ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 06/31 сентябрь 2014 / ПРОЕКТИРОВАНИЕ: ОТ ПРИЗВАНИЯ К САМООБРАЗОВАНИЮ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ: ОТ ПРИЗВАНИЯ К САМООБРАЗОВАНИЮ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ: ОТ ПРИЗВАНИЯ К САМООБРАЗОВАНИЮ

Семь лет назад вступило в силу постановление Правительства РФ № 145 «Об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий».
По результатам первых трех месяцев работы по новому постановлению (выданы 7 положительных и 41 отрицательное заключение по объектам жилищного строительства) специалисты Службы Госстройнадзора Санкт-Петербурга отметили, что только 5% поступающих в экспертизу проектов были разработаны без значительных нарушений строительных норм и правил и не требовали доработки. Первой и главной причиной тогда назвали низкий уровень проектирования. Сегодня, по прошествии времени и после вступления в силу в апреле 2012 года №337-ФЗ о негосударственной экспертизе, цифры иные, но основной причиной отрицательных заключений и государственной, и негосударственной экспертиз по-прежнему называют недостаточное качество строительных проектов.

О ситуации в проектировании беседуем с Виктором Степановичем Морозовым, директором НП «Проектные организации Северо-Запада», и Александром Ивановичем Ортом, директором ООО «Негосударственный надзор и экспертиза» (ННЭ).

А. И. Орт: Раньше, во время существования единственной Службы госстройнадзора и экспертизы, претензии экспертизы к проектным организациям определялись соотношением выданных положительных и отрицательных заключений, которое составляло тогда примерно 60% к 40%. Сейчас такая характеристика «не работает». У ООО «ННЭ» на данный момент почти 10% отрицательных заключений. Но это не является абсолютным показателем претензии к проектировщикам. Тут можно говорить и о срыве сроков прохождения экспертизы в связи с низким качеством проекта, и об отсутствии необходимой исходно-разрешительной документации. Бывают ситуации, когда проектировщик неоднократно продлевает сроки для доработки проекта и даже частичного перепроектирования. И доля этих случаев может доходить до 20% от общего числа рассматриваемых нами проектов.
По первой половине 2014 года у нас следующие показатели: 70% положительных заключений по проектам, 20% – это те проекты, которые в процессе рассмотрения дорабатываются и 10% - которые доработать невозможно. В последних отсутствует исходно-разрешительная документация или имеются другие существенные недостатки, не позволяющие выдать положительное заключение.

– Чем можно объяснить недостаточную квалификацию проектировщиков и невысокий уровень проектов?
В. С. Морозов: Уровень проектировщиков по сравнению с советским временем, безусловно, упал, но причины этого – системные. Одна из них – изменения в высшем образовании, а именно переход на двухступенчатую (болонскую) систему бакалавриата и магистратуры. В результате вместо инженера-проектировщика вуз через четыре года выпускает техника-бакалавра, имеющего весьма общие знания по основным техническим дисциплинам, плохо представляющего сферу своей деятельности и в силу этого абсолютно неспособного не только к самостоятельной работе, но даже более или менее продуктивной работе в группе под руководством инженера! Конкретных знаний и навыков по своей непосредственной специальности за четыре года он не получает – так составлена программа, что основные курсы отнесены на следующую ступень. При этом в магистратуру из-за высокого конкурса попадают не все, да не все и хотят получать образование, которое ближе к научной, нежели к инженерной деятельности.
Еще одна проблема, весьма характерная для современной молодежи, – безоговорочное доверие компьютеру. Происходит это в силу лености ума и какой-то детской уверенности, что компьютер – это легко, быстро и всегда правильно. Но компьютер – это всего лишь инструмент, который открывает широкие возможности и позволяет делать сложные, даже очень сложные вещи, но – лишь при наличии знаний. Молодые люди должны понимать, что настоящий проектировщик должен не просто уметь заложить в программу исходные данные, но и понимать, что он получит на выходе и почему это будет так, а не иначе. А сегодня такими знаниями обладают немногие.

