ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 06/31 сентябрь 2014 / «ПиК» МАСТЕРСТВА ДЛЯ ВОЛГО-БАЛТА
«ПиК» МАСТЕРСТВА ДЛЯ ВОЛГО-БАЛТА

«ПиК» МАСТЕРСТВА ДЛЯ ВОЛГО-БАЛТА

Модернизация Волго-Балтийского водного пути, являющегося крупнейшим звеном транспортной гидросистемы Европейской части России, осуществляется в экстремальных условиях, с применением самых современных технологий. Строители заверяют, что бесперебойно функционировать обновленные объекты будут не менее 50 лет.

О специфике работы на данном объекте рассказывают генеральный директор ООО «ПиК» Виктор Михайлович Павлов и исполнительный директор компании Александр Викторович Павлов.

– Какой комплекс работ выполняет ваша компания на объектах Волго-Балтийского водного пути?
Виктор Михайлович:
– В настоящее время ООО «ПиК» является генеральным подрядчиком по реконструкции Волховского шлюза. Волго-Балт – легенда отечественного гидростроительства, однако построенные 50–80 лет назад гидросооружения, прослужившие практически без серьезных аварий, нуждаются в капитальном ремонте и модернизации. Их пропускная способность уже не соответствует современным потребностям, многие металлоконструкции и оборудование шлюзов требуют полной замены. Поэтому нам предстоит осуществить огромный объем работ по дноуглублению, берегоукреплению, восстановлению бетонных конструкций, а также замене металлоконструкций и оборудования. Справедливости ради стоит сказать, что это не просто металлоконструкции в их традиционном понимании, это колоссальные по своей массе и сложности части инфраструктурных объектов, как, например, двустворчатые ворота, подъемно-опускные ворота, затворы, заграждения.

– В чем заключается специфика работы на данном объекте?
Александр Викторович:
– Самое сложное сегодня – успеть уложиться в межнавигационный период. А это всего пять месяцев, притом как минимум два месяца практически выпадают из активного монтажа, потому что слишком низкие температуры не дают возможности осуществлять сварочные и бетонные работы. Поэтому процесс реконструкции сегодня идет в круглосуточном режиме. Мы стремимся сделать максимальный объем работ, чтобы уложиться в срок. Каждый объект Волго-Балта – это часть единого организма, остановка которого парализует работу всей системы. Ну и, конечно же, значительно осложняет нашу задачу необходимость работать в стесненных условиях.

– Но у вас ведь уже имеется опыт работы на Волго-Балте?
Виктор Михайлович:
– Разумеется, реконструкция и модернизация такой масштабной системы не может осуществиться одномоментно, в какие-нибудь три-четыре года, притом что ведется она в лишь в краткий межнавигационный период . Это процесс длительный, затратный, требующий большого опыта и специализированных знаний. Поэтому, начиная с 1997 года, ООО «ПиК» является основным подрядчиком Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей и судоходства (ФБУ «Администрация «Волго-Балт»). За это время предприятием выполнен колоссальный объем бетонных работ и работ по замене оборудования и металлоконструкций на Верхне-Свирском, Нижне-Свирском, Вытегорском гидроузлах. Кроме того на Верхне-Свирском шлюзе выполнена реконструкция механизмов приводов ворот, насосной станции с полной заменой трубопроводов и оборудования. Произведена замена подъемно-опускных рабочих и аварийных ворот и затворов галерей наполнения и опорожнения. Выполнен комплекс работ по восстановлению прочности бетона галерей наполнения и опорожнения камеры шлюза.
На Нижне-Свирском шлюзе проведена реконструкция закладных частей и затворов галерей наполнения и опорожнения камеры шлюза, верхних рабочих двустворчатых ворот. Произведена реконструкция ремонтного плавучего заграждения (батопорта), выполнена реконструкция верхнего аварийного заграждения. Аналогичные работы мы осуществили на шлюзах № 1–6 Вытегорского района гидросооружений и судоходства, и там же построили ряд причальных сооружений, что позволило резко сократить время судопропуска по северному склону канала.
Кроме того, с 1997 года на всех шлюзах выполняются работы по реконструкции швартовных устройств с заменой штрабного бетона и дополнительным армированием закладных частей плавучих рымов. Так что профессиональный опыт у нас действительно большой.

