БЦ Вант
ППРК-Сервис
В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ

В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ

Объем производства строительного кирпича в 2013 году увеличился на 6% по сравнению с предыдущим годом. Как отмечают аналитики, положительные темпы роста сохранились в производстве основных видов продукции. В частности, производство керамического кирпича увеличилось на 4%, силикатного – на 13%.
Сергей Петров, генеральный директор ОАО «Петрокерамика»
Сергей Бажитов, исполнительный директор Торговой компании «Ленстройматериалы»
Леонид Кузнецов, директор по строительству ЗАО «Строительный трест»

– Как бы вы в целом охарактеризовали современную ситуацию на рынке кирпича в России? Насколько высока конкуренция среди производителей?

Сергей Бажитов:
– За последние 10 лет в России появилось большое количество новых современных заводов, построенных по западным технологиям, с применением импортного оборудования. Многие российские предприятия были модернизированы. В основном это заводы, выпускающие керамический кирпич, но среди них есть и производители силикатных стеновых материалов. Соответственно увеличилось количество высококачественной продукции, задающей общий тон рынку.
Отражается это и на стоимости кирпича: в условиях конкуренции производители начинают постепенно снижать отпускные цены. Но о высокой конкуренции говорить не приходится, так как кирпич – продукт локальный: почти каждый российский регион обеспечивает свои потребности и в керамическом, и в силикатном кирпиче самостоятельно.
На границах федеральных округов происходит небольшая борьба производителей, но серьезной конкуренцией это назвать нельзя. Объемы производства кирпича в РФ растут медленно, что напрямую связано с ростом строительства. Хотя в каждом регионе, разумеется, ситуация уникальна. Например, известно, что один из самых активно потребляющих кирпич округов – Уральский Федеральный округ, и там кирпича не хватает. Что касается нашего региона, то здесь мы, напротив, иногда можем наблюдать переизбыток продукции.
Сергей Петров:
– За всю Россию отвечать не могу, однако полагаю, что в европейской части рынок стабилизировался с учетом сезонных отклонений. Я считаю, что кирпич – товар фондовый: если деньги будут в строительстве, будет востребован и кирпич.
Что касается конкуренции, то она проявляется в каждом регионе по своему, так как кирпич все-таки имеет экономические ограничения по транспортировке. Как соотносятся объемы строительства с объемами производства, такая и конкуренция. Качество продукции, сервис и тому подобное бывают вторичны при дефиците товара и наоборот.

Леонид Кузнецов:
– Основным поставщиком кирпича для объединения «Строительный трест» уже многие годы является завод «Победа ЛСР» – наиболее крупный и надежный производитель в регионе, который всегда адекватно реагирует на требования рынка, постоянно работает над качеством своей продукции, увеличивает ее ассортимент и разнообразие цветовой гаммы. На рынок постоянно выходят новые небольшие компании, они могут предложить более низкие цены, но в пользу нашего партнера говорит его надежность, высокое качество продукции, широкий ассортимент, выгодная маркетинговая политика при долговременном сотрудничестве.
В целом, к традиционному кирпичному домостроению можно отнести не более 10% всех новостроек Санкт-Петербурга, и в последние годы эта цифра достаточно стабильна. Объединение «Строительный трест» сейчас является единственным крупным застройщиком в городе, специализирующимся на традиционном кирпичном домостроении, то есть возводит жилые комплексы с полностью кирпичными наружными несущими стенами. Гораздо более распространенной является монолитно-кирпичная технология, но в ней кирпичу уделяется зачастую только декоративная функция.


– Как вы оцениваете долю качественной продукции на рынке кирпича? Какова норма брака у различных производителей?
Сергей Петров:
– Я не имею привычки обсуждать своих коллег. По своему предприятию скажу, что норма брака у ОАО «Петрокерамика» не превышает 5%.

Сергей Бажитов:
– Кирпич – это продукт, качество которого и норма брака регламентируются ГОСТом. Разумеется, новые современные заводы снижают долю брака своей продукции за счет улучшенных технологий производства. Все производители стремятся подтягиваться к их высоким показателям.

– Каковы самые популярные и востребованные виды кирпича сегодня? Какие имеют наибольшие перспективы?

Сергей Бажитов:
– Наиболее популярным является строительный кирпич – и силикатный, и керамический. Он широко применяется и в качестве основного стенового материала, и в качестве основы под навесные вентилируемые фасады, под штукатурные фасады и т. д. Принцип его использования зависит от климатических условий, традиций строительства в регионе и многих других причин, но именно строительный рядовой кирпич наиболее востребован сегодня. Лицевой кирпич, в особенности в крупных городах, испытывает сильное давление со стороны других облицовочных материалов.

