БЦ Вант
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 06/31 сентябрь 2014 / ТГК-1 – ЦЕНТРАЛЬНАЯ ТЭЦ: НЕ УХОДЯЩАЯ НАТУРА ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
ТГК-1 – ЦЕНТРАЛЬНАЯ ТЭЦ: НЕ УХОДЯЩАЯ НАТУРА ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЭНЕРГЕТИКИ

ТГК-1 – ЦЕНТРАЛЬНАЯ ТЭЦ: НЕ УХОДЯЩАЯ НАТУРА ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЭНЕРГЕТИКИ

Историю развития российской энергетики чаще всего отсчитывают от плана ГОЭЛРО, который действительно дал мощный импульс к созданию в стране после революции не только энергетики, но и экономики в целом. Тем удивительнее было узнать, что Центральная ТЭЦ, являющаяся фактически единственным источником электричества для исторического центра Северной столицы, родом из дореволюционной России, из позапрошлого XIX века.
Старейшие станции Петербурга, объединенные пятнадцать лет назад в уникальный энергетический триумвират, были построены в 1897–1898 годах и все это время добросовестно обеспечивали (и обеспечивают до сих пор!) теплом и электричеством промышленные предприятия, метрополитен, жилые здания, социальные и общественные учреждения Центрального, Адмиралтейского, Московского и Фрунзенского районов. Сегодня на всех трех станциях происходят серьезные перемены, направленные не только на модернизацию существующего оборудования, но и на принципиальное изменение схемы их совместной работы. Комплексная модернизация станции включена в число приоритетных проектов инвестиционной программы ТГК-1 до 2017 года.

РОЖДЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ
Первые три крупные центральные электростанции (ЭС) в Петербурге были построены в конце 1980-х силами общества «Гелиос», Общества электрического освещения и Бельгийского анонимного общества. Кстати, право на строительство первой электростанции на набережной Обводного канала получил Карл Сименс, брат основателя компании «Сименс». На станции были установлены четыре паровых котла и шесть паровых турбин фирмы «Сименс и Гальске» общей мощностью 4,2 МВт. Известно, что после введения в эксплуатацию этой крупнейшей на тот момент станции были закрыты семь маленьких. Для пуска в городе электрического трамвая в 1907 году была построена электростанция «Трамвайная». К 1917 году эти четыре центральные электростанции имели совокупную мощность 92,3 МВт, что составляло более половины общей установленной мощности всех 105 электроустановок города, принадлежавших различным владельцам и работавших на раздельные электрические сети.
В 1917 году центральные электростанции Петрограда были национализированы и переданы в управление сначала ОГЭС «Объединение государственных электрических станций», а затем тресту «Петроток».
Кстати, первая комплексная модернизация была осуществлена как раз в годы реализации плана ГОЭЛРО, с 1919 по 1926 год. Тогда были проведены работы по реконструкции изношенного оборудования электростанций, объединению их в единую электрическую сеть и созданию централизованного диспетчерского управления.

