БЦ Вант
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 06/31 сентябрь 2014 / ВОЛГО-БАЛТ: В ПУТИ БЕЗ ПРОИСШЕСТВИЙ
ВОЛГО-БАЛТ: В ПУТИ БЕЗ ПРОИСШЕСТВИЙ

ВОЛГО-БАЛТ: В ПУТИ БЕЗ ПРОИСШЕСТВИЙ

Пятьдесят лет назад, 5 июня 1964 года, был введен в эксплуатацию Волго-Балтийский канал, заменивший Мариинскую водную систему, которая честно служила России более полутора веков. Тем самым была окончательно сформирована Единая глубоководная система внутренних водных путей Европейской части РФ, позволяющая осуществлять бесперевалочную транспортировку грузов и пассажиров между портами пяти морей: Балтийского, Белого, Азовского, Черного и Каспийского.
Волго-Балт сегодня – это сложный комплекс инженерных объектов, включающий в себя 4900 км эксплуатируемых водных путей (в том числе 3270 км с гарантированными габаритами), 11 шлюзов с напором от 11 до 18 м, три гидроэлектростанции (Шекснинская, Вытегорская и Белоусовская), 25 земляных плотин и дамб, 12 паромных переправ, девять мостовых переходов, восемь маяков в Ладожском озере, более 5000 знаков судоходной обстановки, 273 единицы обслуживающего флота.
По его водным путям перевозится более 20 млн тонн грузов, половину из которых составляют грузы экспортного назначения. Основная трасса Волго-Балтийского водного пути проходит от Череповца (Вологодская область) через Онежское и Ладожское озера, реки Свирь и Нева до Благовещенского моста в Санкт-Петербурге.
О том, кто и как обеспечивает безаварийную устойчивую эксплуатацию водного пути, в том числе безопасность судоходства, рассказывает начальник ФБУ «Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей» Владимир Константинович Николаев.

– Основные задачи коллектива Волго-Балта – содержание и развитие водных путей, судоходных гидротехнических сооружений, технологической связи и систем управления движением судов. В целом они выполняются. Транспортных происшествий по вине «пути» за последние навигации не было. При этом только за навигационный период 2013 года по Волго-Балту перевезено 21,9 млн тонн грузов, на шлюзах Волго-Балта в 2013 году осуществлено 40 410 шлюзований.
Общее число регулируемых рейсов превысило 25 000, число нерегулируемых рейсов прогулочных пассажирских судов на Неве не поддается подсчету, особенно во время белых ночей. В разгар навигации на контроле диспетчеров одновременно находилось до 500 судов и составов.
В условиях предельной загрузки канала регулирование движения флота с минимизацией простоев достигалось благодаря профессионализму диспетчерской службы.