Сергей Петров:
– На этот вопрос нет однозначного ответа. У каждого вида кирпича свои функциональные особенности. К примеру, чем можно заменить полнотелый кирпич? Пожалуй, поризованная строительная керамика второе десятилетие уверенно востребованна. Что касается лицевой продукции, то есть негласное правило: на севере Европы превалирует лицевая керамическая продукция, а на юге Европы – строительная керамика. Мы скорее относимся к северному типу рынка. Видимо, надо развиваться в этом направлении, тем более у нас не производят керамические фасады, кирпич ручной формовки.
Леонид Кузнецов:
– Компаниями-застройщиками востребованы и лицевой, и стеновой кирпич. В малоэтажном строительстве (в частности, на объектах «Строительного треста» – коттеджных поселках «Небо», «Озерный край», «Сад времени») в последнее время активно применяется новый клинкерный кирпич.

– Можно ли утверждать, что сегодня есть достойная замена кирпичу среди других стеновых материалов? Каковы перспективы появления этой альтернативы в будущем? Что этому может помешать?

Сергей Петров:
– Кирпичу замены нет, есть другие строительные материалы. Некоторые, как, например, дерево или бетон, имеют тысячелетнюю историю, а некоторые используются 20–30 лет. Важнее говорить о применяемых технологиях в строительстве, нормативных сроках службы построенного объекта и качестве строительных работ. Кирпич будет применяться всегда, а его вид, количество и качество рынок урегулирует.

Сергей Бажитов:
– Я считаю, что кирпич никогда не был безнадежно безальтернативным строительным материалом. Всегда были и есть замены для кирпича, как для возведения стен (газобетон, керамзитобетон и пр.), так и для облицовки (штукатурные фасады, навесные вентилируемые фасады и пр.). Их великое множество, но выбор альтернативы кирпичу зависит от конкретных условий: климата, региона, самого объекта.

Леонид Кузнецов:
– Кирпичное домостроение востребовано уже многие сотни лет, и для нашего сложного петербургского климата лучшей технологии пока не придумано. Квартиры в кирпичных домах имеют стабильно хороший спрос на рынке недвижимости класса «комфорт» и выше. Однако большинство девелоперов в первую очередь ориентируются не столько на реальные потребности людей (приобретение качественного и комфортного жилья), а на финансовую эффективность проекта, поэтому выбирают для своих жилых комплексов более простые и экономичные технологии строительства.
Считается, что существенным минусом кирпичного дома является высокая себестоимость строительства. Но при грамотной организации работ на площадке строительство из кирпича не намного дороже других современных технологий возведения объектов. Итоговая разница для застройщиков оказывается не столь существенной, и чаще определяется не технологией строительства, а месторасположением объекта, инженерной инфраструктурой и инженерными решениями самого здания, уровнем отделки мест общего пользования и самих квартир и т. д.
Кирпичное домостроение – очень требовательная технология: необходима высокая квалификация специалистов-каменщиков, занимающихся непосредственно возведением здания. Это сложная и достаточно редкая профессия, на рынке труда таких специалистов очень мало, а их обучение производят буквально два-три учебных заведения. Но опытные застройщики находят выход из ситуации: опыт от поколения к поколению передается буквально на строительных площадках, когда старые заслуженные мастера сами учат молодых специалистов. Опыт компании «Строительный трест» показывает, что этот путь эффективен: уже не первый год на общегородском конкурсе «Лучший каменщик» сотрудники нашей компании неизменно завоевывают главные призовые места.
Еще одно преимущество кирпича – более широкие возможности для создания интересных, востребованных планировок. Архитекторы и проектировщики не ограничены четкими планировочными стандартами, как, например, при использовании технологии панельного домостроения. Поэтому в сегментах «комфорт» и выше покупатели чаще отдают предпочтение именно кирпичным домам.

– Что, по-вашему, может послужить основанием для роста потребления кирпича?

Сергей Бажитов:
– Вопрос одновременно и простой, и очень сложный. Драйвер роста один – увеличение объемов строительства. Но как эти самые объемы могут увеличиться? Если потребители почувствуют уверенность в завтрашнем дне, если у них будут стабильные доходы, если политическая и экономическая обстановка будет спокойной. Многие условия должны быть выполнены для того, чтобы рост строительства в нашей стране демонстрировал уверенную положительную динамику, создавая благоприятную среду для увеличения производства кирпича.

Сергей Петров:
– Кирпич – фондовый товар. Если в стране будут созданы условия для инвестирования в строительство, рост производства и потребления кирпича обеспечен.


Подготовила Славяна Румянцева