ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 06/39 ОКТЯБРЬ 2015 / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ: ПРОТЕКЦИОНИЗМ ПЛЮС ПРОМЫШЛЕННЫЙ И...
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ: ПРОТЕКЦИОНИЗМ ПЛЮС ПРОМЫШЛЕННЫЙ И ПОКУПАТЕЛЬСКИЙ ПАТРИОТИЗМ

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ: ПРОТЕКЦИОНИЗМ ПЛЮС ПРОМЫШЛЕННЫЙ И ПОКУПАТЕЛЬСКИЙ ПАТРИОТИЗМ

В сентябре 2015 года в Санкт-Петербурге на площадке ВК «Ленэкспо» на постоянной основе начнет работу не имеющий аналогов в России Центр импортозамещения и локализации. В рамках общегосударственной задачи снижения доли импорта оборудования и компонентов Центр будет интегрировать и координировать поступающие заявки спроса и предложения на продукцию и услуги промышленного сектора, оказывать содействие предприятиям и компаниям в совместной разработке и внедрении импортозамещающей продукции, а также помогать коммерческим компаниям использовать их научно-технический потенциал для нужд государственных заказчиков и акционерных обществ с государственным участием.
О реализации программы импортозамещения в Северной столице мы попросили рассказать председателя Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Максима Мейксина.
– По данной программе правительство Санкт-Петербурга ведет работу по четырем направлениям. Первое – это сбыт продукции, а именно: содействие ее продвижению на внутреннем и внешнем рынках посредством обеспечения максимального количества информации в открытом доступе, организации деловых миссий, размещения государственного заказа и так далее.
Второе направление – законодательное и нормативное. Очень важно, чтобы существующая нормативно-правовая база, в том числе налоговые льготы, способствовала развитию петербургских производителей, чтобы у них создавались предпосылки для разработки и производства собственной продукции.
Третье – повышение конкурентоспособности продукции, для чего проводится совместная с производителями работа по снижению издержек предприятия (в том числе их субсидирование, увеличение производительности труда), посредством организации различных мероприятий с поставщиками.
Четвертое направление – составление межотраслевых балансов таким образом, чтобы минимизировать внутреннюю конкуренцию, обеспечить максимальное наполнение рынка и вместе с тем исключить излишек продукции, перенаправив его в другие регионы. По большому счету, необходимо говорить об импортозамещении как создании ключевых компетенций и ключевых технологий, которые не только бы заменили зарубежные аналоги, но и помогли создавать собственную оригинальную продукцию там, где это экономически целесообразно.

– Кого должны поддержать названные меры: промышленных гигантов, средние предприятия, малый бизнес? От кого Вы в первую очередь ждете результатов?
– Это системная работа для всей отрасли. Другое дело, что мы «заточены» на решение вопроса, в первую очередь, для крупной промышленности, потому что они имеют большую численность работников и, соответственно, доля налогов и занятости у них выше.
– Насколько эта политика «запретительна» для иностранных компаний, работающих на российском рынке?
– Все проводимые нами мероприятия – это кирпичики фундамента, на котором строится нормальная политика протекционизма собственных производств. А комплекс всех мероприятий должен будет привести к увеличению объема выпускаемой отечественной продукции.
Да, при формировании ключевых направлений государственной промышленной политики используются такие меры, как, например, запрет на приобретение для государственных нужд того или иного вида оборудования. Это является серьезной поддержкой отечественных производителей и способствует снижению зависимости от комплектующих иностранного производства.
Где возможно, содействуем локализации, что помогает повысить отечественные компетенции. Сегодня ряд представителей автомобильного кластера уже вплотную подошли к 50-процентной локализации.
Еще одна мера – финансовые инструменты (таможенное регулирование, квотирование), которые позволят обрести отсутствующие у нас компетенции (создать новые производства) и стимулировать появление инновационной продукции.

– Согласитесь, необходимо, чтобы продукция наших предприятий была востребованной, ее покупали, доверяли качеству…
– У программы импортозамещения есть аспект, о котором необходимо думать: я имею в виду патриотизм – и промышленный, и покупательский. Поясню на примере немецких компаний, которые при выборе партнеров (проектировщиков, управляющих, поставщиков) в первую очередь обращаются к соотечественникам, причем именно потому, что понимают: тем самым они сохраняют рабочие места на своих предприятиях и развивают национальную промышленность. Когда так же будут поступать российские предприниматели, подтягивая отечественных поставщиков и подрядчиков, можно будет с уверенностью сказать, что программа импортозамещения заработала.
И еще. Можно предоставлять какие угодно преференции на государственном уровне, но если каждый конкретно для себя не решит покупать ручку или напиток российского производства, реального импортозамещения не будет. Нужно разрушать пиетет перед иностранными товарами, показывать, что мы производим очень качественную продукцию. Только тогда у нас все получится.

