дс2017шапка
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 06/39 ОКТЯБРЬ 2015 / ЛУЖСКАЯ-СОРТИРОВОЧНАЯ: КРУПНЕЙШАЯ, ИННОВАЦИОННАЯ, РОССИЙСКАЯ
ЛУЖСКАЯ-СОРТИРОВОЧНАЯ: КРУПНЕЙШАЯ, ИННОВАЦИОННАЯ, РОССИЙСКАЯ

ЛУЖСКАЯ-СОРТИРОВОЧНАЯ: КРУПНЕЙШАЯ, ИННОВАЦИОННАЯ, РОССИЙСКАЯ

В Лужской губе Финского залива, в 150 км от Петербурга, одновременно и работает, и строится многоцелевой Морской торговый порт Усть-Луга. Планируется, что терминалы и профильные зоны обновленного порта к 2020 году смогут обрабатывать свыше 20 категорий грузов, а припортовый железнодорожный станционный комплекс в перспективе сможет стать самым крупным и современным в Европе.
В соответствии с планами, припортовый железнодорожный узел «Лужская» будет состоять из семи станций: Лужская-Северная, Лужская-Южная, Лужская-Нефтяная, Лужская-Га­зовая, Лужская-Сортировочная, Луж­ская-Генеральная и Лужская-Восточная. Лужская-Сортировочная находится в стадии завершения строительства, по двум последним ведется проектирование. При выходе на полную мощность грузооборот порта Усть-Луга сможет достигать 180 млн тонн в год, причем до 65% от общего объема грузов планируется доставлять по железной дороге.
О том, как идет строительство железнодорожной инфраструктуры порта Усть-Луга, мы попросили рассказать заместителя начальника Дирекции по комплексной реконструкции и строению дорог – филиала РЖД по оборудованию Владимира Викторовича Ведерникова.

– Для реализации государственной задачи по наращиванию экспортного потенциала России и переориентации грузопотоков, поступающих в прибалтийские порты, ОАО «РЖД» с 2005 года осуществляет развитие железнодорожных подходов к морскому торговому порту Усть-Луга. За это время построены четыре новые предпортовые станции и вторые пути на подходах к портам, ведется электрификация участков и перевод их в разряд двухпутных, что позволит полностью перейти от тепловозной тяги к электровозам. За последние годы объемы перевозки грузов в Морской торговый порт Усть-Луга выросли почти в пять раз: если в 2010 году объем перевозок составил – 10,8 млн тонн, то в 2014 году – 49,4 млн тонн. По прогнозным данным ОАО «ИЭРТ», грузооборот порта Усть-Луга в 2015 году составит 64,0 млн тонн, а к 2020 году – 80,3 млн тонн в год. С 2010 года по настоящий момент осуществ­ляется строительство станции Лужская-Сортировочная – самой крупной станции Лужского транспортного узла. Станция включает в себя парки приема и отправления, а также сортировочную систему, состоящую из горки и сортировочного парка. По сути, Лужская-Сор­тировочная будет являться воротами в систему из шести припортовых станций морского порта Усть-Луга.

– Введенная в эксплуатацию в июле нынешнего года сортировочная горка с системой автоматизации MSR-32 Siemens – предмет особой гордости всех, кто ее проектировал и строил. Расскажите, пожалуйста, об этой работе.
– Нам действительно есть чем гордиться – аналогов в России нет. 30 мая 2013 года в рамках VIII Международного железнодорожного бизнес-форума «Стратегическое партнерство 1520» ОАО «РЖД» и компания «Сименс АГ» заключили соглашение о сотрудничестве в области оборудования сортировочной горки станции Лужская системой горочной централизации MSR-32. Система MSR-32 позволяет добиться максимальной автоматизации (без ограничения по роду груза) всех процессов на сортировочной горке, включая роспуск вагонов с опасными грузами.
Путевое развитие сортировочной горки принято по схеме на шесть пучков из 44 сортировочных путей (6+8+8+8+8+6) с обеспечением возможного параллельного роспуска составов. Сортировочная горка оборудуется системой автоматического управления горкой MSR-32 производства фирмы «Сименс», гидравлическими вагонными замедлителями производства фирмы «Сона» и устройствами подтягивания вагонов на 16 подгорочных путях производства фирмы «Тифенбах». На стрелочных переводах в спускной части горки применяются электрические стрелочные приводы S700 производства фирмы «Сименс». Принцип работы следующий: информация от всех измерительных приборов и датчиков поступает в систему MSR-32, оттуда после обработки данных осуществляется управление стрелками, замедлителями, подтягивателями, горочным локомотивом и другими технологическими объектами. Программное
обеспечение MSR-32 до минимума снижает влияние человеческого фактора, кроме того, система MSR-32 способна регулировать скорость роспуска вагонов, а в случае необходимости произведет их прицельное торможение. Наиболее важная информация о работе сортировочной горки, а также результаты формирования поездов передаются в режиме реального времени на диспетчерский пункт. В России это первый опыт применения данного оборудования. Важным событием стало завершение первого этапа строительства горки. А 24 июля 2015 года был дан старт опытной эксплуатации сортировочной системы станции Лужская.

– Будет ли в дальнейшем использован этот опыт при строительстве новых станций?
– Сортировочная система станции Лужская станет одной из крупнейших и инновационных в России – в проект были заложены самые современные системы управления. По окончании опытной эксплуатации отработанные технологии планируется применять при реконструкции существующих и строительстве новых сор­тировочных станций.
Мы строим, без преувеличения, действительно самый высокотехнологичный транспортный узел в стране. Для взаимодействия всех служб порта создается логистический центр с единой автоматической системой управления грузопотоками и электронным документооборотом. В перспективе информационно-управляющая система на основе единой базы данных обеспечит интеграцию информационных систем всех организаций и госучреждений, участвующих в оформлении и сопровождении грузов как на территории морского порта, так и на всем пути их следования, включая зарубежные транспортные узлы и обслуживающие их международные информационные системы. Все это позволит не просто минимизировать простои и ускорить производственные процессы, но и вывести всю систему перевозок на принципиально новый уровень прозрачности, надежности и безопасности.

– Какой эффект получит регион после введения в строй Усть-Лужского железнодорожного узла?
– Во-первых, параллельно с железнодорожной интенсивное развитие получила автодорожная сеть этой части региона. «Севзапуправтодор» осуществляет серьезную реконструкцию всех автомобильных трасс, подходящих к порту. Во-вторых, помимо генеральных грузов, через порт Усть-Луга идет перевалка углеводородов, поэтому построен мощный терминал ОАО «Новатэк» для переработки стабильного газового конденсата, терминал ОАО «Сибур» по перегрузке сжиженных углеводородных газов. Все это дает новые рабочие места и привлечение бизнеса в регион. В-третьих, в районе Лужского транспортного узла фактически возводится город-спутник. Построено несколько жилых домов, в том числе и для железнодорожников, планируется к возведению социальная инфраструктура: школы, детские сады, поликлиника, магазины. Достойная работа и достойное жилье для работников, обеспечивающих функционирование порта – согласитесь, этот социальный аспект проекта Усть-Луж­ского мультимодального комплекса сегодня как никогда значим и актуален.

Беседовала Светлана Соснова