БЦ Вант
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 06/31 сентябрь 2014 / СКОРОСТНАЯ МАГИСТРАЛЬ: МЕЧТЫ ЛЕНИНГРАДА ВОПЛОЩАЕТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
СКОРОСТНАЯ МАГИСТРАЛЬ: МЕЧТЫ ЛЕНИНГРАДА ВОПЛОЩАЕТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

СКОРОСТНАЯ МАГИСТРАЛЬ: МЕЧТЫ ЛЕНИНГРАДА ВОПЛОЩАЕТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Подход к строительству ЗСД изначально был хорошо рассчитан на долгую перспективу. Новая скоростная дорога должна решать важнейшие транспортные задачи и проблемы Петербурга, создавая кратчайшую связь между южными, центральными и северными районами города.
Необходимость сооружения транспортной связи северо-западных районов Ленинграда с центром города возникла еще в советские времена. В постановлении Совета министров СССР от 1990 года связующая магистраль уже упоминается в планах строительства дорожно-транспортных объектов. Еще через шесть лет вышло распоряжение мэра Анатолия Собчака «О создании Западного скоростного диаметра» как первоочередного объекта в связи с возможным проведением в Северной столице Олимпиады-2004. Но строительство Западного скоростного диаметра в Петербурге официально началось лишь в 2005 году.
Реализация проекта во многом определяла будущее Петербурга: динамику социально-экономического развития города, его конкурентоспособность, инвестиционную привлекательность. При этом ЗСД решал важнейшую задачу федерального уровня – полноценное транспортное обеспечение Морского порта Санкт-Петербурга, через который осуществляется поставка в Россию около 50% всех импортных грузов, перевозимых на морском транспорте, и вывоз 11% от общего объема экспортных грузов.
Ежедневно работу порта обеспечивает более 20 тыс. автомобилей, треть из которых – грузовые, преимущественно большегрузные.
Строительство ЗСД стимулировало целый ряд новых инвестиционных проектов, связанных с освоением незастроенных территорий на северо-западе Санкт-Петербурга.
Именно наличие в перспективе скоростной автодорожной связи с Морским портом и основными федеральными автодорогами, в том числе магистралью Санкт-Петербург – Москва, повлияло на решение крупных автомобилестроительных компаний о размещении своих сборочных производств и заводов по производству автокомплектующих в Петербурге, в перспективной транспортно-промышленной зоне на северо-западе города
Условно Западный скоростной диаметр делится на три участка: Южный, Северный и Центральный, строительство которых велось в пять очередей.
Еще летом 2005 года, за полгода до официального начала строительства ЗСД, были начаты работы в промзоне в районе железнодорожной станции Предпортовая в рамках прокладки первой очереди магистрали. При организации строительных площадок строителям приходилось решать множество вопросов со службами Октябрьской железной дороги. Так, зона сооружения опор основного хода с 8-й по 16-ю оказалась в треугольнике, окруженном со всех сторон железнодорожными путями, что потребовало сооружения временного железнодорожного переезда. Параллельно строительству велась работа по освобождению территории на всем протяжении первой очереди, и уже весной 2006 года буровые машины появились на участке от Ленинского проспекта до Краснопутиловской улицы, а на участке от строящейся кольцевой автодороги до Ленинского проспекта начался монтаж металлоконструкций пролетных строений.
Наряду со строительством Южного участка Западного скоростного диаметра летом 2007 года начались работы по подключению к нему 3-го и 4-го районов Большого морского порта. На этом участке будущая автомагистраль пересекала железнодорожные пути Варшавского и Балтийского направлений с интенсивным движением пригородных электропоездов, а также грузовые пути со станции Предпортовая в порт. Это сильно затрудняло производство работ. В ходе строительства пришлось выносить движение поездов на участке между Ленинским проспектом и Краснопутиловской улицей на построенные временные железнодорожные обходы, а на освобожденном участке – сооружать опоры и монтировать пролетные строения постоянных путепроводов. После этого движение поездов переключили обратно.
