ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 07/24 ноябрь 2013 / "Сенная"-"Садовая"-"Спасская" - трио петербургского метро

"Сенная"-"Садовая"-"Спасская" - трио петербургского метро

Усовершенствованная технология строительства специализированным тоннелепроходчес­ким комплексом позволила метростроителям менее чем за два месяца осуществить проходку наклонного хода станции «Спасская» и сократить сроки строительства.
О специфике строительства станции «Спасская» рассказывает заместитель генерального директора – главный инженер ОАО «Метрострой» Алексей Старков.

– Алексей Юрьевич, открытие вестибюля станции «Спасская» состоится на год раньше запланированного. Чем это вызвано?
– Первоначально планировалось полностью запустить в эксплуатацию «Спасскую» в 2014 году, при этом вестибюль станции должен был стать частью торгового центра «ПИК­2». Однако проект планировки территории и проведение торгов на выбор инвестора строи­тельства здания ТЦ на Сенной площади затянулось. Поэтому минувшим летом на выездном заседании с участием вице­губернатора Санкт-­Петербурга М.М. Оганесяна было решено разделить этот вопрос и открыть станцию, чтобы первый пересадочный трехстанционный узел «Сенная площадь» – «Спасская» ­ «Садовая» начал функционировать в полном объеме. К тому же еще до декабря 2012 года у нас были выполнены практически все строительные работы, связанные с наклонным ходом.

– Насколько известно, проект нового облика Сенной площади предполагает не только возведение новых зданий, но и возвращение исторических сооружений. По какой причине затягивается реализация проекта?
– Действительно, сегодня там возникает масса вопросов, и главный из них – планировка участка. Необходимо окончательно утвердить, какие именно здания будут построены на Сенной площади. Затягивается и воссоздание храма. Проведены все необходимые изыскания, обнаружены фрагменты исторического фундамента Спаса­на­Сенной. Однако за прошедшие десятилетия над ними проложено большое количество инженерных сетей, на перенос которых требуется разработать проекты и выделить немалые средства. Необходимо еще определить источник финансирования: в бюджете города, либо с привлечением инвестора, который за свои деньги осуществит вынос сетей из пятна застройки. Кроме того, до сих пор нет четкого понимания, какой именно торговый комплекс будет на месте строительства. Поэтому мы выполнили, как и предполагал первоначальный проект, прошедший экспертизу, одноэтажный вестибюль станции «Спасская» с тем, чтобы была возможность в дальнейшем построить над ним здание торгового комплекса. Опыт строительства вокруг вестибюля действующей станции имеется, например, «Достоевская», «Обводный канал» и др.
Главное, что транспортный узел, объединяющий три станции Сенной площади, будет функционировать в полном объеме. Четыре года станция «Спасская» не имела выхода на поверхность, для входа и выхода пассажиры пользовались соседними станциями, что доставляло массу неудобств петербуржцам. Все помнят, как в 2008 году с запуском 5­ой линии пассажиры нередко не могли понять, почему они ехали с одной станции и вдруг оказывались где­нибудь на «Чкаловской». Поэтому решение о запуске наклонного хода станции «Спасская» было абсолютно оправданным и направлено на повышение комфорта пассажиров.

– С какими сложностями столк­нулись метростроители в процессе работы?
– Я бы назвал это скорее не сложностями, а особенностями строительства. Так, в нашей практике это уже третий наклонный ход, построенный специализированным тоннелепроходческим комплексом. Поскольку полученный опыт при строительстве станций «Обводный канал» и «Адмиралтейская» позволил нам усовершенствовать и доработать технологию проходки, «Спасская» построена с превосходными результатами и по скорости исполнения, и по характеристикам осадки.
На сегодняшний день, это самая прогрессивная, наиболее подходящая для условий Петербурга технология. Места, где она наиболее целесообразна –плотная историческая застройка центра города. И самая главная опасность, которая существует в этих местах – это осадка фундаментов близлежащих зданий. Невозможность применения традиционных методов из­за их разрушающих воздействий в свое время привела к тому, что мы долго не могли приступить к строительству наземного выхода станции «Адмиралтейская», хотя сама станция была построена еще в 1997 году. Любящие эффектные выражения журналисты еще называли ее «станция­призрак». Предлагались различные оригинальные варианты строительства выхода на поверхность, даже система вертикальных лифтов. Важно было не допустить осадки исторических зданий. Но в итоге, рассмотрев предложения компании Herrenknecht AG, мирового лидера в области тоннельного оборудования, мы остановились на предложенной ими технологии строительства специализированным тоннелепроходческим комплексом.
Результат получился превосходный – осадка зданий оказалась настолько незначительной, а скорость строительства настолько высокой, что данную технологию было решено применить и на строительстве других наклонных ходов, в том числе на «Спасской». Каждый из трех пройденных тоннелей имеет наклон в 30 градусов. Такого ни в российской, ни в мировой практике подземного строительства еще не было.

– А каков экономический эффект применения данной технологии?
– Сложно говорить о каких­то конкретных финансовых показателях. Но безосадочность проходки и экономия времени безусловна. Прежде нам приходилось обурить наклонный ход, затем осуществить заморозку грунта, на которую уходило не менее двух месяцев, и только потом вести проходку тоннеля. Весь цикл строительства занимал около двух лет. Сейчас, как показал пример «Спасской», мы можем уложиться всего в два месяца. А в современном мире время – это деньги.

– Использовались ли при строи­тельстве какие­то инновационные материалы?
– Разумеется. Раньше при строительстве наклонного хода в большинстве своем использовались чугунные блоки. С применением тоннелепроходческого комплекса стали применять железобетонную высокоточную водонепроницаемую обделку. Кроме того, во время проходки использовался специальный двухкомпонентный состав раствора, который имел определенные прочностные характеристики. Состав этой бетонной смеси был разработан с учетом работы проходческого комплекса с наклоном для того, чтобы обеспечить моментальное схватывание и не допустить стекания раствора вниз, образования за щитом пустот и осадок. Раствор затвердевал моментально, что обеспечило высочайшее качество строительства.
Все материалы изготавливались на одном из предприятий ОАО «Метрострой» заводе «Метробетон».
Кроме того, в рамках проекта будет выполнена обработка всех поверхностей вестибюля новой станции «Спасская» специальным антивандальным покрытием, не допускающим впитывание красящих веществ в отделочные материалы. Пока, к сожалению, тема вандализма актуальна и в России и в других странах. Поэтому хочется подольше сохранить оригинальные авторские панно на стенах, красоту натурального мрамора и гранита. Осталось ждать совсем недолго, 7 ноября первые посетители увидят облик новой станции петербургского метрополитена.

Подготовила Елена Рачкова