ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 06/39 ОКТЯБРЬ 2015 / ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА
ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

В этом году исполнилось 60 лет Череповецкому металлургическому комбинату – одному из крупнейших интегрированных заводов по производству стали в России и мире.
Строительство крупного завода для снабжения Северо-Западного региона России собственным металлом стало возможным после открытия в 1930–1933 годах кольских железных руд и печорских углей.
Суровые климатические условия и территориальная удаленность делали нецелесообразным строительство металлургического комбината в непосредственной близости от залежей руды и угля. Было решено расположить предприятие около Череповца, на перекрестке потоков руды, угля и готовой продукции, в месте пересечения железнодорожной линии Вологда – Ленинград с Мариинской водной системой.
20 июня 1940 года Совнарком СССР принял постановление «Об организации металлургической базы на Северо-Западе СССР», предусматривающее создание металлургического завода в Череповце.
Строительство завода было отложено в связи с Великой Отечественной войной и возобновлено лишь через семь лет. В 1951 году, после четырех лет строительных работ, был пущен цех металлоконструкций. В мае 1954 года дала ток теплоэлектроцентраль. 24 августа 1955 года считается днем рождения Череповецкого металлургического комбината. В этот день был получен первый череповецкий чугун на доменной печи № 1. В течение следующих пяти лет было построено предприятие полного металлургического цикла, которое производило кокс, агломерат, чугун, сталь, а также листовой прокат: в 1959 году был построен первый листовой стан горячей прокатки 2800.
На рубеже следующего десятилетия было принято решение о развитии четвертого передела на заводе в Череповце. Собственно, во времена плановой экономики правительство своими решениями определило продуктовый сортамент предприятия.
В начале 1960-х были запущены стан холодной прокатки, первые мощности по выпуску гнутых профилей, сортового проката, который металлурги поставляли для стройкомплекса и на Череповецкий сталепрокатный завод (впоследствии «Северсталь-метиз») для производства метизов.
Учитывая сложную структуру и комбинированный характер производства, Министерство черной металлургии СССР 23 июня 1983 года приняло решение о реорганизации Череповецкого металлургического завода в Череповецкий металлургический комбинат.
24 сентября 1993 года, в соответствии с указом президента Российской Федерации, государственное предприятие «Череповецкий металлургический комбинат» зарегистрировано в мэрии города Череповца как акционерное общество «Северсталь».
Начиная с 1993 года происходило активное развитие компании «Северсталь»: в ее состав вошли предприятия, связанные с производством метизов, труб, добычи угля, железной руды и других минералов, сталелитейные заводы Северной Америки и Европы. Однако и сегодня крупнейшим активом компании остается Череповецкий металлургический комбинат.
В состав комбината входит более 100 крупных технологических агрегатов: от переработки железорудных материалов и углей до глубоко передельных агрегатов.
Большая часть производимой на Череповецком металлургическом комбинате стали используется в дальнейшем для производства проката в виде листовой и сортовой продукции, включая горяче- и холоднокатаный лист, плиты, рулоны, горячекатаные профили, холодноштампованную фасонную сталь и трубы.
«За 60 лет Череповецкий металлургический комбинат выпустил больше 356 млн тонн чугуна, 455 млн тонн стали и 429 млн тонн проката, – комментирует генеральный директор дивизиона «Северсталь Российская сталь» Сергей Торопов. – Сегодня комбинат обеспечивает продукцией основные отрасли российской экономики: стройку, ТЭК, машиностроение, автопром, судостроение».
За последние несколько лет ЧерМК принял участие в таких крупных инфраструктурных проектах, как строительство газопроводов «Сила Сибири», «Бованенково – Ухта» и «Ухта – Торжок». Сотрудничая с судостроительными компаниями, комбинат поставил уникальные марки стали для подводных и надвод­ных военных кораблей, в том числе для проекта 955А («Борей-А») и проекта 885 («Ясень»). Продукцию ЧерМК используют такие автомобильные бренды, как Renault-Nissan, General Motors, Hyundai-Kia, PSA Peugeot Citroёn, Volkswagen. Предприятие является лидером по одобрению продукции для иностранных автопроизводителей, имеющих производство в РФ и СНГ. Череповецкий металл также использовался при возведении станций метрополитена в Москве и Петербурге, Западного скоростного диаметра – масштабного инфраструктурного объекта в Северо-Западном федеральном округе, инфраструктурных объектов к чемпионату мира по футболу – 2018.
Предприятие продолжает развиваться: в ближайшие несколько лет на Череповецком металлургическом комбинате будут реализованы несколько крупных инвестиционных проектов. Так, в коксоаглодоменном производстве планируется реконструкция коксовой батареи № 4. Предполагаемая стоимость мероприятия составляет более 5 млрд рублей.
В сортопрокатном производстве в течение следующего года планируется построить второй стан по выпуску мелющих шаров – продукции, которая востребована предприятиями сырьевого направления. С вводом нового агрегата объемы производства мелющих шаров увеличатся на 30 тыс. тонн в год. Инвестиции в проект составляют около 0,3 млрд рублей.
В сталеплавильном производстве к концу 2017 года компания намерена построить установку «Печь-ковш» № 2 стоимостью более 2,5 млрд рублей.
В производстве плоского проката в 2017 году планируется запустить в эксплуатацию новый агрегат непрерывного горячего цинкования, производительностью 400 тыс. тонн в год, и агрегат полимерных покрытий металла производительностью 200 тыс. тонн в год. Это будет третий комплекс полимерных покрытий металла. Общая стоимость проекта составляет более 6 млрд рублей.
На новом оборудовании планируется также производство инновационных брендовых продуктов – «Стального шелка», «Стального бархата» и «Стального кашемира». Это высококачественные продукты с уникальными свойствами для кровли. Увеличение выпуска проката с покрытиями будет способствовать решению задач импортозамещения в строительстве.
Стоит также отметить, что к своему 60-летию ЧерМК завершил крупнейшие природоохранные проекты, которые позволили значительно улучшить экологическую обстановку в Череповце. Так, построена установка улавливания неорганизованных выбросов от конвертеров стоимостью порядка 3,4 млрд рублей, проведена реконструкция газоочистки шахтной печи № 1 (850 млн руб­лей), модернизация систем аспирации в агломерационном производстве (840 млн рублей). В связи с этим показатель индекса загрязнения атмосферы в Череповце с 2009 года по 2014 год снизился с 10,39 до 3,9.

Подготовила Елена Рачкова


ГЕОГРАФИЯ УСПЕХА
Одним из преимуществ ЧерМК является его географическое положение. Комбинат находится на стыке трех экономических районов: Европейского Севера, Северо-Запада и Центра России.
ВЫПУСКАЕМАЯ ПРОДУКЦИЯ
Основные виды выпускаемой предприятием продукции – это арматура, катанка, круг, уголок, швеллер, шестигранник, судовая сталь, сталь для мостостроения, строительства зданий и сооружений, сталь для сосудов, работающих под давлением, электротехническая сталь, оцинкованная сталь, оцинкованная сталь с полимерным покрытием, автолист, гнутые профили, двухслойная плакированная сталь, трубная заготовка.