Были и другие трудности строительства. Так, на всем протяжении трассы на эстакадном участке, Автомобильной улице и улице Котлякова со­оружение дороги сильно осложнялось большим объемом работ по выносу подземных коммуникаций из зоны строительства. На участке от проспекта Народного Ополчения до бульвара Новаторов строящаяся трасса прошла в узком коридоре между школами-интернатами и поликлиникой метрополитена, что потребовало выполнения комплекса работ по шумозащитному остеклению указанных зданий. Кроме этого, Автомобильная улица была задействована для движения автобусов в расположенный на углу с улицей Котлякова автобусный парк, в связи с чем было необходимо в течение всего периода строительства сохранять возможность проезда по ней автотранспорта. В результате на пересечении строящейся магистрали с проспектом Народного Ополчения, а также на участках вдоль троллейбусного парка и вдоль депо метрополитена сооружена эстакада под четыре полосы движения автотранспорта.
Участок первой очереди проходит от транспортной развязки с КАД до развязки с Ленинским проспектом и Краснопутиловской улицей. Сегодня он обеспечивает связь 3-го и 4-го районов Большого морского порта Санкт-Петербурга с КАД и основными федеральными дорогами, по которым перевозится около 70% грузов Большого морского порта.
Вторая очередь строительства ЗСД включает участок от транспортной развязки с Краснопутиловской улицей до развязки с набережной реки Екатерингофки. Участок имеет сложные искусственные сооружения: четыре эстакады длиной 335 м, 942 м, 335 м и 1462 м; мост через реку Екатерингофку (длина 155 м, схема 76,6+75,86 м, ширина 2×21,4 м, двухъярусная ферма с ортотропной плитой); транспортную развязку с Благодатной улицей (четыре съезда); транспортную развязку в районе реки Екатерингофки (два съезда длиной 557 м и 231 м).
На эстакадах 3-го и 4-го участков второй очереди (между проспектом Стачек и рекой Екатерингофкой) трасса проходит по узкому коридору в условиях плотной промышленной застройки. В связи с этим здесь были применены уникальные двухъярусные фермы, обеспечивающие движение в одном направлении понизу, а в другом направлении – поверху (по четыре полосы в каждом направлении). Фермы расположены на кривой в плане, причем переменного радиуса, с виражами и переходными участками, что крайне редко встречается в практике двухъярусных пролетных строений. Максимальная длина пролета – 144 м.
В сентябре 2010 года состоялось открытие строительства участка третьей очереди ЗСД с обеспечением подключения Кольцевой автодороги к Горскому шоссе для съезда к сестрорецкому автозаводу ООО «Хёндэ мотор Мануфактуринг Рус».
Третья очередь ЗСД идет от транспортной развязки с Богатырским проспектом до развязки на примыкании к автомобильной дороге Е-18 «Скандинавия». Протяженность построенных дорог составляет 22,7 км. Искусственные сооружения включают девять мостов и путепроводов, эстакаду над Кольцевой автодорогой, две транспортных развязки и имеют общую протяженность 2,3 км.
Четвертая и пятая очереди, в соответствии с проектами, получившими положительные заключения Главгос­экспертизы России, предусматривают строительство от транспортной развязки в районе реки Екатерингофки до транспортной развязки в районе улицы Шкиперский проток, и транспортной развязки на пересечении с набережной Макарова с подключением улично-дорожной сети Васильевского острова.
Эти этапы строительства включают технически сложный участок дороги протяженностью 11,7 км – от набережной реки Екатерингофки по западной оконечности Васильевского острова до правого берега реки Большая Невка. Он завершит формирование ЗСД в качестве автомагистрали сквозного движения и обеспечит направление транзитного транспорта в обход исторического центра Санкт-Петербурга. На данном участке предусмотрено возведение в акватории Невской губы уникальных мостовых сооружений: двухъярусного моста через Морской канал с высотой судоходного габарита 52 м и длиной центрального пролета 168 м; вантового моста через Корабельный фарватер над рекой Большой Невой с высотой подмостового габарита 35 м и длиной центрального пролета 320 м; экстрадозного моста через Петровский фарватер.
На сегодняшний день большая часть строительства Западного скоростного диаметра завершена. 10 октября 2012 года был полностью открыт южный участок скоростной магистрали. 2 августа 2013 года открыто рабочее движение по северному участку ЗСД.
Строительство центрального участка продолжается. В 2016 году скоростная магистраль, разработка первых проектов которой началась еще в 1980 м, станет реальностью.
Грандиозной реальностью – похожей на научно-техническую фантастику.

Подготовила Светлана Петухова