движения по вновь построенным участкам – на этапе проектирования дороги, строительства, разработки и утверждения регламентов. Только такой подход сможет обеспечить корректное выполнение всех обязательств, связанных с эксплуатацией, и сделать ее максимально эффективной.
Приоритетом в эксплуатационной деятельности является безусловное соблюдение требований, зафиксированных Соглашением о государственно-частном партнерстве.
МСС создан парк современной, многофункциональной техники: машин и механизмов, используемых для уборки и ремонта магистрали, в количестве, достаточном для выполнения требований, предъявляемых к эксплуатации ЗСД.
Создаются две полнофункциональные эксплуатационные базы, включающие всю необходимую инфраструктуру: ремонтные мастерские, боксы для хранения техники, солехранилища, снегоплавильные установки и многое другое. Одна из баз расположена в непосредственной близости от Южного участка, вторая – у Северного участка ЗСД. Это позволит гарантировать максимально быстрое время подхода техники в случае, например, резкого ухудшения погодных условий и оптимизировать логистику при вывозе снега. Одна из особенностей эксплуатации Западного скоростного диаметра определяется тем, что многополосная магистраль проложена в стесненных городских условиях, на эстакадах, мостах, иных искусственных сооружениях. Это диктует дополнительные требования. Например, весь снег с дороги собирается и вывозится – мы не можем сбрасывать его за барьерное ограждение. Используются специальные дорогостоящие реагенты, которые допустимы на мостовых конструкциях и не приводят к их преждевременному «старению».

– Какими Вы видите перспективы развития магистрали в контексте транспортной политики города?

- В рамках Соглашения о государственно-частном партнерстве МСС финансирует и управляет строительством центрального участка ЗСД в соответствии с проектом, полученным от Петербурга. 

Уже сейчас мы видим высокую востребованность трассы автомобилистами, прогнозируем значительное увеличение транспортного потока после введения Центрального участка. Разумеется, потребности города в современной транспортной инфраструктуре растут с каждым годом, и возможности развития проекта предусмотрены в том числе и в СГЧП.
Развитие – это и новые технологии, которые «Магистраль северной столицы» активно внедряет, инвестируя значительные средства. Одно из последних нововведений – оснащение транспондерных полос действующих участков ЗСД оборудованием, позволяющим проезжать пункты оплаты без остановки на скорости до 30 км в час. Сейчас такое оборудование установлено и работает на большинстве пунктов оплаты, мы видим значительный эффект в увеличении пропускной способности транспондерных полос и получаем большое количество позитивных отзывов пользователей, оценивших новый уровень комфорта пользования магистралью. Шагом вперед в направлении простоты и удобства оплаты проезда и контроля за лицевым счетом и историей поездок стало создание первого в России полнофункционального мобильного приложения для пользователей платных дорог. Развитием магистрали можно назвать и успехи в комплексной работе по продвижению электронных средств оплаты проезда – транспондеров, которыми пользуются уже более половины водителей, проезжающих по Западному скоростному диаметру.
Существует возможность создания дополнительных съездов и развязок. Решения о количестве и местоположении съездов и заездов принимались городом на этапе планирования и проектирования – задолго до заключения Соглашения о ГЧП. Например, на Васильевском острове такой статус имеет развязка Западного скоростного диаметра с улицей Шкиперский проток. В случае принятия городом решения о необходимости строительства развязки, мы готовы всесторонне рассмотреть участие в данных дополнительных работах, пользуясь правом, закрепленным в Соглашении о ГЧП. Технически такие работы могут быть реализованы: для устройства перспективных развязок создаются все необходимые условия. Те автомобилисты, которые пользуются Северным участком, могут наблюдать закрытые ответвления от основного хода, например в районе Шуваловского проспекта или в районе Каменки, – это тоже расположение перспективных развязок, не входящих в объем работ в рамках настоящего проекта.
Надо уделять внимание и развитию трассы «Скандинавия», возможное следствие которого – потенциальная необходимость увеличения пропускной способности Северного участка ЗСД. Этот вариант развития магистрали также должен быть рассмотрен и всесторонне изучен с точки зрения выработки оптимальных решений.

Беседовала Светлана Соснова