БЦ Вант
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 06/31 сентябрь 2014 / БАНКОВСКИЕ ГАРАНТИИ ДЛЯ СТРОИТЕЛЕЙ
БАНКОВСКИЕ ГАРАНТИИ ДЛЯ СТРОИТЕЛЕЙ

БАНКОВСКИЕ ГАРАНТИИ ДЛЯ СТРОИТЕЛЕЙ

На сегодняшний день банковские гарантии являются одним из наиболее востребованных продуктов на рынке финансовых услуг и практически единственной альтернативой денежному обеспечению при подписании контрактов в рамках Федерального закона «О контрактной системе», вступившего в силу с 1 января 2014 года.
Банковская гарантия широко используется в качестве инструмента обеспечения надлежащего исполнения принципалом (в данном случае участником размещения заказа) взятых на себя обязательств перед бенефициаром (в данном случае заказчиком) еще со времени действия Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В статье 22 этого закона оговаривалось право заказчика установить размер обеспечения заявки на участие в конкурсе и размер обеспечения исполнения контракта, который не мог превышать 30% начальной (максимальной) цены контракта или размер аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). Обеспечение могло быть предоставлено безотзывной банковской гарантией, выданной банком или иной кредитной организацией, или передачей заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, предусмотренном конкурсной документацией, причем способ обеспечения исполнения контракта определяется таким участником конкурса самостоятельно.
Вступивший в силу с начала года Федеральный закон № 44-ФЗ сделал требование к наличию обеспечения заявок и контрактов участниками закупки обязательным. При этом обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться путем внесения участником закупки денежных средств или банковской гарантией, тогда как при участии в электронных аукционах возможно только внесение денежных средств.
Размер обеспечения заявки должен составлять от 0,5% до 5% начальной (максимальной) цены контракта или, если при проведении аукционов начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн рублей, 1% начальной (максимальной) цены контракта. Для субъектов малого предпринимательства верхняя планка размера обеспечения заявки законом понижена до 2%. Однако надо учитывать, что малый бизнес преимущественно участвует в закупках с небольшой ценой контракта, которые осуществляются через электронные аукционы. Участие в электронном аукционе возможно при наличии на лицевом счете участника закупки, открытом для проведения операций по обеспечению участия в таком аукционе у оператора электронной площадки, денежных средств в размере не менее чем размер обеспечения заявки на участие в таком аукционе. Если закупки осуществляются разными операторами, то участник закупки должен открыть лицевые счета на каждой электронной площадке. Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца после даты окончания срока подачи заявок.
Размер обеспечения исполнения контракта победителем торгов должен составлять по выбору заказчика от 5% до 30% начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае если начальная (максимальная) цена контракта превышает 50 млн рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10% до 30% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). Таким образом, победитель торгов должен обладать собственными денежными средствами для исполнения контракта, поскольку выплата аванса может лишь компенсировать ему средства, «замороженные» в качестве обеспечения выполнения контракта.
Стоимость контрактов на проектирование и строительство может достигать значительных сумм, поэтому оформление исполнителями соответствующих банковских гарантий представляет большую проблему. На рынке подобных услуг традиционно действует большое количество разнообразных посреднических фирм, в том числе выдающих «липовые» гарантии. Статья 45 нового закона № 44-ФЗ серьезно ужесточила требования к банковским гарантиям и выдающим их банкам. Подробная информация о выданных банковских гарантиях теперь должна быть занесена в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе (в реестр уже занесено свыше 72 тыс. записей). Отсутствие информации в реестре является основанием для заказчика не принять банковскую гарантию. Выдавать эти гарантии имеют право только банки, отвечающие установленным требованиям и включенные в размещенный на сайте Минфина РФ перечень. Эти меры призваны исключить предъявление необеспеченных банковских гарантий. Несмотря на это, на рынке по-прежнему встречаются поддельные гарантии, которые даже заносятся в некие реестры, не имеющие отношения к единой информационной системе www.zakupki.gov.ru.
Обычно условия выдачи гарантий банки стремятся уточнять в индивидуальном порядке. На компромиссы идут даже крупные банки, включая «Сбербанк России», разработавший специальное предложение для индивидуальных предпринимателей и малых предприятий с годовой выручкой не более 400 млн рублей.
Обычно в извещении о проведении конкурсной процедуры указывают небольшие сроки подачи заявок, поэтому для участника закупки также важное значение имеет объем пакета необходимых банку документов и сроки принятия решения о выдаче гарантии. В этом отношении более оперативно действуют небольшие банки. При этом они должны обладать правом выдавать банковские гарантии. При регулярном участии в закупках организации имеет смысл заранее подготовить необходимый пакет документов.
С целью развития системы гарантий и поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства правительство Санкт-Петербурга приняло постановление о создании Фонда содействия кредитованию малого и среднего бизнеса. Размер одного поручительства Фонда не может превышать 50% от суммы обязательств заемщика, при этом совокупный объем поручительств Фонда, одновременно действующий в отношении одного заемщика, не превышает 20 млн рублей. Поручительство предоставляется Фондом на платной основе, однако, в отличие от банковской гарантии, стоимость поручительства Фонда заметно ниже – 1,75% годовых от суммы поручительства.

Подготовила Ирина Толдова

 

Директор СРО НПП «Союзпетрострой-Проект», к. т. н. Андрей Викторович Уртьев:
Получение банковской гарантии, необходимой для участия в системе государственных закупок, может представлять значительную сложность, особенно для небольших проектных организаций, не имеющих достаточного имущественного обеспечения в виде объектов недвижимости, оборудования и т. п. Еще более сложно войти в рынок вновь образованным компаниям. Зачастую они не имеют свободных финансовых средств для длительного размещения на счетах оператора электронной площадки или на депозите в банке. Однако в настоящее время количество банков, включенных в перечень Минфина РФ на право выдачи банковских гарантий, увеличилось с 50 до 350. Возросшая конкуренция между банками заставляет их разрабатывать более интересные предложения по предоставлению банковских гарантий, в том числе без имущественного обеспечения. Также определенную помощь участникам закупок могут оказать организации, созданные городом для поддержки малого и среднего бизнеса. СРО НПП «Союзпетрострой-Проект» вместе с представителями коммерческих банков и электронных площадок участвует в разработке программ по поддержке участия своих членов в контрактной системе.

Управляющая Санкт-Петербургским филиалом ОАО «Банк СГБ» Наталья Витальевна Филиппова:

Очень важно, чтобы банк, выдающий строительным организациям банковские гарантии, имел возможность индивидуального подхода к каждому клиенту, и особенно – к проектным и строительным компаниям среднего и малого бизнеса. Чтобы лучше узнать специфику работы со строителями, ОАО «Банк СГБ» (включен в список Минфина за номером 236) вступило в «Союзпетрострой», компаниям которого мы предоставляем особые условия. Для сокращения сроков выдачи гарантий мы заранее заключаем с компаниями соглашение о предоставлении банковских гарантий с установлением лимита, в рамках которого клиент имеет возможность получать различные виды банковских гарантий по заявке в течение одного дня.