ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 07/24 ноябрь 2013 / ВЛАДИМИР ЯКОВЛЕВ: НАДЕЕМСЯ, ЧТО КРИЗИС БУДЕТ «РАЗУМНЫМ»
ВЛАДИМИР ЯКОВЛЕВ:  НАДЕЕМСЯ, ЧТО КРИЗИС  БУДЕТ «РАЗУМНЫМ»

ВЛАДИМИР ЯКОВЛЕВ: НАДЕЕМСЯ, ЧТО КРИЗИС БУДЕТ «РАЗУМНЫМ»

Несмотря на ожидаемый экономический кризис и общее снижение темпов роста промышленного производства, объемы строительства в России все­таки растут.
Об этом в эксклюзивном интервью журналу «СТО Строительство Технологии Организация» рассказал Президент Российского Союза строителей Владимир Яковлев.

– Владимир Анатольевич, наверное, пока рано подводить итоги строительного года, но все­таки, какие важнейшие изменения произошли, на Ваш взгляд, в отрасли в 2013 году?
– В первую очередь, хотелось бы отметить вопросы жилья: показатель 12% роста – достаточно приличный, и мы уверены, что он создаст хорошую базу для введения жилья в целом и 65­67 млн кв. м в этом году будут обеспечены. Нужно также сказать о том огромном объеме работ, который проделан страной и строительным сектором по подготовке олимпийских объектов в Сочи, к Универсиаде, а также по подготовке АТЭС на Дальнем Востоке. Кроме того, сегодня значительно увеличен объем дорожных работ по всей стране. Поэтому можно констатировать: даже несмотря на снижение темпов роста промышленного производства, объемы строительства растут. Хотелось бы, чтобы они не снижались, поэтому та программа, которая заложена государством с перспективой роста до 2020 года, должна выполняться.

– Сегодня многие говорят о грядущем экономическом кризисе. Будет ли, на Ваш взгляд, строительный комплекс России подготовлен к нему лучше, чем в 2009 году?
– Несмотря на подобные ожидания, наши строители чувствуют себя сегодня более или менее уверенно. Впрочем, если кризис начнется, он, разумеется, в первую очередь ударит по строительной отрасли, поскольку тут же сократятся бюджетные средства на строительство, а соответственно и его объемы: здесь надо сказать, что сегодня большая часть работ выполняется строительными организациями за счет бюджетов всех уровней. Но будем надеяться, что новый экономический кризис будет более или менее, если можно так сказать, «разумным».

– Владимир Анатольевич, Вы очень любите исторический центр Петербурга. Хотелось бы узнать Ваше отношение к новым архитектурным объектам и проектам города, например, ко второй сцене Мариинского театра и Лахта­центру…
– Не могу сказать, что мне понравились эти объекты. В сложившейся архитектуре Санкт­Петербурга они являются некими искусственно пришитыми к костюму. Но всегда требуется время, для того чтобы подобная архитектура вписалась в общую концепцию того или иного города. Вспомним Эйфелеву башню, проект которой также вызывал много нареканий у парижан, а теперь это памятник архитектуры.

– Возможно, это знак нового времени, который необходим…
– Новые архитектурные решения – это всегда знак нового времени. В разные периоды архитекторы могли создавать свой облик города. В 1960­е гг., например, стремясь любой ценой обеспечить жильем растущее население СССР, понастроили «коробок» по всей стране… А Санкт­Петербург, и особенно его исторический центр, не случайно взят под охрану ЮНЕСКО, и город многие годы выполнял архитектурные обязательства, подписанные еще Петром I, в которых сказано, что высотность домов не должна превышать пяти этажей, улицы должны быть прямыми и т. д. Исключения бывали, конечно, – та же гостиница «Ленинград», которая не совсем вписывалась в панораму города. Но в целом Петербург сохранил свой облик.
– Отдельные петербургские специалисты полагают, что сегодня в городе строится слишком много церквей и торговых комплексов вместо того, чтобы в целях борьбы с автомобильными пробками заниматься освоением подземного пространства…
– Автомобильные пробки – проблема всех крупных городов, и за короткий срок ее не решить. Если бы мы в свое время не начали строительство КАД и участка ЗСД, сложно даже представить себе, что было бы сегодня с центром города… Однако и сегодня вопрос о наличии парковок в Северной столице стоит очень остро. Тем не менее, хотел бы сказать, что освоение подземного пространства – занятие дорогое, в Петербурге – дорогое вдвойне, а в историческом центре – еще и опасное для окружающих зданий, поскольку старые дома стоят преимущественно на деревянных свайных основаниях, грунтовые воды высоко и т. д. Можно, конечно, осваивать подземное пространство (в Москве эти работы по понятным причинам ведутся активнее, чем в Петербурге), но при этом необходимо очень четко соблюдать все технические регламенты и действовать крайне осторожно. У нас были проекты, предполагающие подземные парковки и другие строения под площадью Восстания, мы посчитали экономику и поняли, что это невыгодно. Поэтому, думаю, подобный вариант не для Санкт­Петербурга. На мой взгляд, здесь необходимо более активно задействовать пустые площади в городе для строительства гаражных стоянок. Они могут быть открытыми, в виде стандартных этажерок, слегка декорированных, чтобы не искажать архитектурную среду города.
– Оглядываясь назад, можете ли Вы сказать, что гордитесь какими­либо строительными проектами, начатыми во время Вашего правления в Санкт­Петербурге, или испытываете сожаление о том, что что­то не удалось завершить?
– Один губернатор завершить масштабный строительный проект в принципе не может, ведь срок исполнения его обязанностей составляет 5­10 лет. Но у меня есть гордость за строительство таких объектов, как кольцевая автодорога, транспортная развязка, которая делит город пополам и создает благоприятные условия для его развития, за Смольнинскую набережную, Ушаковскую развязку и т. д.


Беседовал Евгений Бжезински