– Кто из иностранных инвесторов наиболее активен в завоевании Петербурга? Какие отрасли они представляют и какие кластеры получат здесь «прописку»?
– Мы ведем переговоры с большим количеством компаний, которые заинтересованы в размещении в Петербурге. Они очень высоко оценивают наш кадровый потенциал, к тому же многие начинают просчитывать, что проще работать здесь, нежели рисковать каналами сбыта из-за санкций. В первую очередь, это фармацевтические предприятия. Не меньшую заинтересованность высказывают предприятия, выпускающие продукцию для энергетики, транспорта, приборостроения, ЖКХ.
В рамках экономического форума прошло открытие на территории Особой экономической зоны в Санкт-Петербурге (площадка «Новоорловская», Приморский район) завода полного цикла по выпуску лекарственных препаратов крупнейшей швейцарской фармацевтической компании Novartis. Новое предприятие будет производить примерно 1,5 млрд единиц продукции в год и обеспечит около 350 новых высокотехнологичных рабочих мест, его продукция предназначена в первую очередь для российского рынка. В конце июня на территории промзоны «Ржевка» открыта первая очередь завода по производству, проектированию и обслуживанию тормозных систем для скоростных поездов, в том числе «Сапсанов» (инвестор – немецкая компания Knorr-Bremse в сотрудничестве с «Федеральной грузовой компанией»).
Политическая ангажированность принятых Евросоюзом решений в отношении поставок западного оборудования осложнила наши отношения с зарубежными инвесторами, но не отменила ни законы экономики, ни взаимную заинтересованность в сотрудничестве.
Конечно, сложности есть, в первую очередь – с кредитованием, из-за чего притормозились внутренние инвестиции. Соответственно, хотелось бы более динамичного снижения ставок до разумных показателей. Но и тут есть достижения: отмечен значительный рост производства трубной продукции, подъем машиностроения. На площадке «Нойдорф» к строительству нового завода по производству изделий медицинского назначения приступило ООО «Медпрофит». Это будет первое в России производство полностью бесполимерных стентов с лекарственным покрытием на основе отечественных разработок. Российская светодиодная лампа SvetaLED®, разработанная конструкторским бюро группы компаний «Светлана-Оптоэлектроника», успешно патентуется за рубежом, что подтверждает ее уникальность и повышает конкурентоспособность на международном рынке.
Кстати, наши «Кировцы», серьезно прибавив в качестве, вышли на международный рынок и продолжают завоевывать новые позиции.

– Какой у них процент российских комплектующих? И существуют ли четкие критерии отнесения произведенной продукции к отечественной? Ведь доля импортных комплектующих может варьироваться от 2% до 98%...
– В рамках Закона о промышленной политике Российской Федерации, который вступил в силу в конце июня 2015 года, поставлена задача сформировать критериальные методы, позволяющие определять возможность отнесения продукции к отечественной или импортной. Сейчас таких критериев юридически нет, есть выдаваемые Торгово-промышленной палатой сертификаты страны происхождения, которые не дают четкого ответа на этот вопрос. Чаще всего пользуются критерием в 50%, то есть если более 50% комплектующих сделано в Российской Федерации, соответственно, данная продукция считается отечественной, но это слишком упрощенная методика, к тому же не отражающая специфику различных отраслей. Так, например, данный подход абсолютно не применим для автопрома, для которого Министерством промышленности и торговли РФ разработана особая методика отнесения двигателей к тому или иному производителю. Поэтому необходим комплексный документ с учетом всех особенностей, который позволит четко определять такие критерии. Что касается Кировского завода, то его продукция более чем на 70% производится на собственной площадке.

– И все же петербургские производители, даже вполне успешные, с большой долей скепсиса говорят о перспективах программы импортозамещения. Как Вы полагаете, Центр изменит это отношение?
– Отлично их понимаю, ибо эту тему долгое время просто не обсуждали. Хотя именно в России были реализованы успешные проекты импортозамещения. Когда, например, был введен запрет на поставку куриных окорочков из США, российская промышленность смогла в короткие сроки модернизироваться и построить новые производства. В результате она просто заполонила рынок своей продукцией, так и не позволив американцам на него вернуться. Это была четко продуманная и проработанная политика, направленная на поддержку своего производителя.
К сожалению, было много посылов, но далеко не всегда доводили их до реальных дел. Сейчас, мне кажется, несколько иная ситуация. Во-первых, мы осознали глубину проблемы, во-вторых, происходит серьезная консолидация общества в понимании того, что жесткая промышленная политика, выстроенная именно в интересах наших промышленных предприятий, – это единственно правильная стратегия развития российской экономики.

Беседовала Светлана Соснова