ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 06/31 сентябрь 2014 / ЗСД – ИННОВАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
ЗСД – ИННОВАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

ЗСД – ИННОВАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Западный скоростной диаметр – первая скоростная магистраль, соединяющая южную и северную окраины Петербурга с его центральными районами, а также первая платная автодорога Северной столицы. ЗСД в целом – явление уникальное в транспортном строительстве. Неудивительно, что и для реализации проекта были избраны самые современные технологии.
Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге – один из проектов, призванных дать мощный импульс развитию Северной столицы как мегаполиса и одного из крупнейших транспортных узлов Европы. Эта современная многополосная магистраль соединит юго-западную часть города (в том числе район Петербургского морского порта) с Кольцевой автодорогой, Васильевским островом, Курортным районом и трассой «Скандинавия». Это один из первых инвестиционных проектов России, осуществляемых на концессионной основе. ЗСД является платной автодорогой.
Магистраль ЗСД проходит с юга на север от пересечения Кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга (КАД) с Дачным проспектом, вдоль железнодорожных веток Балтийского направления и северного железнодорожного полукольца, через район Кировского завода к Лесному порту, по акватории Финского залива и вдоль западной оконечности Васильевского острова и Петроградской стороны, по территории Приморского и Выборгского районов (пересекая КАД у автозавода «Хёндай»), и заканчивается подключением к автодороге Е-18 «Скандинавия» в районе поселка Белоостров (Курортный район).
Общая протяженность магистрали составляет 47 км. Предусматривается на различных участках от четырех до восьми полос движения. Общая протяженность искусственных сооружений (мосты, путепроводы, тоннели) составляет 21 км. Магистраль включает 14 транспортных развязок, в том числе шесть перспективных. ЗСД строится с учетом максимальной интенсивностью движения в 140 тыс. автомобилей в сутки.
Большое количество искусственных сооружений в составе трассы связано с необходимостью пересекать плотную городскую застройку и водные объекты, включая обширные участки Невской губы.
Работы по строительству ЗСД ведутся с осени 2005 года. Сейчас строительство магистрали находится на завершающем этапе: в прошлом году началось строительство Центрального участка, который признается наиболее сложным. В составе этого участка предусмoтрено строительство уникальных для России мостовых сооружений, которые станут неотъемлемой частью морского фасада Петербурга.
Это двухъярусный мост на пересечении с главным судоходным фарватером города – Морским каналом (длина моста 734 м, длина центрального пролета 168 м, подмостовой габарит по высоте 52 м), вантовый мост над Корабельным фарватером (длина моста 620 м, длина центрального пролета 320 м, подмостовой габарит по высоте 35 м) и вантовый мост над Петровским фарватером (длина моста 580 м, длина центрального пролета 220 м, подмостовой габарит по высоте 25 м).
Значительная часть трассы ЗСД проходит по узкому коридору, в условиях плотной промышленной застройки. На участке второй очереди между проспектом Стачек и рекой Екатерингофкой дефицит свободной площади ощущался особенно остро. В этой связи проектировщиками на данном участке, а также на части четвертой очереди были применены двухъярусные фермы, обеспечивающие движение в одном направлении понизу, а в другом – поверху (по четыре полосы в каждом направлении). Фермы расположены на кривой в плане, причем переменного радиуса, с виражами и переходными участками, что крайне редко встречается в практике двухъярусных пролетных строений. Максимальная длина пролета – 144 м.
Есть в проекте ЗСД и другие, менее масштабные, но интересные решения. Например, пункт сбора платы на съезде на Автомобильную улицу (в составе первой очереди), построенный в два яруса из-за крайне стесненных условий.
С точки зрения эстетики трасса ЗСД решена в едином, узнаваемом и динамичном ключе: дугообразные опоры освещения совмещены с криволинейным шумозащитным ограждением. Поэтому ЗСД на всем своем протяжении воспринимается не просто как магистраль, а как цельный инженерно-архитектурный комплекс.