ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 06/39 ОКТЯБРЬ 2015 / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В ВКХ: ПОМОГИ СЕБЕ САМ!
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В ВКХ: ПОМОГИ СЕБЕ САМ!

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В ВКХ: ПОМОГИ СЕБЕ САМ!

Организаторы VIII Конференции водоканалов России, обсуждая проблемы финансирования отрасли, не могли обойти сверхмодную нынче тему импортозамещения. Видимо, из-за того, что актуальность не была навязана сверху и являлась не самоцелью, а одним из возможных средств решения задачи достойного функционирования отрасли в кризис, разговор получился интересным и полезным для всех сторон рынка водоснабжения и водоотведения: водоканалов, производителей оборудования, региональных властей.
Поиск смыслов и вариантов привел участников Конференции к пониманию очевидных по логичности вещей: во-первых, нужно определить потребность отрасли в оборудовании; тем самым, во-вторых, обеспечить его спрос (и соответственно, заказ производителям); в-третьих, не противопоставлять соотечественников и иноземцев, а привечать и тех, и других; и наконец, идти друг к другу и выстраивать те самые конструктивные, честные, взаимно ответственные и взаимовыгодные отношения, о которых много говорят, но для которых делают еще недостаточно.

«СДЕЛАНО В РОССИИ» –
ЦЕЛЬ ИЛИ КРИТЕРИЙ?

Те доводы об инвестиционной привлекательности сферы ЖКХ, что сегодня государство повторяет, как мантру для инвесторов, давно очевидны для европейских производителей оборудования. Высокий гарантированный спрос, обеспеченный высоким же износом основных фондов и постоянной потребностью в данных услугах, подтолкнул многие «брендовые» компании к организации части своих производств на территории России. Именно части, ибо решали они все-таки свои задачи получения прибыли, а отнюдь не экономические задачи нашего государства, – соответственно, встроены эти производства в их общемировую сеть заводов и производят не всю линейку продаваемого оборудования и далеко не все его компоненты. Эта общемировая практика прекрасно работает в нормальных условиях, но дает сбой в условиях санкций, запретов и закрытых границ.
Такой «сбой» и случился у европейских производителей оборудования для отрасли водоснабжения и водоотведения, имеющих на нашей территории заводы, давно и успешно сотрудничающих с российскими водоканалами, завоевавших доверие и уважение партнеров и потребителей. Стоит заметить, что многие ведущие европейские концерны (ООО «ВИЛО РУС», ООО «Грундфос», ООО «Хавле Индустриверке», ООО «КСБ» – список можно продолжить) являются полноправными членами Российской Ассоциации водоснабжения и водоотведения, бессменными партнерами не только всех съездов и конференций, но и инвестиционных программ развития систем водоснабжения и водоотведения большинства российских городов и весей. И перед большинством из них главы регионов и муниципалитетов вынуждены были поставить вопрос о продолжении сотрудничества в рамках госзаказов лишь при условии полной локализации производств на территории России.
Несмотря на то, что подобные инвестиции коммерсанты оценивают как капитал возвратный и, в принципе, при наличии гарантированного спроса, это предложение не лишено привлекательности, такой принудительный формат партнерства вызвал и недовольство, и недоверие у привыкших к обоснованной мотивации западных коммерсантов. Оно и прозвучало в весьма категоричной форме: «Нельзя превращать тезис об импортозамещении в карательное орудие! Все должны иметь равные права на рынке. Сложно представить водоканал Берлина, который бы покупал продукцию, руководствуясь единственным критерием – „Hergestellt in Deutschland”. Это абсурд и для бизнеса, и для потребителя. По большому счету, обсуждать тут нечего: рынок сам расставит все по местам!»
Даже если с точки зрения чистой рыночной теории данное заявление может показаться логичным, практика опровергает как абсолютную беспристрастность и справедливость такого регулятора, как рынок, так и абсолютный космополитизм и отсутствие национальных симпатий в выборе партнеров у тех же немцев.
Исполнительный директор РАВВ Елена Довлатова адресовала профессиональному сообществу конструктивную версию этого эмоционального выступления: «Нам стоит понять: локализация сегодня – это решение наших задач или самоцель? И какой критерий выбора поставщика сегодня является доминирующим: качество или локализация в России?»
Вопрос не праздный и для потребителя, опасающегося, что новоиспеченный критерий «made in» вкупе с превалирующим доселе – ценой – однозначно обречет его на покупку непроверенной продукции низкого качества, зато отечественного производства.
Тем более что осуществляющие закупку муниципальные и региональные власти (для МУПов и ГУПов соответственно) практически всегда выбирают самый бюджетный вариант, о качестве которого говорить не приходится.
Так правомерно ли и разумно ли использовать критерий локации в конкурсных процедурах?