– Гидросооружение – это прежде всего металлоконструкции и механическое оборудование. Где они производятся, в России или за рубежом?
Александр Викторович:
– Только в России. Ежегодно мы монтируем 700–800 тонн металла. География наших заказов простирается от Петербурга до Урала. Во-первых, это связано с вопросами безопасности, так как Волго-Балтийский водный путь – это стратегический транспортный объект. А во-вторых, практически каждый шлюз, каждый гидроузел индивидуален – соответственно, его составные части изготавливаются по индивидуальным проектам. Это сложное литье, которое сопровождается особыми технологическими процессами термообработки. Каждая часть механизма представляет собой высокотехнологичный продукт. Если шестерня может составлять в диаметре до двух метров, далеко не каждое машиностроительное предприятие может изготовить такую конструкцию. Все направлено на усиление прочности конструкций. Наш проектный отдел разрабатывает ворота и затворы, рассчитанные на огромный напор воды. Представьте себе шахту глубиной 40 метров, в которую устремляется поток воды, – какой прочностью и силой должен обладать затвор, чтобы сдерживать эту массу. Сегодня мы вышли на тот уровень, когда весь цикл проектных работ делаем, что называется, с нуля, собственными силами.

– По-вашему, в чем заключается главное преимущество вашей организации, которая сегодня лидирует в сфере отечественного гидротехнического строительства?
Виктор Михайлович:
– Наш главный «золотой капитал» – это кадры. Так сложилось, что изначально, при создании компании, мы выбрали узкопрофессиональное направление. И не ошиблись. Этот выбор обусловлен тем, что я, как руководитель, являюсь специалистом в сфере подземного строительства. Мне близка эта тема. Время показало, что мы не ошиблись, потому что в России вообще мало профессионалов, способных работать в сложных геологических условиях. А у наших сотрудников, многие из которых – строители -подземщики во втором поколении, колоссальный опыт работы в условиях петербургских грунтов. Не случайно нам доверяют объекты повышенной сложности, такие как инфраструктурные объекты ГУП «Водоканал». Мы участвовали, к примеру, в строительстве главного канализационного коллектора Санкт-Петербурга – уникального сооружения, не имеющего аналогов в Европе. Предприятие успешно выполнило технологическое оснащение узла шахт 426, 426А, причем шахта 426 является самой глубокой на главном коллекторе, глубина ее составляет более 80 метров. Редко кто умеет работать на глубине, а наши специалисты подготовлены вести такие работы, осуществлять монтаж в стесненных условиях, в условиях водной среды. Сегодня штат компании насчитывает около 400 сотрудников, а при проведении масштабных работ численность достигает до 700 человек.
Кроме того, я бы хотел сказать о нашем парке техники – более 100 единиц. Ежегодно компания выделяет значительный объем средств на модернизацию. Мы являемся участниками самых крупных специализированных международных выставок, и с уверенностью могу сказать, что редко какая компания имеет такой арсенал техники и оборудования.
Вообще, у нас даже свой флот имеется: баржа, плавкраны, буксиры с квалифицированными командами. Так что мы очень мобильная организация – можем работать в любой точке страны, куда ведут водные пути. Кстати, одновременно с Волго-Балтом мы ведем работы по реконструкции Беломорско-Балтийского канала.

– Предпочитаете использовать российскую или зарубежную технику?
Виктор Михайлович:
– К сожалению, отечественная техника пока не соответствует тому уровню, который предлагают зарубежные производители. А мы не можем идти на компромисс в вопросах оснащения. Роботы-разрушители, использующиеся для демонтажа бетона, вибропогружатели, оборудование для алмазной, канатной резки, которое способно бесперебойно работать в условиях минусовых температур… Среди производителей специализированной техники и оборудования сегодня лидируют японцы, финны, немцы. Очень качественную технику стали выпускать китайцы.

– Ваша работа связана с объектами, построенными много десятилетий назад. Случаются интересные исторические находки?
Александр Викторович:
– Конечно, случаются. Например, когда делали вырубку скалы на Волховском шлюзе, находили окаменелые останки древнейших организмов. Там ведь располагалось реликтовое море, так вот очень интересно видеть ракушки, моллюсков, которым миллионы лет. А вообще – каждый объект преподносит какой-то сюрприз. То старинный якорь, то клепаные конструкции… Сейчас практически не найти объектов, выполненных по этой технологии, ее давно заменила сварка. Наши сотрудники нередко берут на память эти свидетельства минувших эпох, так что, кто знает, может быть, когда-нибудь устроим свой маленький корпоративный музей.


194017, Санкт-Петербург,
ул. Гданьская, д.18, корп.3
т./факс: +7(812) 554-46-24; 550-67-07
www.ooopic.ru