– Как изменить ситуацию и на каком уровне – вузовском, постдипломном? Кто и как должен заниматься повышением профессионального уровня действующих проектировщиков?
А. И. Орт: Проектировщиками, как и музыкантами, рождаются. Это призвание. В вузе можно дать азы и первичное образование, а дальше человек должен сам развиваться. Будущее и опыт проектировщика очень зависят от того, какие условия созданы в проектных организациях. А изменение программы высшего образования, на мой взгляд, мало что даст.
В. С. Морозов: Выход из сложившейся ситуации вижу один: самостоятельно повышать квалификацию, причем осознанно, целенаправленно и без отрыва от работы. Например, такую возможность предоставляет наше партнерство, организуя курсы для проектировщиков по четырем блокам: генплан, внутренние и внешние инженерные сети, строительные конструкции, пожарная безопасность. Мы их разработали, сделав основной упор на инновации в технической и нормативно-правовой сферах. Занятия позволяют в удаленном доступе получить необходимую информацию и, при необходимости, консультацию специалистов, проверить усвоенное в режиме тестов и получить соответствующий сертификат. Поступить к нам могут специалисты со стажем работы больше трех лет, и это я тоже считаю правильным и важным, что к нам приходят сложившиеся люди, которые понимают, знаний в какой сфере им не хватает в их практической работе. Но, по большому счету, я убежден, что нам нужно возвращаться к проверенной временем системе получения инженерных специальностей.

– Как «победить» зависимость проектировщика от заказчика, которая называется второй причиной непрохождения экспертизы?
А. И. Орт: К сожалению, выражение «у кого деньги, тот и заказывает музыку» относится и к строительной сфере. В погоне за максимальным использованием выделенного земельного участка заказчик дает задание, игнорируя требования Градостроительного кодекса, чтобы достичь максимального экономического эффекта. Для изменения ситуации необходимо создание более лояльных инвестиционных условий для застройщика.

– Почему большинство инновационных технологий и оборудования «исчезает» из проекта еще на уровне экспертизы? Как с этим справиться и возможно ли вообще?
В. С. Морозов: В первую очередь, для всех инноваций должна существовать законодательная база, без нее «победить» экспертизу невозможно. Но экспертиза нужна – это последний барьер для недобросовестных исполнителей и заказчиков, а также защита от случайных ошибок и поверхностных знаний. А если кто-то считает, что она рубит инновационные начинания, – нужно уметь защищаться, готовиться и доказывать обоснованность своих решений. А сейчас зачастую, я уверен, делается иначе.
А. И. Орт: Постоянный дефицит бюджета приводит к выхолащиванию проектных решений в сторону их упрощения и удешевления. Перед экспертизой заказчиками также иногда ставится задача максимально сэкономить бюджетные средства и рекомендовать для включения в проект бюджетные аналоги дорогого импортного оборудования и материалов с целью привлечения более дешевых материалов и оборудования местного производства. Качество некоторых из них оставляет желать лучшего, и, к сожалению, технические характеристики зачастую также разнятся.
Качество жилищного строительства все чаще определяется не инженерами и менеджерами подрядных строительных компаний, а запросами и предпочтениями потребителей, конъюнктурой рынка, конкурентной рыночной средой, что становится проблемой российских компаний. Уровень качества жилищного строительства окончательно выявляется именно и только в процессе эксплуатации. Результаты исследований в процессе надзора за строительством в Санкт-Петербурге показывают, что качество возводимого жилища становится критическим показателем его конкурентоспособности. При этом объекты жилой недвижимости, качество которых ниже требований рынка, утрачивают свою реальную рыночную стоимость, даже при наличии престижного местоположения и «заманчивой» цены.
В строительстве, по сравнению с другими отраслями материального производства, в меньшей мере можно создавать опытные образцы, которые впоследствии можно улучшить. Многие качественные характеристики носят прогнозный характер. Сложнее устраняются дефекты, допущенные в процессе изготовления строительной продукции. Строительная продукция зависит от природно-климатических условий региона строительства и ряда других факторов, что определяет многообразие показателей оценки качества строительной продукции.
Именно поэтому необходимо выявление недостатков новых технологий еще на стадии проектирования, чтобы опытным образцом не стал заселенный жилой дом. Одной из важных составляющих контроля качества является экспертиза проектов. Большая часть недостатков, несоответствия действующему законодательству, техрегламентам, СНиПам и ГОСТам выявляется именно на этапе проведения экспертизы.

***

В «благословенные» с точки зрения подготовки проектировщиков времена выпускников вузов не определяли сразу же проектировать высотки или промышленные гиганты, а ставили к кульману рисовать к ним стеновые панели, например. При этом за пять лет учебы каждый студент как минимум дважды проходил практику в проектной организации и мог понять, подходит ему эта работа или нет. Сегодня обязательную практику вузы не организуют, а проектные бюро не рвутся принимать студентов. Правда, не все. Такие организации, как филиал ОАО «ВНИПИЭТ» – СПбАЭП и ЗАО «Трест СевЗапЭнергомонтаж», старающиеся сохранить преемственность и уровень работы, – сами выходят на профильные вузы, приглашают ребят старших курсов на практику, а затем лучших принимают на работу. И это, без сомнения, самый верный способ решить поднимаемую нами проблему.

Подготовила Светлана Соснова