– Какие работы по реконструкции проводятся на объектах Волго-Балта?
– Ремонт и реконструкция гидротехнических сооружений Волго-Балта ведется в соответствии с планом-графиком, ежегодно утверждаемым Росморречфлотом, и в рамках Федеральной целевой программы. В 2013 году служба капитального строительства Волго-Балта осуществляла проектирование, реконструкцию и капитальный ремонт 23 объектов.
В рамках подготовки шлюзов к навигации 2014 года был проведен комплекс работ по техническому обслуживанию, текущему ремонту электромеханического оборудования, металлоконструкций, опорно-ходовых устройств и уплотнений ворот и затворов. Устранялась фильтрация в температурно-осадочных швах, ремонтировались железобетонные конструкции, проводилась дефектоскопия ответственных узлов и деталей механического оборудования СГТС.
Для обеспечения бесперебойной работы гидросооружений на шлюзах, водосбросах и переправах установлено 12 автономных источников энергоснабжения.
Обстановочные бригады обслуживали 4485 навигационных знаков, из них 2650 освещенных. Земснарядами Волго-Балта извлечено около 1,5 млн кубометров грунта.
Для расширения судового хода и предотвращения размыва береговой полосы на водораздельном канале построено 12 км берегоукрепительных сооружений.
В 2013 году, кроме работ на основной трассе, завершены дноуглубительные работы на протяжении 150 км реки Волхов. Гарантированная глубина увеличена до 240 см. Создана судоходная трасса в Куршском заливе, что позволило обеспечить прямой проход российских судов из Калининграда на реку Неман, минуя литовские воды.
В устье Вытегорского канала построено 760 м волнозащитных молов и причальная стенка длиной 170 м для ускоренного и безопасного переформирования барже-буксирных составов.
– Расскажите, пожалуйста, подробнее о реконструкции шлюзов.
– Без остановки судопропуска проводились работы по реконструкции причала нижнего подходного канала шлюза № 6 – последнего пускового комплекса работ по реконструкции пришлюзовых причальных сооружений, особо важного проекта, направленного на увеличение пропускной способности и обес­печение безопасности судоходства на северном склоне Волго-Балтийского водного пути.
В 2013 году были развернуты масштабные работы по реконструкции Волховского шлюза – старейшего гидросооружения, построенного в рамках реализации плана ГОЭЛРО в 1926 году. В итоге выполнена реконструкция стен камеры шлюза, построено батопорто­хранилище и новый батопорт (ремонтное заграждение судоходных отверстий шлюза). Выполнена разработка скального массива и начаты работы по реконструкции разделительной стенки нижнего подходного канала. В настоящее время ведутся работы по замене металлоконструкций, закладных частей и привода затворов наполнения, верхних и нижних основных ворот, а также идут работы по реконструкции железобетонных конструкций голов и водопроводных галерей.

– В прошлом году реконструирована система управления механизмами и процессом шлюзования Верхне-Свирского шлюза. Когда начнется строительство второй нитки Нижне-Свирского шлюза, считающейся принципиальной для выведения судоходности на новый уровень?
– Проектные и изыскательские работы по строительству второй нитки шлюза завершены и находятся на согласовании у энергетиков. После его получения проект будет направлен в Глав­гос­экспертизу РФ. В 2013 году завершены работы по первому этапу: возведена причальная стенка и построены автомобильные дороги. Основной этап строительства – шлюз и жилой поселок. Общая продолжительность возведения второй нитки Нижне-Свирского шлюза не должна превысить пяти лет. С вводом этого объекта особенно остро встанет проблема возведения вторых ниток на северном склоне Волго-Балтийского канала (шлюзы № 1–6). В конце прошлого года была утверждена Правительством РФ «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года», в которой предусмотрено кардинальное решение проблемы пропускной способности ВБВП за счет строительства вторых ниток шлюзов.

– Какие новые технологии и навигационное оборудование внедряет Волго-Балт для повышения безопасности судоходства?
– Администрации Волго-Балта доверен региональный уровень внедренной Росморречфлотом автоматизированной системы распространения цифровой картографической информации внутренних водных путей Российской Федерации. Картографической службой Волго-Балта разработана технология «печать по требованию» навигационных карт на основе официальных ЭНК ВВП с дальнейшим распространением указанной технологии в другие администрации бассейнов ВВП РФ.
Инновационно-техническим отделом Волго-Балта внедрена новая технология мониторинга уровня рек (система «Дельта» СМ-У) при проведении гидрографических и путевых работ и осуществляется техническая поддержка современных программно-аппаратных средств, таких как СОЭНКИ, СОК, АПК и другие.
В прошлом году прошли испытания навигационные знаки РБ-4 из полимерных материалов, получены положительные отзывы судоводителей, и эти знаки рекомендованы к использованию в других бассейнах.
Проведены испытания и внедрение судовых обстановочных комплексов (СОК) и «Путевой мастер», при этом точность расстановки знаков значительно повысилась. Эти комплексы также рекомендованы к внедрению в других бассейнах. Введены в эксплуатацию локальные системы оповещения всех шлюзов основной трассы.
Кроме традиционной УКВ-радиосвязи, в 2012 году создано надежное перекрытие Ладожского озера береговой сетью автоматической информационной системы. С этой целью станция АИС установлена также на острове Валаам. В наиболее ответственных участках выхода судов на севере Ладожского озера планируем установить береговые радиолокаторы в городе Приозерске и поселке Мурсула.
Установлена береговая станция АИС, перекрывающая район плавания пассажирских судов на реке Волхов в черте города Великий Новгород и в озере Ильмень. На основной трассе Волго-Балта установлены 15 береговых радиолокационных станций и проведена модернизация программы их обеспечения, позволяющая объединить на одном экране данные радиолокаторов и АИС.