ШАНС ДЛЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ

Ответ государственника был однозначен: правомерно, но использовать его следует в контексте четко просчитанных, строго выверенных данных по спросу и предложению, а также поддерживающих мер, направленных на развитие не только объема производства, но и качества продукции.
Дмитрий Вахруков, заместитель директора Департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития России:
– Программа импортозамещения вызвана, с одной стороны, объективными макроэкономическими факторами, с другой – является частью экономической безопасности страны. Оказаться без поставок необходимого оборудования для сфер жизнеобеспечения – большой риск для экономической безопасности государства. Об этом нужно думать, и у нас есть года два для того, чтобы что-то изменить. Понятно, что если бы не обострившиеся кризисные процессы и последовавшая за ними девальвация, импортозамещение в таких масштабах не началось бы. Все предприниматели считают свои деньги, и если бы сейчас импортное оборудование стоило бы столько же, сколько и отечественное, покупали бы первое. Но тот шанс, который девальвация дала нашей промышленности, нужно использовать в полной мере.
Другое дело, что для развития промышленности внутри страны нужен спрос, причем именно платежеспособный. Значит, его нужно создавать – путем установки адекватных тарифов и определения реальной потребности в оборудовании.
Для Ассоциации важно сегодня заняться оценкой совокупных потребностей водоканалов и публикацией их для производителей, чтобы те могли планировать объемы выпуска, сегментирование рынка и ввод новых мощностей на определенных территориях. Рыночные сигналы – самые важные для стимулирования тех или иных направлений. А то, что промышленность будет помогать водоканалам комплектовать недостающее оборудование – это очевидно.

ЧТО ДЕЛАТЬ
И С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Водный кластер, который создается сегодня в Северной столице – это не только декларируемое начало масштабного всероссийского проекта, но и результат той большой работы, которую «Водоканал Санкт-Петербурга» провел в выстраивании своей технической политики.
В отличие от грибоедовского героя, не нашедшего примеров в отечестве, которые можно «принять за образцы», все присутствовавшие на конференции смогли получить наглядный пример и схему действий от представителя петербургского водоканала.
Насколько эта схема «дословно и пошагово» может и будет воспроизведена всеми водоканалами, сказать сложно, но алгоритм решения задачи обеспечения эффективной работы предприятия, в том числе и решения задачи импортозамещения, абсолютно понятен и прозрачен:
– наличие схемы водоснабжения и водоотведения города, которая и сформирует конкретные цифры потребностей в оборудовании и расходных материалов, а значит, и спрос – он же заказ производителям;
– разработанные и утвержденные совместно с профильными ведомствами (Комитетом по строительству, Комитетом по промышленной политике и инновациям, Комитетом по государственному заказу) технические требования к продукции, которые обеспечат ее качество у победителя конкурсных процедур, независимо от того, отечественный он или зарубежный;
– работа с каждым производителем в формате подписанных соглашений о сотрудничестве, включающих право заказчика осуществлять в том числе и собственный контроль качества продукции.
Директор по развитию ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Гаяне Панкова:
– У Петербурга есть схема водоснабжения и водоотведения на период до 2025 года, которая ежегодно актуализируется. В соответствии с ней разработана инвестиционная программа предприятия, в которой четко прописана потребность в том или ином оборудовании. Наличие такой программы у предприятия обеспечивает ему интерес и доверие производителя. Но этого мало. Производители хотят индивидуальной работы с ними, и в этом они правы – с производителем нужно работать! И петербургский водоканал идет на это. Например, с компанией «Икапласт» мы подписали соглашение о сотрудничестве на уровне руководства предприятий, в соответствии с которым мы имеем доступ на территорию завода для осуществления технического надзора 24 часа в сутки, мы добились того, чтобы шеф-монтаж труб проводил производитель трубы, а не только строители. И это работает!
Знаете, когда мы впервые потребовали от строителей результатов теледиагностики сетей, нас просто не поняли: в чем только не обвиняли, даже в коррупции. Нам пришлось закупить соответствующее оборудование и показывать строителям реальное состояние сетей. Сегодня теледиагностика становится обязательным атрибутом строительства, и уже никто не говорит, что это дорого или бесполезно. Необходимо самим контролировать процесс: чтобы получить качественную продукцию и добиться качественного исполнения работ, иного выхода нет.
Всем нам следует твердо усвоить главное: никто, кроме нас самих, нам не поможет!
Хочется добавить, что чем больше водоканалов пойдет по этому пути, чем быстрее сформируется общая база потребностей водоканалов, тем охотнее и быстрее производители начнут работать на удовлетворение спроса, причем все – и отечественные, и зарубежные. Спрос рождает предложение, высокий спрос способствует росту производства и повышению качества продукции.
И, безусловно, права Гаяне Панкова: никто, кроме нас самих, нам не поможет.