ТРИ ДОРОГИ – ОДНА СУДЬБА
Сегодня Центральная ТЭЦ объединяет три электростанции: ЭС-1 на набережной Обводного канала, 76, ЭС-2 на Новгородской улице и ЭС-3 на набережной Фонтанки. Очень разные по своим возможностям, они тем не менее составляют единый слаженно работающий организм, позволяющий Центральной ТЭЦ оставаться одним из ключевых объектов энергетики города. При этом у каждой из трех старейшин – свой план развития, своя роль в составе будущей модернизированной ТЭЦ.
Электростанция № 1 – одна из первых не только в Петербурге, но и в России. За время своей работы она не раз первой и принимала в работу только что созданное оборудование. Так, в 1920-е годы здесь работала самая крупная в стране турбина мощностью 30 МВт, в 1960-х годах впервые в стране была введена в эксплуатацию парогазовая установка, проработавшая около 10 лет. В 1960 году ЭС-1 и ЭС-3 стали давать энергию параллельно в общую теплосеть. Это был первый опыт совместной работы генерирующих мощностей, который в дальнейшем широко использовался другими станциями страны.
К настоящему времени все турбины ЭС-1 демонтированы, генерация электроэнергии не осуществляется, но есть хороший запас по теплу. К тому же от недавно построенной подстанции осуществляется питание важнейших промышленных, хозяйственных, культурных объектов Центрального и Адмиралтейского районов Санкт-Петербурга, а также электротранспортных подстанций. Но без электрической нагрузки станции осталось жить совсем недолго.
На ее площадке реализуется проект строительства двух энергоблоков ГТУ-ТЭЦ мощностью по 50 МВт каждый и общей тепловой мощностью 120 Гкал/ч.
Новые высокоэффективные газовые турбины с низкими выбросами окислов азота сведут к минимуму использование мазута на электростанции – более того, их пуск в перспективе позволит городу закрыть ряд старых котельных. Окончание строительства запланировано на 2016 год.
Электростанция № 2 на сегодня является самой мощной, надежной и, пожалуй, ведущей в системе Центральной ТЭЦ. За время эксплуатации она не раз коренным образом реконструировалась с полной заменой оборудования. С 1933 года ЭС-1 стала отпускать потребителям тепло, превратившись в теплоэлектроцентраль. Станция на Новгородской улице была той самой единственной ТЭЦ, которая в годы блокады продолжала работать и обеспечивала город теплом и электроэнергией.
В 1970–1975 годах впервые в стране две турбины ЭС-2 были оснащены генераторами с водяным охлаждением. В 2001 году на ЭС-2 было полностью прекращено сжигание угля, она была переведена на газ, что положительно отра­зилось на экологической обстановке в центре Санкт-Петербурга. В 2013 году, помимо капитального ремонта турбоагрегата и котлоагрегатов, здесь произошло еще одно важное событие и для станции, и для города: система подпитки теплосети ЭС-2 полностью переведена на водопроводную воду, в результате чего сетевая вода по качеству полностью удовлетворяет требованиям санитарных правил, предъявляемых к качеству горячего водоснабжения. Кроме того, были установлены узлы учета сточных вод в реку Нева и произведена модернизация и установка коммерческих узлов учета тепловой энергии на коллекторах Центральной ТЭЦ.
17 июня 2014 года введено в эксплуатацию закрытое распределительное устройство 110/6 кВ, оснащенное современным оборудованием высокой надежности.
Электростанция № 3 – самая маленькая из всех станций. Та небольшая электрическая мощность, которую она выдает, казалось бы, не делает погоды в общей картине. Да и работает она только в отопительный сезон. Но это не так: ЭС-3 играет важную роль, подстраховывая работу ЭС-1, особенно в периоды больших холодов, а также обеспечивает паром и теплом Военно-Медицинскую академию. С ЭС-1 ее связывает тепломагистраль.
Самую маленькую участницу тройственного союза ждут самые серьезные перемены. По окончании строительства ГТУ на площадке ЭС-1 она будет выведена из эксплуатации, но в музей не превратится, хотя для этого есть все показания: слишком много старого, в том числе редкого оборудования осталось на всех площадках Центральной станции, да и нестандартных решений (соединений, узлов) было реализовано немало. На ее месте ТГ-1 планирует построить перекачивающую насосную станцию, ей даже название уже придумали – Введенская. Для реализации этой идеи разрабатывается проект теплопровода с переходом над Фонтанкой, причем соорудить его необходимо таким образом, чтобы не нарушить архитектурный облик места. При этом район теплоснабжения ЭС-3 (Введенский канал, часть набережной реки Мойки) планируется полностью перевести на теплоснабжение от ЭС-1.

ЭФФЕКТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ
ЦЕНТРАЛЬНОЙ ТЭЦ

Сегодня масштабные работы по реконструкции и модернизации основного и вспомогательного оборудования проводятся одновременно на всех трех электростанциях (ЭС-1, ЭС-2, ЭС-3) Центральной ТЭЦ.
Создание современных генерирующих и электротехнических комплексов на Центральной ТЭЦ позволит городу:
• закрыть ряд старых, экологически небезопасных котельных,
• вывести неэффективные устаревшие мощности,
• минимизировать риск возникновения нештатных ситуаций и перебоев,
• автоматизировать системы управления технологическими процессами генерации,
• обеспечить стабильность работы энергетического кольца Петербурга,
• открыть возможность подключения новых потребителей,
• решить вопрос энергодефицита в историческом центре,
• снизить воздействие на окружающую среду за счет работы высокоэффективных мощностей на экологически чистом газовом топливе с низкими выбросами окислов азота и высоким коэффициентом полезного действия.
При этом есть надежда, что будет сохранен облик старинных зданий и помещений, с лепниной и росписями на потолках, а вместе с ними и удивительный дух исторической достоверности, стойкости и любви к своей профессии и городу.

Подготовила Светлана Соснова