– Очень популярен маршрут Санкт-Петербург – Москва с заходом на острова Валаам и Кижи, и гидротехнические сооружения наряду с живописными природными ландшафтами представляют для туристов несомненный интерес…
– С 1991 года по Волго-Балту начались перевозки иностранных туристов. Без преувеличения можно сказать, что этот маршрут стал исключительно популярен, на нем задействован практически весь пассажирский флот пароходств европейской части. И его популярность продолжает расти. Вместе с тем, на фоне реконструкции объектов Волго-Балта все очевиднее становится слабая туристская инфраструктура прибрежных городов и поселений. И если для большого круизного флота есть несколько оборудованных причалов, то для водного туризма на маломерном флоте нет практически ничего. Отсутствуют цивилизованные места стоянки катеров и яхт, нет заправок топливом и водой, слабо развита сеть питания и гостиниц. К сожалению, крайне недостаточно используются «боковые» водные пути, такие как река Волхов. А ведь здесь имеются весьма интересные для туристов объекты, например Старая Ладога, отметившая в прошлом году 1260 лет со дня основания.

– Все ли намеченное удалось сделать к юбилею ВБВП?
– Благодаря активной работе финансовой службы и бухгалтерии значительно повышена рентабельность договорных работ и сокращены удельные издержки бюджетных расходов. В сложнейших условиях конкуренции на рынке труда специалисты кадровой службы смогли сохранить работоспособный коллектив. На курсах повышения квалификации прошли обучение 495 работников Волго-Балта.
В 2013 году выполнен текущий ремонт 190 судов технического флота, завершен капитальный ремонт трех судов: штангового земснаряда «СЗ-551», землесоса «СЗ-304» и буксирного теплохода «Айсберг».
Получено из нового судостроения три обстановочных теплохода: «Евгений Додриков», «Беркут» и «Ладожский».
К сожалению, не все задачи, которыми мы занимались в 2013 году, нашли положительное решение. На текущий ремонт многих объектов инфраструктуры не хватило финансирования, оформление земельных участков под проектируемые объекты развития технологической связи проводилось крайне сложно и долго, не удалось найти возможность завершения проектирования основного этапа строительства второй нитки Нижне-Свирского шлюза. Эти задачи предстоит решить нам в 2014 году.

Проектные работы осуществляют:
ОАО «Ленгидропроект» – судоходные гидротехнические сооружения, причальные сооружения
ЗАО «Ленгипроречтранс» – реконструкция обстановочных баз, причальные сооружения (инфраструктура)
ООО «Облстройпроект» – судоходные гидротехнические сооружения
ООО НПП «Фортекс»

Строительно-монтажные работы выполняют:
ЗАО «Акватик»
ООО «ПИК»
ООО НПП «Фортекс»
ООО «Профиль» – реконструкция Ковжской плотины (работы выполнены)
ООО «Строительная компания «Сталь» – Нижне-Свирский шлюз, генподрядчик по I этапу (работы выполнены)
ООО «Спецгидрострой» – Шекснинский гидроузел
ООО «Вытеграстрой» – причальные сооружения
ООО НПП «Шельф» – дноуглубление реки Сквирит, Камышовая отмель, Калининградская область

Для контроля за судоходной обстановкой используются судовые комплексы СОК-3 и СОК-6 производства ЗАО «Транзас»

Беседовала Светлана Соснова