Подготовила Светлана Соснова
МНЕНИЕ:
Максим Новиков, руководитель группы систем дезинфекции ООО «Грундфос»:
– Компания «Грундфос» десять лет назад приняла решение о размещении в России своего производства и всегда стремилась поставлять на российский рынок только надежное и энергоэффективное оборудование. У нас работают 500 высококлассных специалистов, мы постоянно расширяем линейку оборудования, выпускаемого на заводе в Московской области, и очень надеемся, что программа импортозамещения не перерастет в навешивание ярлыков и огульный отказ от всего «чужеземного». Уверен, что наше сотрудничество не только не исчерпало себя, но откроет новые возможности обеим сторонам.

Йенс Даллендоерфер, генеральный директор ООО «ВИЛО РУС»:
– Безусловно, мы – российский производитель. Во-первых, с каждым годом мы производим все больше насосного оборудования в России, используя потенциал российских инженеров и выдавая продукцию высокого немецкого качества. Во-вторых, мы являемся членом Российской ассоциации производителей насосного оборудования. А в-третьих, в настоящее время мы ведем строительство производственно-логистического комплекса в подмосковном Ногинске, который заработает уже в 2016 году.
Если говорить о новом курсе России на импортозамещение, то он, прежде всего, заставил участников рынка изменить подход к работе. Многие производители предпринимают попытки увеличить локализацию производства, расширяют линейки продуктов, производимых в России, ищут альтернативных поставщиков комплектующих. В целом мы считаем, что любые ограничения конкуренции, несмотря на краткосрочный положительный эффект, негативно влияют на развитие отечественной отрасли в долгосрочной перспективе.

Игорь Кинаш, заместитель директора департамента по реализации проектов ООО «Грундфос»:
– Поворот в сторону импортозамещения нас не испугал: мы являемся российским производством со всеми необходимыми сертификатами на каждый свой продукт. Нашему заводу в России – 10 лет, мы планируем расширять производство и ассортимент и не видим для этого препятствий и ограничений.

Алексей Кузнецов, генеральный директор ООО «Хавле Индустриверке»:
– Я однозначно считаю себя российским производителем. Разумеется, используем технологии головного австрийского концерна «Хавле», но в большей степени наша принадлежность к концерну является гарантией высокого качества. За 67 лет работы «Хавле» добился признания своей марки по всему миру, и сегодня ни один из тринадцати заводов, входящих в концерн, не может себе позволить снизить этот уровень. И я, соответственно, отвечаю перед покупателями за качество продукции как своего завода, так и продукции партнерских заводов концерна за рубежом.
На цивилизованном рынке, как правило, выбирают не по стране происхождения, а по качеству продукции или/и по цене. И если мне предложат на выбор два продукта, соизмеримых по качеству, произведенных у нас и за рубежом, я без сомнений выберу наш.